Top.Mail.Ru
архив

Шейхи разбудили компьютерщиков

Рост мировых цен на нефть привел к стабилизации экономики России, в результате чего увеличился спрос на компьютерную технику в корпоративном секторе. Этот сектор в 2000 году рос быстрее, чем розничный. Компании- заказчики стали жестче проводить тендеры на поставку техники и чаще отдавать предпочтение российским производителям. Рост корпоративного сектора привел к перегруппировке операторов - в этом сегменте пробуют себя компании, работавшие прежде преимущественно в рознице. Московские фирмы фиксируют оживление спроса в регионах.

 

Пессимистичные сценарии себя не оправдали

Генеральный директор компании «Аквариус-Дата» Леонид Гольденберг говорит, что в «Аквариусе» прогнозировали в 2000 году рост российского рынка ПК и серверов приблизительно на 15%. Эти прогнозы сбылись, что подтверждают отчеты независимых исследовательских компаний.

«Российский компьютерный бизнес хорошо чувствовал себя в прошлом году благодаря росту цен на нефть и связанному с этим оживлению национальной экономики», - говорит Гольденберг.

Технический директор «Формозы» Владимир Шаров признается, что в его компании были пессимистичные сценарии развития бизнеса в 2000 году: «В начале года у нас были невеселые прогнозы. Они были основаны на том, что в розничном секторе сложились тяжелые условия работы. Однако к концу года благодаря относительной экономической стабильности ситуация изменилась. В 2000 году государство впервые за долгие годы проявило активность в секторе информатизации образования. Это обстоятельство также существенно ободрило рынок».

«Многие аналитики считали, что в 2000 году экономика России сможет оправиться от последствий августовского кризиса 1998 года и что показатели экономического развития выйдут на докризисный уровень. Так и произошло», - говорит генеральный директор «Деллсистемс СНГ» Александр Шталенков.

Генеральный директор компании City Group (эта дистрибуторская компания входит в группу «Формоза») Олег Фефелов тоже заметил, что рынок существенно активизировался. «Очень интересные процессы идут в регионах. Там бурно растут молодые компьютерные фирмы, - считает Фефелов. - Анализ наших поставок показывает, что в регионах очень активно развивается и корпоративный рынок. Можно предположить, что компании, работающие в регионах, существенно укрепили свое положение».

С «региональными наблюдениями» коллег согласны и в «Аквариусе». Здесь говорят, что «почти вся техника уходит в регионы, в Москве остается лишь небольшая часть». Разумеется, сказанное не означает, что в Москве иссяк спрос на вычислительную технику. По мере того как российские компьютеры «уезжают» в регионы, техника зарубежного производства оседает в Москве. Вообще спрос на информационные технологии в Москве был даже в самые тяжелые месяцы после августовского финансового кризиса 1998 года. В регионах же ждали лучших времен. Сегодня дает о себе знать как раз этот отложенный спрос. В результате региональный рынок выглядит бодрым как никогда.

В 2000 году на рынке начал формироваться новый сектор. Речь идет о малых компьютерах (PDA- устройствах). «Пока в игру на рынке PDA не включились наиболее крупные операторы. Вероятнее всего, с их выходом на рынок PDA прибыльность этого сектора упадет, и компании, работающие на нем, откажутся от работы с этим типом устройств. По оценкам операторов (наверняка завышенным), за год было продано всего около 12 тыс. таких устройств. В масштабах рынка это очень незначительный показатель», - считает президент группы компаний R-Style Computers Василий Васин.

 

Корпоративный сектор растет быстрее розницы

Менеджеры R-Style говорят, что разные сектора рынка растут разными темпами. В частности, сектор серверов увеличивается быстрее, сем сектор компьютеров.

Рост корпоративного сектора заметили и в московском офисе французской Bull S.A. (клиенты Bull в России - государственные учреждения, министерства, банки и промышленные предприятия). По словам генерального менеджера московского офиса Bull Александра Чуба, в 2000 году оборот российского представительства составил около $30 млн, увеличившись по сравнению с 1999-м более чем на 20%,.

Александр Шталенков говорит, что в корпоративном секторе в 2000 году проявилась еще одна тенденция - стала увеличиваться доля закупок компьютерной техники на тендерной основе. «Чаще всего в качестве организаторов тендера выступают государственные структуры. Процедура участия в тендерах становится более формализованной, и требования заказчиков к поставляемому оборудованию и решениям неуклонно растут», - отмечает Шталенков.

По мысли Василия Васина, компании, строящие корпоративные информационные системы, стали в большей степени ориентироваться на отечественного производителя. Такими образом, часть прибавочной стоимости, которая раньше отдавалась западным производителям, теперь остается в России. Васин считает, что благодаря этому обстоятельству российские компьютерные компании имеют возможность больше тратить на усиление инфраструктуры (службы сервиса) и на улучшение продукта. В результате за те же деньги заказчики получают более производительную компьютерную технику, дополнительные услуги по консалтингу, а также ПО, более соответствующее задачам клиента.

Опережающий рост корпоративного сектора приводит к тому, что компании меняют свое позиционирование. Например, «Формоза» до 1999 года практически не работала в корпоративном секторе, а теперь, по свидетельству ее топ-менеджеров, решила попробовать себя и в этом сегменте.

Что же касается компьютерного ритейла, то здесь в 2000 году также начались изменения. «Рынок розницы перегруппировывается. Одни компании начали сворачивать свои сети, а другие, наоборот, стали экспериментировать с форматом», - говорит Василий Васин (Об экспериментах в компьютерной рознице «Ко» писал в № 48 - 49 от 18 декабря 2000 года).

 

«Красные» начинают и выигрывают

Менеджеры российских компаний утверждают, что в 2000 году они стали более активно теснить в конкурсах зарубежных производителей. Западные вендоры придерживаются иной точки зрения. «2000 год был для нас успешным, - говорит менеджер московского офиса IBM Денис Решин. - Продажи персональных систем по сравнению с 1999 годом выросли на 60%». Решин считает, что продажи увеличились благодаря изменениям в менеджменте IBM, которые коснулись схемы работы с партнерами (в России были образованы отдельные направления по продуктам. В IBM считают, что новая схема эффективнее прежней: например, продажи ноутбуков выросли по сравнению с 1999 годом на 50%).

Рост российского рынка информационных технологий в 2000 году в IBM прогнозировали на уровне 12% (в секторе персональных систем - 14%). Менеджеры московского отделения IBM считают, что в 2000 году компания укрепила свое положение на российском рынке за счет крупных проектов. В этом секторе IBM потеснила других западных вендоров. В секторе же SOHO (малый бизнес и домашние пользователи) IBM, по мнению менеджеров компании, подвинула российских производителей. Кроме того, у IBM есть успехи в сфере телекоммуникаций. Здесь было реализовано несколько крупных Интернет-проектов. IBM занимает 7-е место в списке производителей, работающих на российском ИТ-рынке. Первые строчки занимают российские сборщики - «Формоза», R&K, «Аквариус».

Еще по теме