Top.Mail.Ru
архив

Словно по маслу

Плохую управляемость и убыточность многих крупных компаний часто объясняют слабой подготовкой отечественных менеджеров. На самом деле в промышленных компаниях есть свои опытные, знающие законы бизнеса управленцы. Один из них практически возродил Оренбургский нефтемаслозавод.

 

Обычный советский завод

Оренбургский нефтемаслозавод (ОНМЗ), возникший еще в советские времена, всегда был типичным социалистическим предприятием, не адаптированным к рыночной экономике. Продукция среднего качества находила своего неприхотливого потребителя в республиках Средней Азии.

Своеобразным моментом истины для предприятия стал 1991 год. После распада Советского Союза традиционные рынки сбыта переместились за границы России. Основные потребители продукции ОНМЗ остались в новых независимых государствах и перестали покупать прежде востребованный товар. Да и в самой России масла и смазки не пользовались особым спросом. Платежеспособность рынка резко упала. Многие российские партнеры ОНМЗ переориентировались на других поставщиков или создали на своих площадях мини-цеха по выпуску масел и смазок. Именно эти цеха, созданные руководством крупных комбинатов и поддерживаемые местными администрациями, окончательно вытеснили ОНМЗ из рыночной ниши. Они не платили налогов, а все затраты списывали на себестоимость своих покровителей. Как ни странно, дешевая продукция заведомо более низкого качества продавалась гораздо лучше, чем продукция ОНМЗ. Как следствие на заводе значительно снизились объемы выпускаемой продукции: с 12 тыс. до 4 тыс. тонн. Такие объемы не окупали даже постоянных расходов. В свою очередь, экономическая несостоятельность завода привела к разрушению социальной инфраструктуры.

Появились задолженности по зарплате. ОНМЗ плотно сел на картотеку и надеялся только на благосклонность местной администрации.

Неприглядной картины общего запустения не нарушило даже вхождение завода в состав ОНАКО, где он продолжал оставаться тяжелым и неприбыльным активом. В компании попросту не знали, что делать с этим предприятием. Деньги в завод вкладывались лишь для поддержания его в рабочем состоянии. Ни о каких перспективах никто и не вспоминал.

 

Мы ждем перемен

После покупки ОНАКО Тюменской нефтяной компанией завод вошел в состав ТНК. Как известно, у ТНК свой высокодоходный бизнес, поэтому НМЗ опять оказался непрофильным приобретением. Новые владельцы завода оказались перед нелегким выбором. Самым простым вариантом была продажа завода. Но это решение могло иметь следствием гибель ОНМЗ. Все заинтересованные лица прекрасно понимали, что завод с огромными долгами и неясными перспективами вряд ли кого заинтересует, да и выручить за такой актив можно немного. ТНК приняла другое решение: завод нужно оставить, но при этом добиться стабильности производства и заставить предприятие жить по рыночным законам. Для выполнения такой задачи требовались квалифицированные исполнители.

На должность генерального директора был утвержден Сергей Нетесанов, бывший первый заместитель ОНОС. Он стал отвечать за производство. Однако нужен был еще один специалист, который смог бы навести порядок в финансовой сфере, отладить сбыт и сформировать маркетинговую политику. После тщательного отбора ТНК остановилась на кандидатуре Александра Епанечникова. Ему была предложена должность финансово-коммерческого директора.

Александр Епанечников получил известность как грамотный топ-менеджер еще во время работы в группе компаний «Юниверс». Там он и приобрел руководящий опыт. Придя в 1994 году во вновь созданную компанию, Александр прошел путь от начальника отдела до заместителя генерального директора, став членом совета директоров. За его плечами был опыт финансиста и трейдера-практика, хорошо знающего как нефтяной рынок, так и сопутствующие ему.

Сформированный антикризисный штаб приступил к реанимации ОНМЗ.

Сделать предстояло немало. За предприятием закрепилась репутация производителя продукции вчерашнего дня. Были развалены дилерские сети, производственные мощности простаивали.

В первую очередь совместно с ТНК был определен генеральный поставщик сырья: им стал Орский НПЗ. Но появление стабильного поставщика не решало всех задач. Надо было изменить подход к реализации продукции. «Раньше на предприятии ждали, что придет покупатель и возьмет товар. Теперь ОНМЗ активно продвигал свою продукцию на рынке. Следующим шагом стало расширение ассортимента. В производство была запущена целая серия новых масел и смазок. Судя по реакции рынка, новая сбытовая политика пришлась по душе потребителям. Представители ОНМЗ заключили целый ряд выгодных договоров и привлекли массу новых покупателей. Среди потребителей продукции ОНМЗ такие промышленные гиганты, как ВАЗ, ГАЗ, «НОСТА», Магнитогорский металлургический комбинат.

ОНМЗ вновь выходит на рынки ближнего зарубежья. В сентябре 2001 года первые 1,5 тыс. тонн продукции отправлены в Казахстан. Представители других среднеазиатских стран тоже присматриваются к ассортименту предприятия.

«Мы стараемся использовать такое преимущество перед конкурентами, каким является статус опытного предприятия, – подчеркивает Александр Епанечников. – Это значит, что все новинки могут разрабатываться в заводских лабораториях».

 

Долгожданное превращение

Работа, проведенная антикризисным штабом предприятия, дала впечатляющие результаты. Выросла производительность завода. За семь месяцев 2001 года Оренбургский НМЗ, который совсем недавно считался бесперспективным предприятием, выпустил 30,7 тыс. тонн нефтепродуктов.

Динамика роста впечатляет. В июле нынешнего года предприятие выпустило 5,55 тыс. тонн нефтепродуктов, что составило 197% к июлю 2000 года. В августе выпуск продукции достиг 9,45 тыс. тонн и четырехкратно превысил аналогичные показатели 2000 года. По словам Епанечникова, рыночному рывку способствовала и сложившаяся благоприятная экономическая ситуация в России. В стране начался реальный экономический рост. Все больше заводских мощностей загружалось, все большему числу станков и прокатных станов требовались смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ). А это и есть продукция НМЗ. Сейчас Оренбургский НМЗ вышел на стабильные объемы, 10 – 12 тыс. тонн продукции в месяц, постоянно расширяя ассортимент своей продукции.

Увеличение сбыта привело к увеличению доходов завода. ОНМЗ смог с помощью ТНК рассчитаться с долгами по картотеке. В настоящее время завод динамично развивается и постепенно рассчитывается с долгами.

Налаженное производство, стабильные объемы и хорошие темпы реализации продукции помогли забыть о безработице и задержках зарплаты. Удалось снять социальную напряженность на предприятии. Появилась гораздо более приятная «проблема» – нехватка рабочих рук. «Нам нужны грамотные специалисты, способные внедрить новые технологии», – подчеркивает Александр Епанечников.

Человеку, не знающему, какая колоссальная работа проделана на предприятии, могло показаться, что на рынке масел и смазок неожиданно возник новый завод с огромными объемами. На самом деле было создано реально работающее в условиях рыночной экономики предприятие, которое простилось с негативным имиджем производителя продукции второго сорта. «За время реконструкции мы не получили ни одной рекламации по качеству продукции», – утверждает Александр Епанечников.

Еще по теме