Top.Mail.Ru
архив

Смертельная монополия

Риск насильственной смерти становится повседневным фактом для руководителей Министерства путей сообщения. 10 сентября жертвой жестокого убийства стал руководитель Дирекции пассажирских сообщений МПС Николай Глубоков. Четвертое за полгода убийство крупного железнодорожного чиновника уже нельзя объяснить ни совпадением, ни злым роком.

Кровавый счет был открыт 18 марта, когда в Ростове был убит заместитель начальника Северо-Кавказской железной дороги Валерий Сараев. Сараев курировал капитальное строительство на этой железной дороге, в том числе и в Чечне. Следующее убийство произошло 18 июня в Санкт-Петербурге. На этот раз жертвой оказался главный инженер службы материально-технического снабжения Октябрьской железной дороги Александр Рощин. В его обязанности входила организация поставок запчастей и комплектующих для подвижного состава, а также проведение тендеров и заключение договоров с поставщиками. Третьим в печальный список попало имя заместителя начальника Московской железной дороги Сергея Паристого. Его расстреляли утром 20 августа в Москве, когда он садился в автомобиль, чтобы ехать на работу. По этой же схеме были исполнены и два первых убийства – киллеры рано утром подходили к жертве и расстреливали из пистолетов в упор.

Смерть Николая Глубокова была организована по другому сценарию. Он скончался у себя дома в результате множества колото-резаных ранений. Милиционеры насчитали на его теле более 30 ран. Такая жестокость обычно свидетельствует о непрофессионализме убийц. Однако это не исключает версии заказного преступления. По крайней мере, ведущие дело оперативники наравне с версией об ограблении и «бытовухе» изучают возможную связь преступления с профессиональной деятельностью Глубокова. Тем более что жена Николая Паристого, предыдущей жертвы, по имеющейся информации, также имела прямое отношение к билетному бизнесу и работала в Дирекции пассажирских сообщений.

По мнению одного из экспертов, последний всплеск насилия не случайно совпал с началом реализации плана МПС по развитию частной сети реализации билетов. В настоящее время 90% билетов реализуется через кассы МПС, остальное – через частные структуры. Ежегодные продажи пассажирских билетов в поезда дальнего следования составляют около 15 млрд руб. Уже в следующем году через частные фирмы планируется продавать 30% билетов. Конкуренция фирм, претендующих на контракты по реализации билетов, в этой ситуации обострилась до крайности. И позиция руководителя Дирекции пассажирских перевозок при распределении этих контрактов могла стать для некоторых из этих фирм либо источником огромных прибылей, либо причиной не меньших убытков.

Безусловно, это только одна из возможных версий. Несомненно другое: смертельные разборки в МПС вряд ли могли произойти в случае, если бы деятельность ведомства не была связана с распределением огромных доходов. Железнодорожное ведомство вступило на путь реформирования последней из советских монополий. Очевидное противоречие между монопольной ценой и рыночной средой превращает железные дороги в источник сверхприбыли, ради которой, по Марксу, «капиталист идет на любые преступления».

Еще по теме