Top.Mail.Ru
архив

Самолеты сами не летают

НА ЗАСЕДАНИИ кабинета министров 29 марта было принято принципиальное решение о поддержке отечественных производителей авиационной техники. Отныне государство будет финансово участвовать в организации лизинговых компаний, давать гарантии по банковским кредитам, предоставляемым лизинговым и авиационным компаниям, а также брать на себя частичное субсидирование процентной ставки по кредитам. Именно этого и добивались от правительства и авиакомпании, которым скоро не на чем будет летать, и российские производители воздушных судов, пророчившие скорую кончину отечественной авиапромышленности. И те, и другие в последнее время жили исключительно за счет периодического продления ресурсов самолетов, давно уже отлетавших положенное (более половины российской техники имеет «стаж», превышающий 20 лет). Собственно российский авиапром действительно «скорее мертв, чем жив», и только запуск реальной лизинговой схемы может вдохнуть в него жизнь. По признанию генерального директора Российского авиационно-космического агентства Юрия Коптева, если бы не были приняты решения по лизингу, «мы были бы обречены предоставить все свои пассажирские и грузовые авиаперевозки иностранным компаниям либо продолжить практику обновления парка за счет закупки иностранных самолетов – со всеми вытекающими отсюда финансовыми и политическими последствиями». Юрий Коптев полагает, что для удовлетворения внутренних потребностей в крупных самолетах в течение десяти лет необходимо построить около 800 авиалайнеров. В ближайшие несколько месяцев Минэкономразвития России совместно с Росавиакосмосом, Минфином России, Минтрансом России и Минпромнауки России должны отобрать приоритетные лизинговые проекты и представить данные в Минфин. После чего, вероятно, будут внесены определенные изменения в бюджет 2001 года, с тем, чтобы выделить средства для поддержки лизинговой схемы. А со следующего года подобные расходы должны закладываться в бюджет постоянно. Помимо обновления самолетного парка отечественных авиакомпаний правительство поставило также задачу выхода на зарубежные рынки с авиационной техникой нового поколения. Иностранным государствам будут предоставлены гарантии под связанные государственные кредиты, а также под кредиты коммерческих банков. Одновременно рассматривается возможность поставки российской авиационной техники в счет погашения внешнего долга. По словам вице-премьера Ильи Клебанова, российские самолеты типа Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ту-334 соответствуют международным требованиям, и уже через пару лет будут сертифицированы и пойдут в серийный выпуск. В настоящее время уже прошли «обкатку» два пилотных проекта по лизингу самолетов Ил-96 и Ту-204, близок к завершению еще один проект, связанный с лизингом самолета Ту-214. В последней декаде апреля, как сообщил вице-премьер, министр экономики и промышленности Республики Татарстан Сергей Когогин, состоится первая в истории отечественного авиастроения передача нового самолета в классический финансовый лизинг. Казанское авиационно-производственное объединение (КАПО) планирует передать первый самолет Ту-214 в лизинг компании «Дальавиа». Оператором сделки по лизингу производимых на КАПО Ту-214 выступает Финансовая лизинговая компания (ФЛК), учрежденная компанией «Татнефть», банком «ЗЕНИТ» и рядом других инвесторов. По словам члена совета директоров ФЛК Игоря Аванесяна, «Дальавиа» по заключенному осенью 2000 года соглашению со временем получит от КАПО еще один лайнер. Средства на производство этих самолетов поступили из бюджетов Республики Татарстан, Хабаровского края и ряда банков. Бюджеты обоих регионов вложили деньги на условиях возвратности и платности. «Эти два региона стали первопроходцами на пути государственного содействия развитию авиастроения с помощью лизинга, – отметил г-н Аванесян. – И задача возрождения производства на одном из крупнейших авиазаводов страны, КАПО, уже в значительной мере решена».

Еще по теме