Top.Mail.Ru
рынки

Абонентов без счету: откажутся ли операторы от гонки за числом пользователей

Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва» Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Крупнейшие российские операторы сотовой связи подвели итоги года. «Билайн» отказался считать активных абонентов по количеству сим-карт и, по мнению Tele2, уступил третье место на рынке. В лидерах — по-прежнему МТС. Группа увеличила выручку за счет рекордных показателей финтех-направления. В ближайшее время, скорее всего, конкуренция между операторами развернется в плоскости экосистем, которые позволяют наращивать выручку в условиях жестких ограничений на рост тарифов на связь. 

Устойчивая связь с финтехом

Выручка группы МТС за 2023 год достигла 606 млрд руб. (+13,5% к 2022-му). Выручка телеком-направления (услуги связи) составила 440,1 млрд руб. (+6,5%). Чистая прибыль — 54,6 млрд руб. (+67,5%). Абонентская база МТС на 31 декабря 2023 года — 81,1 млн человек.

Среди зрелых бизнесов экосистемы заметный вклад в прирост выручки вносит вертикаль «Финтех», сообщил президент и председатель правления группы МТС Вячеслав Николаев.

«За год розничный кредитный портфель вырос на 33% — до 339 млрд руб., чистая прибыль увеличилась до рекордного уровня и достигла 12,5 млрд руб. В рамках своей стратегии "МТС Финтех" развивается как один из ключевых драйверов экосистемы. Отличные результаты показывает направление В2В: мы остаемся лидерами В2В-рынка России и уверенно растем на 17% год к году за счет "Интернета вещей", интеллектуальных систем связи и коммуникационных сервисов», — отметил он. 

В группе МТС рассказали и о других важных событиях прошедшего года: продаже бизнеса в Армении, покупке сервиса по прокату средств индивидуальной мобильности «Юрент», предкоммерческих тестах технологии фиксированного XGS-PON со скоростью передачи данных до 10 Гбит/сек.

На «Йоту» больше

Главным событием для «Мегафона» стала сделка по приобретению товарного знака Yota за 27 млрд руб.

Выручка всей телекомкомпании в 2023 году достигла 444 млрд руб. (+11,4%). В «Мегафоне» это объяснили ростом сегментов сервисной выручки (+10,6%) и продажи абонентского оборудования (+15,7%). Чистая прибыль составила 39,9 млрд руб. (+43,2%).

Абонентская база на 31 декабря 2023 года — 76,7 млн (+1,9%).

«Билайн» закрывает базу

«Вымпелком» (бренд «Билайн») с осени 2023 года — полностью российская компания. Организация закрыла сделку с VEON, а также завершила реализацию трехлетней антикризисной программы.

Изменился и подход к подсчету абонентов. Вместо показателя «трехмесячная абонентская база» «Билайн» теперь оперирует CLTV (customer lifetime value) — показателем, отражающим оценку прибыли, ожидаемой от клиента за все время использования продуктов и сервисов. В «Билайне» «осознанно перестали участвовать в этой гонке искусственно накачанных абонентских баз».

«CLTV учитывает статистику по совокупным доходам, расходам и продолжительности пользования услугами, поэтому он может служить хорошей оценкой капитализации нашего бизнеса», — прокомментировали в компании.

Согласно предварительным финансовым результатам, CTLV по итогам 2023 года достиг 460 млрд руб. (+7,5%), скорректированная чистая прибыль — 3,4 млрд руб. (+506,5%). Общая выручка составила 303,5 млрд руб. (+5,9%), сервисная — 275,4 млрд руб. (+4,8%).

Решение «Вымпелкома» об отказе от раскрытия показателя числа активных сим-карт неоднозначно, считает телеком-аналитик, ведущий Telegram-канала @abloud62 Алексей Бойко. С одной стороны, гонка за наращиванием этого показателя, безусловно, приводит к ненужным расходам операторов, веерным раздачам сим-карт и т. д. С другой стороны, находятся желающие обвинить компанию в том, что она убрала этот показатель из отчетности из-за его снижения в предыдущие годы.

«За “Вымпелкомом” вряд ли последуют и другие участники рынка. Они, скорее всего, по-прежнему будут приводить в своей статистике количество активных клиентов», — предполагает Алексей Бойко.

Оценивая показатели чистой прибыли, аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отметил, что «Билайн» действительно отходит от кризиса. «“Билайн” не афишировал реализацию антикризисной программы. Сейчас Александр Торбахов (глава и совладелец “Вымпелкома”. — Прим. ред.) пытается создать из “Вымпелкома” цифровую компанию, в том числе и строительством внутренних сильных ИТ-компетенций, чего раньше не было. Внутренний кризис, на мой взгляд, заставил оператора быстрее воспринимать многие вещи. Через 2–3 года ожидаю увидеть у “Вымпелкома” сильный прирост сервисной выручки», — добавил Эльдар Муртазин.

Tele2 — «номер три» 

Количество активных абонентов «Билайна», возможно, не раскрывает ввиду того, что он уступил третье место ближайшему конкуренту — «Tele2 Россия» (юрлицо «Т2 РТК Холдинг», входит в «Ростелеком»). Последний сообщает о значительном росте мобильного бизнеса.

«По итогам 2023 года наша группа компаний укрепила позиции как игрок “номер три” по [мобильной] абонентской базе (48,1 млн совокупно у Tele2 и Ростелекома. — Прим. ред.) и мобильной сервисной выручке в России», — приводились слова президента «Ростелекома» Михаила Осеевского в презентации по итогам 2023 года.

Выручка «Ростелекома» от мобильной связи составила 234,9 млрд руб. (+13%).

«То, что Тele2 обогнал нас по размеру сервисной выручки, неверно. Отчетов Тele2 сейчас увидеть нельзя, только общий по “Ростелекому”. Кроме того, мы знаем, что учетная политика наших конкурентов отличается, в показателе выручки мобильного бизнеса учитываются продажи устройств, а мы это показываем отдельно. С учетом этих двух факторов утверждение неверно», — парировал Александр Торбахов на пресс-конференции.

Экосистема на связи

В целом у всех операторов прирастают направления облачных услуг, кибербезопасности и формируется MarTech (Marketing Technology; маркетинговые технологии. — Прим. ред.), которые существенно потеснят сегмент рекламных технологий (Adtech). Объем и разнообразие рыночных предложений еще не соответствуют спросу, поэтому пока конкуренция в этих сегментах между операторами слаба, считают эксперты.

Новый виток конкуренции между участниками «большой четверки» ожидается в плоскости экосистем, которые позволяют увеличить лояльность пользователей, полагает руководитель информационного агентства TelecomDaily Денис Кусков

Так, количество пользователей экосистемы МТС в 2023 году превысило 15 млн. Экосистемная выручка B2C выросла на 20,5% по итогам четвертого квартала 2023 года и в сравнении с прошлым аналогичным периодом. 

«На примере МТС виден глобальный рост выручки за счет непрофильных услуг. То есть успех достигается не продажей СМС, голосового и интернет-трафика, а иными услугами — OTT-сервисами, музыкальными, книжными, финансовыми и т. д. Мировая практика свидетельствует, что до четверти выручки операторов приходится на непрофильные услуги. Такие истории выгодны для операторов и за счет роста лояльности клиентов», — считает Эльдар Муртазин. 

«Сейчас у МТС полноценная экосистема на базе собственных сервисов. Пример МТС показал, что экосистемные продукты очень активно растут в процентах по отношению к традиционным услугам связи. Построить экосистему можно и на базе партнерских предложений, с лидерами рынка в своих направлениях», — считает Денис Кусков. 

Так, в Tele2 осенью 2022 года запустили подписку, в максимальную версию которой входит скидка в онлайн-магазине одежды, повышенный кешбэк, подключение партнерских онлайн-кинотеатров, музыкальный, облачный, антивирусный и книжный онлайн-сервисы и услуги самого оператора. При этом количество подписчиков в «Ростелекоме» не раскрывают. Представители оператора на запрос «Компании» не ответили. 

«Мегафон» также видит большой потенциал развития и роста экосистемных продуктов на базе услуг связи в перспективе трех лет. Экосистемные продукты «Мегафон» создает в партнерстве с другими крупными игроками.

«При их разработке и запуске мы опираемся на анализ больших данных и исходим из понимания потребностей наших клиентов. Например, в прошлом году мы запустили единую экосистемную подписку “МегаКино” с возможностью переключаться между пятью крупными киносервисами (Start, Premier, Okko, Wink, more.tv). Также мы предлагаем нашим абонентам развлекательные партнерские сервисы в направлениях музыки, книг, игр и других категорий потребления», — ответили «Компании» в пресс-службе оператора. 

Экосистемы приходят на выручку

Экосистемный подход в руководстве «Билайна» не приветствуют и на запрос не ответили. Эльдар Муртазин полагает, что у оператора все-таки есть подобие экосистемных подписок — семейные тарифы на мобильную связь с включенным домашним интернетом и телевидением. «Билайн один из первых в России предложил такой подход. Он дает им устойчивость и финансовый прирост, повышает лояльность», — добавил эксперт. 

По его словам, из-за жесткой реакции регулятора на повышение тарифов мобильной связи и домашнего интернета экосистемный подход в России остается единственным эффективным способом наращивания доходов.

В перспективе двух-трех лет операторы могут серьезно расширить пакетное предложение собственной или партнерской экосистемы, например, за счет включения образовательных, медицинских сервисов, устройств и подписок для умного дома. 

При разумном подходе, продолжил Алексей Бойко, экосистемный подход неплох, поскольку упрощает для клиентов выбор между вариантами предложений на конкурентных рынках и обеспечивает для них возможность получения существенных скидок.

Еще по теме