Сотовые операторы повысят цены

Мобильные операторы выглядели основными бенефициарами карантина: вся жизнь россиян перетекла в смартфон. Однако на деле компании столкнулись с увеличением не только трафика, но и расходов. Компенсировать их бизнес будет за счет пользователей. Услуги подорожают на 10–20 %, полагают эксперты, опрошенные «Компанией». Повышение тарифов, как и прежде, замаскируют под архивирование устаревших предложений и предложение пакетов.
Точек роста у мобильных операторов немного: новых драйверов практически нет, из-за этого инвестиции «в связь», которые в прошлый кризис воспринимались как защитные, сегодня становятся рискованными. Такая картина наблюдается во всем мире. Против отечественного телеком-рынка к тому же играет слишком малый размер компаний и доминирование на нем всего четырех игроков.
Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»:
— В начале пандемии операторы предупреждали, что будут вынуждены поднять тарифы на 15 %, а не на запланированные 10 %. Повышение на 8 – 10 % уже произошло, остались еще 5 %.
У российских операторов нет сейчас другого пути, кроме повышения тарифов. Фондовый рынок и так уже оценивает эти компании очень низко, не видя для них перспектив развития.
Карантинные потери вызваны двумя причинами. Во-первых, закрывшиеся на период изоляции гостиницы и рестораны, торговые центры и стадионы, непродуктовые магазины и прочие перестали платить за связь. Во-вторых, упал поток посетителей в салонах цифровой техники. Приобрести онлайн-кинотеатры, чтобы зарабатывать на доступе к контенту, операторы не смогли (вероятно, рассчитывали дождаться банкротств и купить дешевле). Да и если смогли бы, это растущее направление все же слишком уступает по выручке. У операторов вырос трафик, но зачастую — в рамках тех тарифов, которые просто использовались не по максимуму.
Фондовый рынок точек роста телеком-операторов не видит, а комментаторы, обязанные быть оптимистами поневоле, наверное, должны перечислить ИТ-услуги, интеграционные проекты, контент — новые направления, которые, однако, не скоро сравнятся по выручке с абонентской базой. Поэтому, в общем-то, акции всех телеком-компаний, а не только наших, стагнируют.
Алексей Бойко, аналитик агентства MForum Analytics:
— Процесс повышения тарифов идет практически постоянно, но в большинстве случаев компании стараются делать это аккуратно — за счет списывания в архив старых тарифов.
У сотовых операторов не так много источников доходов, поэтому любые потери они вынуждены пытаться компенсировать в том числе и за счет повышения тарифов.
Потери компаний можно объяснить прежде всего тем, что резко изменилась география распределения трафика. Это вызвало необходимость для операторов предпринимать экстренные меры по реконфигурации сетей и наращиванию пропускной способности сетей там, где ранее она не была востребована в таких объемах.
Возможные точки роста — это все, что отвечает изменениям в привычках абонентов. Люди стали больше потреблять развлекательный контент — можно ожидать роста платных подписок на соответствующие услуги от ТВ до онлайн-гейминга. Люди стали менее мобильны — а значит, ожидаем рост спроса на телемедицинские услуги в разных их вариантах, от телеконсультаций с врачами до телемониторинга различных медицинских сенсоров.
Идеальным для операторов сценарием стал бы отказ от безлимитных тарифов, которые не поощряют ни конкуренцию, ни развитие сетей.
Олег Сальманов, главный редактор Telegram-канала «Нецифровая экономика»:
— В России до сих пор тарифы на связь остаются одними из самых низких в мире, при том что качество связи, напротив, — одно из самых высоких. Так что повышение тарифов в условиях роста стоимости оборудования (в основном импортного) из-за валютных колебаний — вещь вполне объяснимая.
Массовый рынок не может компенсировать эти потери. Ведь большинство абонентов сидели дома и пользовались безлимитным домашним интернетом, то есть не стали больше тратить на связь.
Да, у мобильной связи повысилось использование (и даже требовалось доумощение сетей), но поскольку абоненты в основном используют пакетные тарифы, это мало отразилось на выручке.
Михаил Климарёв, директор некоммерческой организации «Общество защиты интернета»:
— Рынок довольно конкурентен, а пользователи в большинстве своем уже научились управлению собственными бюджетами. Если операторы поднимут цены в чувствительную зону, то абоненты просто уйдут к другому оператору или вообще откажутся от услуг, и да — там есть куда сокращать. Например, снижая потребление и переходя на более низкие тарифы. Или вообще отказываясь от дублирующих линий — например, стала заметна тенденция отказа у некоторого сегмента абонентов от услуг фиксированного Интернета в пользу только мобильного.
Но главные потери будут, конечно, в секторе СМБ — там просто сократится число абонентов.
Потому я склонен считать, что заметного роста цен не будет. Вероятность, что тарифы вырастут свыше 10 %, я оцениваю как не очень большую. В пределах 10 % — как вероятную.
В общем объеме выручка компаний связи будет падать вместе с ВВП. Есть очень небольшие ниши, где ожидается рост, но они были и раньше. Это связь в пригородах крупных городов-миллионников, частный сектор. Но это не поможет возместить потери в секторе малого бизнеса. Крупный бизнес, скорее всего, останется стабильным, но и там компании могут начать пересматривать текущие контракты.
Расти могут начать какие-то сервисы для организации удаленной работы, но это чаще всего будут не операторы связи, а разработчики систем и сервисов. Скорее всего, вырастут (как минимум не упадут) услуги дата-центров и всевозможные SaaS/IaaS-услуги.
Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер «Открытие Брокер»:
По данным Росстата, цены на услуги связи в июне 2020 года выросли на 6,4 % за последние 12 месяцев. Для сравнения: общая инфляция (ИПЦ) за соответствующий период составила 3,2 %. На мой взгляд, относительно высокие темпы роста обусловлены стабилизацией конкурентной ситуации на рынке мобильной связи (выход в Московский регион Tele2 после получения лицензий «Ростелекома»), а также увеличением спроса на услуги связи из-за карантина.
На фоне падения реальных располагаемых доходов населения ожидается снижение спроса во второй половине года: домохозяйства перейдут в режим экономии. Цены могут не просто перестать расти с опережением к инфляции, но и снижаться.
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group:
— Стоимость связи с 2014 года последовательно растет на 8 –12 % ежегодно, потому что операторы несут долларовые затраты — на инфраструктуру и оборудование, так как в стране не производят это оборудование вообще или в нужных количествах.
Операторам надо было поднимать цены не в два раза, но минимум на 60 %. В 2014 году этого не случилось, в 2015 году рост оказался незаметным, 1-2 %, но начиная со второй половины 2016 года цены растут на 8 –12 % в год.
Кроме того, пакеты Интернет-трафика расширяются — пользователь покупает трафик дешевле, чем это было тогда-то, но покупает его больше. Это не прямой, а косвенный рост цен.
Можно сказать, что благодаря карантинным промотарифам игроки рынка получили много новых абонентов, но промо не позволяет зарабатывать.
Операторы ищут новые точки роста в играх. «Вымпелком» запустил облачный гейминг, МТС делает то же с пулом дружественных компаний, подобные возможности рассматривает «Мегафон». Tele2 запустил опытные игровые зоны 5G.
Еще один драйвер — выстраивание экосистемы, а не предложение отдельных сервисов.
Материал подготовлен при участии Виталия Мосеева.
Еще по теме



