Specials, королевское блюдо
Редкий и дорогой гость
Правительство позволило Гохрану продавать некоторые камни на аукционах внутри страны. Кроме того, существенные изменения действующего порядка экспорта этих камней содержит проект президентского указа о внешнеторговых операциях с алмазами. Если он будет подписан, то с 1 января следующего года (предполагается, что он будет введен в действие в 2002 году) товар, именуемый в международных классификаторах словом specials, будут продавать по другим правилам. Речь идет о камнях массой более 10,8 карат.
Понятно, что чем крупнее алмазы, тем они реже встречаются и тем, соответственно, дороже ценятся. Specials в классификаторах следуют сразу за large – так называют камни весом больше 2 карат. Чтобы дать представление о том, сколь исключительны крупные камни, скажем, что в совокупности алмазы категории large составляют 7% мировой добычи по весу и 44% (!) – по стоимости. А вот specials попадаются несравнимо реже – в мировой добыче их доля лишь 0,47%, но зато по стоимости – 6,79%. В 1997 году в мире было продано specials в общей сложности на $456,7 млн. Всю эту роскошь можно поместить в небольшое ведерко.
В России specials выделены в отдельную категорию, которая не подпадает под действие соглашения с De Beers (кстати, так поступают и в других странах, например, в ЮАР и Ботсване). Раньше, в советское время, трест «Якуталмаз» (старое название компании «АЛРОСА») просто сдавал их в Гохран, который теперь при желании может купить их у добытчика. Но вот уже несколько лет подряд он их не покупает – то ли денег нет, то ли произошло, как говорится, затоваривание. Судьба гохрановских specials неизвестна: законодательство говорит, что их продажа регламентируется отдельными указами президента. А кто ж их видел, эти указы?
«Американский дядюшка...»
Компания «АЛРОСА» продает камни на внутреннем рынке, на тендерах. Как сообщили источники в «АЛРОСА», в 2000 году она продала их примерно на 5% от продаж, составивших более $1,6 млрд. Сколько камней осталось в ее хранилищах – секрет. Самый крупный покупатель – созданное в марте 1999 года СП компании «АЛРОСА» со знаменитой американской ограночной и ювелирной фирмой Lazare Kaplan International ink. (LKI). В марте 1999-го стороны подписали соглашение о сотрудничестве сроком на десять лет, в соответствии с которым «АЛРОСА» продает совместному предприятию сырье для огранки (в 2000 году фирма LKI получила около трети всех specials, добытых «АЛРОСА» за год). Соглашением, как сказано в пресс-релизе, предусмотрено, что ежегодно партнеры изготавливают бриллиантов на $100 млн. Lazare Kaplan сбывает их в США. Деньги идут на погашение связанного кредита, предоставленного компании «АЛРОСА» американским Eximbank. В компании вспоминают, что несколько лет назад «АЛРОСА» обратилась в комиссию Гор-Черномырдин с просьбой о помощи в закупке горной техники у Caterpillar. Комиссия поспособствовала, Eximbank организовал пул банков, которые оплатили поставленную в Якутию технику. Но тут хозяин LKI, влиятельный бизнесмен Морис Темпелсман, сказал своим знакомым в американском правительстве: Россия не дает гарантий кредитоспособности своих компаний, а чтобы у нас были эти гарантии, давайте создадим ограночное СП. Деньги от продажи бриллиантов пойдут на возврат кредита Eximbank.
Сказано – сделано. В «АЛРОСА» уверяют, что это единственный проект, реализованный в рамках комиссии Гор-Черномырдин. Lazare Kaplan, к слову сказать, начинался в 1907 году с небольшой фирмы на Манхэттене. Сейчас у него головной офис на Пятой авеню, это один из крупнейших в мире производителей бриллиантов и единственная в мире алмазная компания открытого типа – ее акции котируются на фондовой бирже США. Надо полагать, что идея г-на Темпелсмана устроила практически всех. В «АЛРОСА» признаются, что такие камни лежали в компании мертвым грузом – Гохран их не брал, экспорт был запрещен, а из российских огранщиков мало кто мог позволить себе specials. И вообще работа со specials – дело настолько тонкое, что не каждый за него возьмется. «Эти камни нельзя продавать сразу, а только постоянно и понемногу, чтобы не сбить цену, – говорит нам известный специалист по алмазной торговле. – Количество покупателей очень ограниченное. Накапливать их в Госфонде значит омертвлять огромные суммы. В случае большой нужды государство не сможет их быстро реализовать, или же ему придется сделать это по заниженной цене».
Шейхи и британская королева
Как правило, камни более 10,8 карата покупают под заказ. Понятно, что из них не делают серийных ювелирных украшений – только уникальные и только для чрезвычайно богатых людей, поскольку такой камень стоит целое состояние. «Покупатели, как правило – арабские шейхи, – говорит наш собеседник. – Например, бриллиант Centenary оценивается примерно в $100 млн. Я спрашивал Энтони Оппенгеймера (один из руководителей De Beers – «Ко»), кто может купить такой камень. Он сказал, что это либо арабский шейх, либо английская королева». Эксперты полагают, что вряд ли российские фирмы без иностранного участия будут расхватывать гохрановские specials, как горячие пирожки. «Это очень деликатный товар, опасный с точки зрения больших потерь – всегда есть риск его расколоть. К тому же в России нет потребителей. Богатые люди удовлетворяют свои потребности в лучших ювелирных магазинах мира. Ведь покупают они не бриллиант и тем более не алмаз, а ювелирное изделие. А наши ювелирные изделия уступают западным по дизайну и по моде».
Значит, камни из Гохрана привлекут внимание серьезных западных огранщиков, давно обосновавшихся в России со своими СП. Теперь не нужно специальных указов президента, чтобы вывезти камни из страны. Западные огранщики, зарегистрированные как российские фирмы, спокойно смогут покупать их на аукционах прямо в России. О чем специалисты отзываются с удовлетворением – чего ж добру пропадать. Однако эта ситуация грозит хорошим отношениям «АЛРОСА» с Eximbank. Ведь Гохран по закону имеет на добытые компанией камни «право первой ночи». Что если западные огранщики захотят взять себе долю LKI? Гохрану достаточно будет выкупить у «АЛРОСА» эти камни, а затем предложить их на аукционе. Не факт, что они достанутся той же фирме LKI. И тогда кредитная линия может изогнуться в вопросительный знак.
Утвержденные 28 марта 2001 года «Правила реализации на внутреннем рынке алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более» устанавливают, что алмазы массой более 10,8 карата, кроме уникальных и неювелирных, на внутреннем рынке продаются Гохраном на основании решения Минфина России в соответствии с планом отпуска драгоценных камней, ежегодно утверждаемым правительством. Реализация указанных алмазов сверх объемов, установленных планом отпуска, возможна только на основании решения президента. Реализация таких алмазов из Госфонда происходит на открытом аукционе, организатором которого является Минфин. К участию в аукционе допускаются российские организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по обработке драгоценных камней. Запрещается реализация алмазов специальных размеров по цене ниже установленной лимитной оценки. Алмазы снимаются с продажи для решения вопроса о целесообразности их реализации в случае, если они предлагались на торгах не менее трех раз, и при этом все покупатели предложили цену ниже установленной лимитной оценки. Сортировка и лимитная оценка производятся с участием государственных контролеров Минфина и в установленном Минфином порядке. Реализация алмазов специальных размеров субъектами добычи разрешается не ниже лимитной цены. Приобретение алмазов специальных размеров в Госфонд РФ или в гохраны субъектов РФ осуществляется по договорной цене, определяемой на базе установленной лимитной оценки.
Из действующего указа президента Ельцина № 740: «Реализация алмазов с особыми свойствами на внешнем рынке производится исключительно по решениям президента РФ. Объем, условия и порядок реализации на внешнем рынке алмазов специальных размеров определяются отдельными решениями президента РФ». Из проекта указа президента Путина «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории РФ необработанных природных алмазов и бриллиантов»: «Экспорт... алмазов специальных размеров, находящихся в собственности организаций – субъектов добычи..., а также из Госфонда РФ и из государственных фондов субъектов РФ может осуществляться... после не менее чем трехкратного отказа от приобретения указанных алмазов российскими перерабатывающими организациями на внутреннем рынке. При этом цены на указанные алмазы при их экспорте не могут быть ниже предложенных цен для их реализации на внутреннем рынке».