Top.Mail.Ru
архив

Сама садик я садила

Марта Стюарт прочно обосновалась в рейтингах самых влиятельных американцев. При личном состоянии в $650 млн она по популярности опережает многих гораздо более состоятельных соотечественников. В США на Стюарт смотрят как на воплощенную американскую мечту в ее женском варианте. Стюарт зарабатывает на жизнь тем, что дает американцам советы по домоводству. Не более…

 

У непосвященного может сложиться впечатление, что холеная, уверенная в себе блондинка провела детство в загородном особняке с изысканными интерьерами – наподобие тех, что украшают страницы издаваемых ею книг и журналов. На самом деле все совсем не так. Возможно, Марта Стюарт (в девичестве Костыря) ребенком и мечтала о чем-то подобном, но выросла она совсем в другой обстановке. Дочь небогатых польских эмигрантов, Марта провела детство в штате Нью-Джерси, в небольшом промышленном городке. Помимо нее в семье было еще пятеро детей, так что девочке с малых лет пришлось помогать родителям по хозяйству. Когда Марте исполнилось три года, отец стал учить ее ухаживать за небольшим садиком. Чуть позже к «реальному» воспитанию подключилась мать – под ее руководством Марта занималась готовкой и шитьем. А у пожилой четы пекарей, живших неподалеку, юная соседка научилась замечательно печь пироги.

Однако о карьере домохозяйки Марта и не думала, вынашивая, как и многие девушки послевоенного поколения, более амбициозные планы. С детства она привыкла много читать, так что стала самой юной посетительницей взрослого читального зала в местной библиотеке. Особенно ее привлекали биографии знаменитостей, из которых Марта черпала бесчисленные рецепты успеха и уверенность, что добиться известности по силам и ей.

Отличная учеба в школе позволила Марте получить частичную стипендию в Барнардском колледже Нью-Йорка. Сначала она решила изучать химию, но потом переключилась на историю искусств. Родители не могли помочь ей материально, и Марта стала подрабатывать в качестве фотомодели. В ее послужном списке – участие в съемках нескольких популярных рекламных роликов, в том числе в рекламе краски для волос Clairol и мыла Lifebuoy.

Еще до окончания колледжа Марта вышла замуж за студента юридического факультета Эндрю Стюарта и взяла его фамилию. В 1967 году у них родилась дочь Алексис, и Марта решила сосредоточиться на воспитании ребенка. Но долго дома не усидела, и уже спустя два года по примеру своего свекра стала работать брокером на бирже. Это занятие было весьма далеким от того бизнеса, к которому она готовилась в университете, однако Марта преуспела на новом для себя поприще. Правда, как вспоминает начальник брокерской конторы, в которой работала Стюарт, Марта нередко огорчалась из-за того, что не могла держать «поведение» акций под контролем. Маленькая деталь, но очень показательная. Став самостоятельным бизнесменом, Марта Стюарт очень долго стремилась держать все ниточки в своих руках, не передоверяя подчиненным ни одной мелочи.

 

Богиня жадности

Экономический кризис 1973 года направил карьеру Марты в новое русло. Она оставила работу на Уолл-стрит и вместе с мужем переехала в Уэстпорт (штат Коннектикут), где семья приобрела ферму, построенную еще в 1805 году. На реставрацию фермы ушло несколько лет, зато Марта приобрела опыт дизайнера и декоратора.

Закончив большой ремонт, Марта снова решила заняться бизнесом. Перебрав несколько вариантов, она предпочла на сей раз организовать собственное дело. Скооперировавшись с подругой, Стюарт открыла в подвале собственного дома небольшую фирму по организации приемов. Очень быстро вечеринки «от Марты» стали самыми модными в городе. Особенно ей удавались сервировка стола и украшение блюд, которые были одновременно и оригинальными, и элегантными.

В 1979 году на одной из таких вечеринок Марта познакомилась с Аланом Миркеном – президентом издательской компании CrownPublishingGroup. Миркена настолько очаровали манеры Марты, что он убедил ее написать книгу об организации вечеринок, пообещав издать этот труд. Через три года после этой встречи на свет появился капитальный справочник «Устройство приемов», который стал настоящей «библией» для американских женщин. Книга выдержала уже около 30 переизданий, а ее общий тираж превысил полмиллиона экземпляров.

Благодаря «Устройству приемов» Марту Стюарт заметили и в остальной Америке. Ей все чаще заказывали статьи по вопросам домоводства, так что вскоре за первой книгой последовали и другие. Марта вспомнила, как с отцом училась ухаживать за садом, как вместе с мужем восстанавливала старую ферму, и поняла, что может многому научить своих читательниц. Так появились книги «Садоводство», «Подготовка к свадьбе», «Подготовка к Рождеству». Надпись на обложке – «от Марты Стюарт» – гарантировала книгам попадание в список бестселлеров.

Своим успехом Марта Стюарт в известной мере обязана и эффектной внешности, которая выгодно отличает ее от стереотипной добродушной толстухи, дающей советы по домоводству. Стройная блондинка производит впечатление женщины, умеющей устроить свою жизнь, а главное – способной научить этому других. На самом деле этот имидж не вполне соответствует действительности: по мере того как бизнес-карьера Марты шла вверх, ее семейная жизнь с Эндрю Стюартом начала трещать по швам. Закончилось все скандальным разводом, после которого некогда любимый муж добился судебного запрета на любые попытки общения с ним бывшей жены. Однако почитательницы Марты Стюарт продолжают свято верить в то, что, следуя ее советам, смогут сделать свою жизнь лучше. Она их в этом не разубеждает.

Постепенно из талантливой домохозяйки с яркими и необычными идеями Марта Стюарт превратилась для миллионов американцев в воплощение безупречного вкуса и стиля. Хотя и недоброжелателей у Марты всегда было в избытке. Достаточно взглянуть на многочисленные карикатуры на Марту в прессе и в Интернете.

И если почитатели считают ее богиней домашнего очага, то противники прозрачно намекают, что Марта Стюарт скорее богиня жадности.

Стюарт тем временем продолжает играть свою роль, причем иногда не без самоиронии. Как-то Марте довелось сняться в рекламе AmericanExpress, в которой она любовно выкладывала дно своего бассейна отслужившими срок пластиковыми карточками этой компании. Прекрасная пародия на ее жизненное кредо – Бог в деталях.

 

«У меня нет времени на глупости»

В 1989 году добрый ангел Алан Миркен устроил Марте встречу с журнальным магнатом Ньюхаузом-младшим, в соавторстве с которым она стала разрабатывать концепцию журнала по домоводству. Стюарт считала, что в отличие от большинства изданий такого рода, которые рассчитаны на весьма демократичную публику, новый журнал должен быть обращен к женщинам из обеспеченных слоев общества. Однако Ньюхауз посчитал, что такой журнал плохо вписывается в принадлежавшую ему группу изданий, и проект в итоге не состоялся.

Идею Марты подхватил другой крупный журнальный холдинг – TimeInc., хотя тоже не без колебаний. На переговорах один из потенциальных боссов в лоб спросил Марту Стюарт: «А что если в один прекрасный день я обнаружу на шестой странице вашего журнала рок-звезду с костью, торчащей из носа?» Ответ последовал незамедлительно: «У меня нет времени на такие глупости». На том и сошлись. Так появился журнал MarthaStewartLiving.

Пару лет назад главный редактор журнала признался, что представляет себе типичную читательницу как уверенную в себе женщину 40 лет, которая живет с семьей в пригороде и имеет работу с неполной занятостью. Под интересы такой аудитории и формируется содержание журнала. В MarthaStewartLiving не встретишь статей о том, как женщине заполучить желанного мужчину или похудеть сообразно модной диете. Предполагается, очевидно, что типичная читательница журнала выше этого, а единственная ее забота – приблизиться к идеалу совершенства, нарисованному умелой рукой Марты Стюарт.

Журнал был принят читающей публикой на ура. К 2001 году тираж MarthaStewartLiving вырос до 2,4 млн экземпляров, а общая аудитория одного номера составляет около 14 млн человек – журнал передается из рук в руки.

В 1995 году Марте Стюарт удалось выкупить MarthaStewartLiving у TimeWarner, и с тех пор журнал превратился в ядро ее быстро растущей империи. Издательское подразделение MarthaStewartLivingOmnimedia – самое успешное из всех предприятий Стюарт: оно приносит Марте 61% общего дохода (который в прошлом году составил $296 млн). Помимо этого журнала компания выпускает еще несколько периодических изданий, в том числе и для детей.

Параллельно Марта Стюарт вторглась и в другой сектор медиа-бизнеса. Ее компания MarthaStewartLivingOmnimedia производит и продюсирует телевизионные шоу и радиопередачи. Кроме того, еженедельную колонку за подписью Марты Стюарт охотно приобретают многие американские издания.

Среди прочей продукции MarthaStewartLivingOmnimedia производит компакт-диски. Большинство из них традиционны – сборники музыкальных произведений для оформления торжественных событий. Но есть и экзотика – вроде диска «Жуткие звуки для Хэллоуина», на котором записаны демонический хохот, завывания привидений, звон бьющихся бокалов и другие подобные страшилки. На обложке диска говорится, что это звуковое оформление использует на семейных празднествах сама Марта Стюарт. Простодушные американцы этому верят и раскупают диски как горячие пирожки.

Довольно успешной оказалась деятельность MarthaStewartLivingOmnimedia и на ниве Интернет-коммерции. Всего за несколько лет сайт компании (одновременно являющийся и Интернет-магазином) сумел собрать аудиторию в 1,7 млн пользователей.

Еще одна статья дохода MarthaStewartLivingOmnimedia – мерчандайзинг и брэндинг. Марта Стюарт из реального человека превратилась в популярную торговую марку. Полотенца, простыни, посуда, наборы для рукоделия с указанием «От Марты Стюарт» продаются куда лучше их безымянных конкурентов.

 

Свежевыжатая карьера

В 1999 году MarthaStewartLivingOmnimedia дебютировала на фондовой бирже. В первые дни после начала продажи акций Марта Стюарт установила неподалеку от здания биржи полосатый тент и самолично угощала посетителей свежевыжатым апельсиновым соком. Стоимость акций очень быстро выросла в два с лишним раза, и Марта в одночасье стала миллиардершей – пусть и на бумаге.

Однако после экономических кризисов 1998 – 2000 годов мыльный пузырь сдулся: с личным состоянием в $650 млн Стюарт с трудом удерживается в конце четвертой сотни рейтинга «400 самых богатых американцев» журнала Forbes. Однако в рейтинге влиятельности она намного опережает многих куда более богатых соотечественников. Тот же Forbes, например, в рейтинге «15 самых популярных магнатов» поставил Марту Стюарт на шестое место – после Билла Гейтса, Опры Уинфри, Стивена Спилберга, Джека Уэлча и Росса Перо. А следом за ней стоит финансист Уоррен Баффет. По версии Fortune, Стюарт занимает 13-е место в списке самых могущественных бизнес-леди 2001 года. Отметилась Стюарт и в рейтинге журнала Time «25 наиболее могущественных людей Америки», пусть и не на первых позициях.

Ее телешоу завоевало две премии «Эмми» (аналог «Оскара» для телевизионных передач), а журнал MarthaStewartLiving трижды удостаивался премий как лучший национальный журнал в своей категории.

В августе Марте Стюарт исполнится 61 год. На пенсию она не торопится, однако специалисты все чаще задают вопрос: что станет с ее империей, если Марте Стюарт все же придется уйти? Не развалится ли эта грандиозная постройка подобно карточному домику, из которого выдернули нижнюю, самую главную карту?

Видимо, подобные сомнения посещают и саму Марту. Во всяком случае, в последние годы она уже не стремится контролировать все в одиночку, доверяя принятие важных решений членам своей команды. При подборе ключевых кадров Стюарт тяготеет к женщинам одного с нею типа – моложавым, стройным блондинкам со страстью к работе. Неудивительно, что на некоторых фотографиях президент MarthaStewartLivingOmnimedia Шерон Патрик выглядит младшей сестрой своей начальницы.

Недавно телекомпания NBC сообщила, что собирается снять о Стюарт фильм. Основой для него может стать биография Марты, написанная известным журналистом Кристофером Байроном, причем отнюдь не в комплиментарном стиле.

Еще по теме