Top.Mail.Ru
архив

"Сельхозугодья" МИДа

Олимпиада в Сочи
Фото ИТАР-ТАСС

В преддверии строительства олимпийских объектов в Сочи наблюдался настоящий ажиотаж в отношении недвижимости и земельных участков. Предприимчивые дельцы рассчитывали хорошо заработать на последующей перепродаже земли государству.

Стоимость "сотки" в той же Красной Поляне и Имеретинской долине побила все мыслимые рекорды, участки продавались за несколько миллионов долларов. Но новым остапам бендерам не суждено было погреть руки на проекте "Сочи-2014": оценка земельных участков проводилась независимыми компаниями. Однако у этой медали имеется и оборотная сторона.

Все, кто ездит на дачу в Подмосковье, наверняка видели билборды с предложением купить гектар-другой земли, ранее находившейся в категории земель сельхозназначения. Этот бизнес сродни бизнесу тех же перекупщиков южной столицы. Но есть ведь компании, покупавшие земли по вполне рыночным ценам еще на заре 1990-х. В условиях галопирующей инфляции они вкладывали средства, на многих из этих участков уже выросли современные торговые центры и жилые поселки. Другие ждут своей очереди. Сегодня же оказывается, что итоги приватизации 1990-х могут быть пересмотрены волевым решением чиновников, присмотревших себе "сладкий" кусочек территории.

Такая ситуация сложилась и вокруг земельного участка площадью 16,4 га, принадлежащего ЗАО "ТД "Сетуньская", акционером которого является экс-владелица девелоперской компании "Интеко" Елена Батурина. Как оказалось, уже после приватизации данной земли президент РФ Борис Ельцин распорядился передать ее Министерству иностранных дел для строительства посольств Китая, Индии и Кубы. Примечательно, что об этом указе, кроме ограниченного круга чиновников, никто не знал, так как он имел гриф "для служебного пользования". Сей факт, кстати, делает президентский указ недействительным: вступить в законную силу документ мог только после официальной публикации. Причем никто из чиновников Росимущества, которые и вытащили этот указ на белый свет, не может ответить на вопрос: зачем указанным посольствам переносить свои представительства из весьма комфортабельного центра на отшиб?

На самом деле очевидно, что о строительстве посольств никто из чиновников даже и не думает. Достаточно сказать, что за все двадцать (!) лет, прошедших с момента появления ельцинского указа, МИД РФ, для нужд которого вроде как и резервировались участки, ни разу (!) не вспоминал ни об указе, ни о землях. Все эти обстоятельства заставляют предположить, что Росимущество, прикрываясь недействительным указом 20-летней давности, работает отнюдь не в государственных интересах.

Еще до принятия итогового решения по делу арбитражным судом столичная мэрия в конце 2011 г. спорный участок вдруг переводит в категорию земель сельхозназначения. Совершенно ясно, что никаких садов и огородов в центре Белокаменной возделывать никто не будет. Зато у чиновников появилась возможность "заморозить" использование земли до принятия нужного им судебного решения. Не исключено, что впоследствии изъятый у добросовестного собственника участок будет продан заинтересованным коммерческим структурам.

Тот факт, что ЗАО "ТД "Сетуньская" является именно добросовестным приобретателем, сомнений не вызывает.

В далеком 1993 г. совхоз "Матвеевский", расположенный в основном в Подмосковье и частично в Москве, объявил о приватизации. Было получено соответствующее разрешение Комитета по управлению имуществом Московской области, совхоз оформил все документы да и зажил себе спокойно.

Через десять лет, в 2003 г., совхоз решил продать часть не нужных ему земель площадью 16,4 га, расположенных в Москве. Покупателем как раз и выступило ЗАО "ТД "Сетуньская". На участке предполагалось построить многофункциональный комплекс "Сетунь-Хиллс". Но уже в 2004 г. Росимущество неожиданно вспомнило об указе Бориса Ельцина, а еще через восемь лет, в 2012 г., на его основании даже получило судебное решение, предписывающее "Сетуньской" вернуть приобретенные 16,4 га государству.

Получается, что земля, купленная в полном соответствии с законом одной коммерческой структурой у другой коммерческой структуры, в любой момент может быть безвозмездно отобрана государственными структурами. Это противоречит не только всем юридическим нормам, но и позиции государства в данном вопросе.

Напомним, что эта тема обсуждалась на недавнем заседании Госсовета, которое проводил президент Владимир Путин. "По сути, в нашей стране никогда не было частной собственности на землю, если только самый коротенький период времени, да и то в достаточно ограниченном виде. Произвол и коррумпированность чиновников гасят, тормозят полноценное развитие земельных отношений в России. И как следствие, замедляется продвижение страны в целом", - отметил глава государства.

"На наш взгляд, в целом озвученные тезисы выглядят более чем целесообразно. Повышение контроля над целевым использованием земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, и возврат в рыночный оборот неэффективно эксплуатирующихся территорий - задача, несомненно, весьма актуальная", - подчеркивает аналитик ИК "Финам" Анна Мишутина.

Но есть и другая сторона. "Безусловно, поднятая президентом Путиным проблема хронического дефицита земель и вовлечения земель в коммерческий оборот крайне серьезная и значимая. Огромные по масштабам площадей земельные участки висят тяжелым грузом на балансе разного рода министерств и ведомств, создавая возможности для незаконной предпринимательской деятельности и обогащения коррумпированных чиновников", - отмечает старший аналитик "Риком-Траст" Владислав Жуковский. При этом есть совершенно непонятна формулировка - "неэффективное использование" земель, но нет никаких четких критериев и параметров для определения степени эффективности использования земельных участков. "Без радикального ограничения произвола чиновников, создания стимулов для развития малого бизнеса и оказания поддержки предпринимателям упрощение процедуры отъема земель лишь усилит коррупционные поборы, а сами земли будут выкуплены либо отняты в интересах узкого круга олигархов", - заключает Владислав Жуковский. Без этого упрощение процедуры отбора "неэффективно" используемых земель может стать всего лишь очередным крайне действенным инструментом неправового решения коммерческих споров и силового отъема собственности у добропорядочных граждан и бизнеса.

Сегодня у "Сетуньской" остался последний шанс восстановить справедливость: 9 ноября в Верховном суде (ВС) будет рассматриваться вопрос о легитимности неопубликованного ельцинского указа 20-летней давности.

Частное дело одной компании в итоге стало знаковым для всего земельного рынка. Ведь если "Сетуньской" не удастся отстоять свои права, фактически дадут "зеленый свет" для пересмотра итогов приватизации 1990-х. Да и как будет проходить этот пересмотр? Придут чиновники, отберут понравившуюся землю у собственников, прикрываясь наспех состряпанными или поднятыми из небытия документами, да и перепродадут ее в своих интересах новым хозяевам. Причем речь может идти не только о крупных компаниях, но и о простых гражданах. Защищаться от чиновничьего произвола тогда будет нечем: дело "Сетуньской" де-факто становится прецедентным. Осталось только узнать, кому будет выгоден этот "прецедент": смогут ли распоясавшиеся чиновники и дальше отбирать землю у законных владельцев или ВС все же вернет дело в правовое поле.


Еще по теме