Top.Mail.Ru
архив

Школа начальников

19.03.201200:00

Слово "менеджмент" прочно обосновалось в русском языке и уже давно перестало быть чем-то диковинным и непонятным. В роли менеджера легко представить как опытного управленца, так и совсем молодого человека, делающего лишь первые шаги по карьерной лестнице.

Бизнес-образование, МВА, MBA
Когда слышишь словосочетание "управленческое образование", первым делом на память приходят MBA и другие программы дополнительного образования, рассчитанные на людей опытных и, скажем так, взрослых. Между тем менеджмент, равно как и специальности, в названии которых присутствует слово "управление", уже давно укрепились и в первом высшем образовании.


Веер возможностей

При этом управленческое образование не ограничивается общим менеджментом. Например, в Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ (ВШКУ) ведется подготовка бакалавров по такому профилю, как "Коммерция и логистика в торговой деятельности", а в планах - открытие программы "Международная коммерция". "Выбор профилей определялся их востребованностью отечественным рынком труда, - отмечает Людмила Дуканич, руководитель программы высшего образования ВШКУ. - Грамотных специалистов, владеющих современными знаниями и технологиями по продвижению товаров на российские и зарубежные рынки, в нашем бизнесе катастрофически не хватает".

Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ (ИБДА) также сделал ставку на международную составляющую и в прошлом году в дополнение к направлению менеджмент (профили "Международный бизнес", "Международные финансы" и "Бизнес-администрирование") предложил еще два: "Управление человеческими ресурсами в международном бизнесе" и "Международные отношения: политика, экономика, бизнес".

Стоит отметить, что международность программ заключается не только в изучении иностранных языков и теоретическом знакомстве с соседями по глобусу. Как правило, студенты имеют возможность получения двух дипломов: российского и одного из зарубежных университетов, с которым у отечественного вуза сложились партнерские отношения. При этом условия обучения зависят от выбранного иностранного вуза. Так, European University (кампусы в Германии, Швейцарии, Франции и Испании), один из партнеров ВШКУ, предлагает обучение за рубежом в течение одного семестра с продолжением учебы в Москве по программе European University, в то время как Университет Бедфордшира (Великобритания) - один из партнеров ИБДА - студенты уезжают на два года.

Однако далеко не все желающие могут рассчитывать на получение двойного диплома.

"Конечно, мы посылаем учиться не всех, - рассказывает Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА. - С нашей стороны есть определенные требования к студентам, потому что партнеры нам доверяют и мы не можем обманывать это доверие. В первую очередь должна быть определенная успеваемость. Кроме того, знание английского должно быть на уровне, достаточном для полного, 100-процентного понимания информации, ведь преподавание за рубежом идет на английском без перевода".


По делам твоим

Со времен перехода нашей страны на рыночные рельсы различные финансовые и экономические специальности в вузах пользуются стабильно высоким спросом. Однако не стоит путать их с управленческими программами обучения.

"Управленческое образование предполагает понимание не только экономической специфики, но еще и "софтовые" знания: психология, организационное поведение, все то, что связано с коммуникативными навыками, - поясняет Ирина Колесникова. - Потому что современный управленец - на 95% коммуникатор. Его задача не закапываться в детали (для глубокого анализа есть экономисты), а сформировать команду, вдохновить ее и наладить процесс коммуникации, без которого ни одна хорошая идея не может быть реализована в полной мере".

Подобные навыки невозможно получить, сидя за партой. И тут на помощь студентам приходит учебная практика. Как правило, в вузе могут помочь с выбором места практики, которое может найтись и в компаниях преподавателей-практиков, и в компаниях слушателей программ MBA, и в компаниях - партнерах вуза. Но приветствуется, если студент сам находит место будущей практики, в конце концов искусству "продавать" себя на рынке труда тоже нужно учиться. Чем именно человек будет заниматься на практике, зависит как от личных качеств студента, так и в какой-то степени от его удачи. Кто-то весь месяц просто перекладывает бумажки, а кто-то выдвигает рационализаторские предложения, приносящие компании прибыль. Работа найдется всем: систематизация баз данных, ведение деловой переписки с зарубежными партнерами, участие в переговорах, работа на бирже, подбор новых кадров, маркетинговые исследования, организация выставок и конференций и т.д. Любой из вариантов может стать предметом практики, а значит, и дополнительной записью в резюме.

Ну а чтобы в течение учебного года студенты оставались в курсе ситуации на рынке и знали тонкости и проблемы реального бизнеса, часть предметов и спецкурсов читают не академические преподаватели, а удачные, состоявшиеся бизнесмены, руководители компаний и бизнес-консультанты. А в дополнение к этому студенты бакалавриата имеют возможность посещать круглые столы, семинары и мастер-классы для слушателей бизнес-программ. Такая практика есть, например, в ВШКУ.


Школа - помощник или помеха?

Когда в рамках беседы о первом высшем образовании заходит речь о школе, как правило, тут же в центре внимания оказывается подготовка к сдаче ЕГЭ, стратегия подачи документов в те или иные вузы и т.п. Однако данные вопросы требуют отдельной развернутой и подробной статьи, а потому речь сейчас не о них.

В современном мире знание азов экономики, понимание того, что такое деньги и как с ними взаимодействовать, требуется даже детям. Поэтому преподавание в школе экономики, а также введение различных дополнительных предметов финансовой и деловой направленности, как правило, подается как преимущество и дополнительный бонус к стандартному школьному обучению.

С одной стороны, это действительно так, поскольку подготавливает школьников ко взрослой жизни и помогает познакомиться с некоторыми профессиями.
Так, школа "Наследник" в 2002 г. создала Межрегиональный детский биржевой центр, одной из основных целей которого является обучение старшеклассников основам инвестирования и аналитической работы на финансовом рынке.
А в школе "Президент" профессиональные психологи, имеющие опыт работы в реальном бизнесе, проводят бизнес-игры, в том числе экономические, благодаря которым дети набираются опыта. "Бизнес-игры позволяют приобрести навыки, необходимые в любом профессиональном деле: умение вести переговоры, планировать время, ставить цели и выбирать стратегии, а также управлять деньгами", - поясняет Любовь Машина, директор школы "Президент".

Между тем представители вузов скептически относятся к обучению школьников азам экономики.

"Я принципиальный противник этого, - подчеркивает Ирина Колесникова. - Без предварительных вводных знаний говорить об экономике с учеником 8-9 класса - это значит очень сильно упрощать и схематизировать экономику. Дети привыкают к этому, ждут той же схемы и в дальнейшем, продолжая принимать такие же упрощенные решения в своей профессиональной жизни".

Однако у школ есть и другие способы познакомить детей с разными профессиями. Введение ЕГЭ и системы, при которой любой школьник может подавать документы сразу в несколько вузов на несколько специальностей, сделало во многом бессмысленной целенаправленную профподготовку в конкретный вуз, но не избавило от необходимости профориентирования учеников как такового. Просто теперь школы вынуждены решать этот вопрос самостоятельно.

Например, в школе "Президент" организуются "экскурсии в профессию" - специальные разновозрастные экскурсионные программы, помогающие детям сориентироваться в современном бизнесе и профессиях, попробовать и решить, что подходит для будущего, а что останется в памяти как багаж впечатлений. "Цель этого проекта - показать и рассказать детям всю правду про взрослую профессиональную жизнь, на примере успешных компаний продемонстрировать, как строится современный бизнес, как создаются и работают современные технологии, какие сотрудники и как участвуют в достижении результата, а также дать возможность старшеклассникам "примерить на себя" разные специальности, проникнуть в суть профессий, пробудить интерес к тому, как стать профессионалом, и найти ответ на вопрос "кем быть", - говорит Любовь Машина.

Но вне зависимости от того, будет ребенок учиться по обычной программе, получит ли хорошую профильную подготовку или выберет программу международного бакалавриата, дающую возможность поступить практически в любой вуз мира без дополнительных экзаменов, все учителя и преподаватели едины в одном: главное - заинтересовать и замотивировать, потому что человеку, готовому учиться, любая наука дается быстрее и лучше. Именно о таком, жадном до знаний студенте мечтают в вузах.

Людмила Дуканич, руководитель программы высшего образования ВШКУ РАНХиГС при Президенте РФ:

"Мы прежде всего хотим видеть у себя на факультете студента, заинтересованного в своем будущем, в самореализации, в своей будущей профессиональной деятельности. Только такой студент, несмотря на какие-то возможные пробелы в школьном образовании, сможет получить качественную подготовку по своей будущей профессии. Это важно, так как научить человека, если он не прикладывает к этому никаких усилий, невозможно даже самым квалифицированным преподавателям".


Ирина Колесникова, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ:

"Судить о вузе нужно по его выпускникам: насколько они интересны, успешны, трудоустроены, насколько хорошо себя чувствуют на рынке труда, демонстрируют ли хорошую динамику карьерного роста и т.д.

Второй критерий, по которому стоит выбирать вуз, - расписание. Надо прийти в вуз и взглянуть на реальное учебное расписание. Не на то, что анонсируется на сайте или на дне открытых дверей, а посмотреть, что дети реально изучают.

И третий критерий - это лингвистическая подготовка. В свете вступления в ВТО и глобализирующегося мира как минимум английский язык должен быть рабочим".


Еще по теме