Top.Mail.Ru
архив

Среда не зовет

27.06.201100:00

экология

В 2008 году штрафы за загрязнение окружающей среды, поступившие в российский бюджет, составили 18,7 млрд руб., в 2009-м сумма сократилась до 15 млрд руб. Для сравнения: эта цифра сопоставима с ценой модернизации только одного крупного завода. Во время Госсовета по проблемам экологической безопасности, который проходил 9 июня, пожалуй, в самом «грязном» российском городе – Дзержинске, президент РФ Дмитрий Медведев решил действовать методом кнута и пряника: с одной стороны, он пообещал бизнесу льготы, с другой – жесткие санкции к виновникам ЧП.

 

Семь лет впустую

До открытия Госсовета президент успел осмотреть с вертолета окрестности – побывать на «Черной дыре» (озеро «Белое море», в которое сливаются производственные отходы) и на шламонакопителе «Сибур-Нефтехима». Этот 92-гектарный накопитель заполнен на 97% и является самым опасным объектом – в полкилометре протекает Ока. Ликвидация ущерба, как говорят чиновники о закрытии шламонакопителя, обойдется в 2,5 млрд руб., из них 800 млн руб. будет потрачено из бюджета.

На заседание совета Дмитрий Медведев вернулся озадаченным и устроил подчиненным очередной разнос. Как оказалось, задачу разработать «механизмы экономического стимулирования предприятий» ведомства получили еще в 2010 году – по итогам заседания президиума Госсовета 27 мая. Ответственными были назначены Минфин, Минэкономразвития, Минприроды, Минпромторг, Минэнерго, Минтранс, Минрегион и Минздравсоцразвития. Но документы по большей части  не только не были направлены в Госдуму, но и даже не подготовлены. «Я давал определенные сроки (...), и в эти сроки должны быть приняты законы, все остальное – нарушение государственной дисциплины, – заявил Дмитрий Медведев. – Это претензия не к бизнесу, а прежде всего к правительству, которое должно соблюдать все сроки, и к администрации, которая должна их контролировать».

Первый Госсовет, посвященный проблемам экологии, проводил еще в 2004 г. Владимир Путин на Калининской АЭС. Затем были многочисленные встречи президента и премьера с экологами, очередные госсоветы, но ничего не менялось. «Ни в одном случае никаких глобальных проблем решить не удалось, – констатирует сопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк. – Бюрократическая машина сопротивляется. Чтобы начались изменения, почему-то необходим консенсус среди чиновников. Но он уже не обеспечивается обычным заявлением премьера или президента».

По мнению экспертов, вряд ли и сейчас следует ждать значимых результатов. На протяжении последних лет интерес со стороны первых лиц государства к экологическим проблемам, как правило, не имел продолжения. «Его и не могло быть, – рассуждает эколог, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков. – Еще в 1996 году государство начало проводить политику деэкологизации, основанную не на интересах населения, а на быстром обогащении за счет природных ресурсов страны. А ее целью было повышение инвестиционной привлекательности России за счет снижения природоохранных требований». По словам эколога, в начале 2000-х была отменена экологическая милиция, ликвидирован Госкомитет по экологии и ограничены функции Рослесхоза и Роскомзема. Тогда же бюджетные расходы на охрану окружающей среды сократились на порядок.

 

Выгодная экология

Бизнесу все это было только на руку. Во-первых, хозяева предприятий опасаются делать большие вложения в условиях возможного передела собственности. Во-вторых, проще заплатить экологический штраф или «договориться» с инспекторами, чем тратить деньги на модернизацию. «В некоторых случаях проще и дешевле построить новый завод, чем доводить до соответствия экологическим стандартам имеющееся производство», – отмечает Владимир Сливяк. «Сейчас предприятию гораздо выгоднее платить штрафы, чем модернизировать производство», – подтверждает председатель комиссии Общественной палаты по экологической политике и охране окружающей среды Владимир Захаров.

Если посмотреть, сколько сегодня вкладывают в экологические проекты крупные, в том числе государственные компании, и сравнить суммы с выплачиваемыми ежегодно дивидендами, то выходит необходимый минимум для галочки. Причем под эти статьи подпадают, как правило, те программы, которые выгодны бизнесу. «Выполнение природоохранных поручений исполняется на 7–8%, – констатирует Алексей Яблоков, – причем, как правило, это только те, на которых можно заработать». Например, энергосбережение или утилизация попутного газа неф­тяными компаниями. Так, три года назад «Сургутнефтегаз» хвастался, что темпы роста инвестиций в охрану окружающей среды увеличивались на 30–40% в год. При этом годовой экономический эффект от реализуемых программ составлял около 8,7 млрд руб. – более 40% от всех вложений в экологию.

Проблема в том, что основные промышленные предприятия были построены в период индустриализации СССР – в 30-х годах прошлого века. «Тогда об экологии никто не думал, построили завод, а вокруг него со временем вырос мегаполис, – говорит член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Василий Журко. – Если сейчас остановить производство, страна не сможет нормально развиваться». По мнению Владимира Сливяка, в России огромное количество экологически неблагополучных мест, причем таких, где не в 2–3 раза превышена ПДК (предельно допустимая концентрация) по отдельному загрязнению, а имеет место комплексная экологическая проблема, сильно влияющая на здоровье населения.

 

Вотчина Дерипаски

Крупнейшими источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия металлургического комплекса и электроэнергетики. В черном списке Минприроды по уровню загрязнения почвы лидирует Братск, где расположен Братский алюминиевый завод «Русала». Там было зарегистрировано 183-кратное превышение ПДК по содержанию в почве ванадия. Загрязнение воздуха в Братске в 2009 г. достигло самого высокого уровня среди черного списка Минприроды: средние концентрации бенз(а)пирена и формальдегида составили 5–7 ПДК, диоксида азота – 2 ПДК. «Грязный город, и дышать нечем», – подтверждает Василий Журко. «Но и Красноярск отмечен шлейфом экологических проблем», – замечает Владимир Сливяк.

В Красноярске расположено порядка 17 000 промышленных предприятий, из которых основное загрязнение окружающей среды производят металлургические, химические, перерабатывающие заводы и предприятия теплоэнергетики. Они дают около 70% выбросов в воздух, еще 30% приходится на автотранспорт. При этом около 30% всех вредных выбросов осуществляет Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ). В районах, прилегающих к КрАЗу, фиксировались превышения допустимых норм содержания в воздухе жилой зоны по бенз(а)пирену в 290 раз, по фтористому водороду – в 4–5,5 раза. Измерительные приборы постоянно показывают наличие в атмосфере формальдегида.

В городской черте Красноярска, в Абаканской протоке Енисея в районе острова Отдых, обнаружены заглубленные сбросы промышленного предприятия. Температура воды в районе сброса достигает 40 градусов (при средней 10). Концентрация меди в стоках, сбрасываемых «Красноярскими теплосетями», достигает 4 ПДК, нефтепродуктов – 12 ПДК.

В этом же регионе отмечен «черной меткой» Ачинск, третий по величине город в Красноярском крае. Главные источники загрязнения – глиноземный комбинат (АГК, входит в состав «Русала»), а также цементный завод (входит в «БазэлЦемент»). По словам главного эколога Ачинска Светланы Кошечковой, одной из причин ухудшения экологических показателей в городе стало увеличение сбросов АГК, а также качество сточных вод, в котором тоже виноват комбинат. Он был построен таким образом, что из-за розы ветров загрязняющие вещества сносит прямо на населенный пункт. Экологи подсчитали, что в год АГК «производит» по 563 кг загрязняющих веществ на каждого жителя города, из них 36 тонн оседает в Ачинске. Не стоит забывать и о Норильске, где ежегодно с комбината выбрасывается более 1,9 млн тонн диоксида серы.

О загрязнении окружающей среды Ачинска говорят много, и критика в адрес градообразующего предприятия, похоже, не прошла даром: «Русал» собирается провести экологическую реконструкцию местного глиноземного комбината, вложив в нее более 2,5 млрд руб.

 

Хозяин медной горы

Одним из самых неблагополучных регионов с точки зрения экологии считается Челябинская область. «Окрестности химического комбината «Маяк», где еще в советские времена происходили аварии с выбросом радиоактивных отходов, Дзержинск, Магнитогорск, Карабаш...» – перечисляет опасные для здоровья города Владимир Сливяк.

Магнитогорск – один из мировых центров черной металлургии, место «прописки» Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктора Рашникова. Основные проблемы города, вызванные деятельностью комбината, – это высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна, а также большое количество образующихся отходов. В октябре 2006-го ученые Института Блэксмита (США) внесли Магнитогорск в список самых грязных городов мира.

Не уступает Магнитогорску и Карабаш. «Что ж вы хотите, он загрязнялся металлургическим производством с XVIII века!» – говорил в одном интервью глава Челябинской области Михаил Юревич. Еще тогда район считался одним из крупнейших в стране медеплавильных центров. Сегодня главный источник загрязнения – ЗАО «Карабашмедь», принадлежащее Русской медной компании.

С 1974 года пять раз предпринимались попытки закрыть комбинат и трижды – перепрофилировать производство. Используемые на заводе технология и оборудование за 90 лет существования предприятия принципиально не менялись. В конце 1989-го предприятие все-таки закрыли, что породило социально-экономические проблемы: отсутствие рабочих мест, обнищание населения, разрушение городской инфраструктуры.

Чтобы предотвратить вымирание города, руководство Челябинской области пошло на возрождение производства. В августе 2003-го новым собственником ЗАО «Карабашмедь» стала Русская медная компания. Но экологические проблемы так и остались нерешенными. Вредные выбросы производятся регулярно. Между тем еще в начале июня 2010-го на «Карабашмедь» был наложен штраф в размере 90 000 руб. за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия. А в июле 2010-го управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе в судебном порядке обязало «Карабашмедь» провести экологическую модернизацию производства.
По словам прокурора Карабаша Евгения Шумихина, привлечь руководителей предприятия к ответственности непросто. С 2004 года длятся судебные разбирательства по поводу выброса сернистого газа в атмосферу. Виктору Ермилову, занимавшему пост технического директора «Карабашмеди», было предъявлено обвинение по двум статьям УК («Загрязнение атмосферы» и «Уничтожение или повреждение лесных насаждений»). Суд признал его виновным, однако защита обжаловала приговор, а судебные разбирательства продолжаются до сих пор.

 

Ручное управление

Дзержинск, который посетил Дмитрий Медведев, считается столицей химической промышленности России. В октябре 2006-го специалисты Института Блэксмита внесли его в десятку самых грязных городов мира. По их данным, средняя продолжительность жизни мужчин в Дзержинске составляет 42 года, женщин – 47 лет. Только за год в городе образуется свыше 100 000 тонн вредных отходов. Из-за отсутствия специально оборудованного хранилища предприятия вынуждены складировать их на собственных территориях. Такое хранение загрязняет и без того больную почву. Замеры, произведенные вблизи одного из предприятий, показали, что в грунтовых водах содержится, например, ртути в четыре раза больше допустимой нормы, а мышьяка в почве – в 300 раз.

После распоряжений президента в отношении Дзержинска не осталось сомнений в том, что «Сибур» ликвидирует «Белое море» и в городе закроют полигон захоронения сточных вод и свалку промышленных отходов «Черная дыра». И что министерства быстро подготовят необходимые законопроекты. Только будут ли они работать? Или придется ждать, когда президент полетит осматривать уже Ачинск или «Маяк»?

Приоритетный список городов Российской Федерации
с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха

№п/п

Город

Субъект Российской Федерации

Вещества, определяющие высокий уровень загрязнения атмосферы

1

Ачинск

Красноярский край

ВВ, БП, Ф

2

Белоярский

Ханты-Мансийский АО – Югра

Ф

3

Благовещенск

Амурская область

БП, Ф

4

Братск

Иркутская область

ВВ, NO2, БП, Ф, НF

5

Екатеринбург

Свердловская область

NO2, БП, ЭБ, Ф

6

Зима

Иркутская область

NO2, БП, Ф

7

Иваново

Ивановская область

БП, фенол, Ф

8

Иркутск

Иркутская область

ВВ, NO2, БП, Ф

9

Красноярск

Красноярский край

ВВ, NO2, БП, Ф

10

Курган

Курганская область

БП, сажа, Ф

11

Кызыл

Республика Тыва

ВВ, БП, Ф

12

Лесосибирск

Красноярский край

ВВ, БП, фенол, Ф

13

Магадан

Магаданская область

БП, Ф

14

Магнитогорск

Челябинская область

ВВ, NO2, БП, Ф

15

Минусинск

Красноярский край

БП, Ф

16

Нерюнгри

Республика Саха (Якутия)

ВВ, NO2, БП, Ф

17

Нижнекамск

Республика Татарстан

БП, Ф

18

Нижний Тагил

Свердловская область

БП, NH3, фенол, Ф,

19

Новокузнецк

Кемеровская область

ВВ, NO2, БП, Ф, НF

20

Норильск

Красноярский край

SO2 , NO2

Примечание: Ф – формальдегид, ВВ – взвешенные вещества, БП – бенз(а)пирен, HF – фторид водорода, CO – оксид углерода, NO2 – диоксид азота, NH3 – аммиак, ЭБ – этилбензол, SO2 – диоксид серы
Города Приоритетного списка не ранжируются по степени загрязнения атмосферы

 

Судя по официальным ответам компаний на запросы «Ко», президенту Дмитрию Медведеву не стоило так переживать за экологическую ситуацию в окрестностях крупных производств. Все они уверены, что поводов для беспокойства нет.

 

«ОАО «РЖД» в 2010 г. по сравнению с 2009 г. было достигнуто снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников на 10%, сокращение сбросов в водные объекты загрязненных сточных вод на 4%, увеличение обезвреживания и использования в технологических процессах отходов на 9%».

 

«У Группы «ЛУКОЙЛ» основные показатели состояния промышленной безопасности и охраны труда в 2010 г. улучшились по отношению к аналогичным показателям 2009 г. Затраты на охрану окружающей среды выросли на 71% и составили $715 млн. Планируется, что в 2011 г. затраты на охрану окружающей среды составят около $1 млрд».

 

«Норильским никелем» на решение экологических проблем Норильска с 2004 г. было потрачено около 75 млрд руб. Текущие затраты компании на охрану окружающей среды в 2010 г. были увеличены до 14 млрд руб. Главной проблемой для Норильска остаются выбросы диоксида серы. Стоит задача по снижению уровня выбросов почти вчетверо к 2015 г. Для этих работ ГМК «Норильский никель» объявила международный тендер. Это позволит утилизировать не менее 95% диоксида серы из отходящих газов металлургических производств. Уже более 20 компаний из 8 стран мира выразили заинтересованность в участии в тендере».

 

«Сибур» в цифрах поясняет, что, «как это ни странно звучит, но нефтехимия оказывает благотворное влияние на экологию: в прошлом году компания переработала 17,4 млрд куб. м попутного нефтяного газа, предотвратив тем самым выброс в атмосферу около 6 млн тонн загрязняющих веществ. При этом выбросы в атмосферу со стороны всех предприятий «Сибура» составляют чуть более 50 000 тонн в год, то есть в 100 раз меньше».

 

У НЛМК «инвестиции в природоохранную сферу определяются масштабной программой технического перевооружения. С начала реализации планов компании по модернизации производства в 2000 г. общий объем природоохранных инвестиций превысил 17 млрд руб., в том числе в 2010 г. 4,1 млрд руб. В результате выбросы в атмосферу снижены на 22%. С 2004 г. прекращено накопление технологических отходов на территории промплощадки и начата переработка ранее накопленных отходов. С 2005 года г. Липецк исключен из списка российских городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, составленного на основании наблюдений Росгидромета».

 

«У ММК в 2009 г. валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (при сопоставимых объемах производства) по сравнению с 1989 г. сократились почти в 4 раза. Удельные выбросы снизились почти в 3 раза. Затраты ОАО «ММК» на природоохранную деятельность в 2010 г. составили 2,24 млрд руб. В 2011 г. ОАО «ММК» планирует направить на эти цели свыше 1,6 млрд руб.».

 

Сколько тратят на  экологию *

Компания

Затраты на экологию (Э), млрд руб

Чистая прибыль (ЧП), млрд руб

Дивиденды (Д), млрд руб

Э/ЧП, %

Э/Д, %

Сургутнефтегаз***

21,08

143,9

31,64

15,1

69

Газпром

20,5

364,6

91,1

5,6

22,5

Лукойл

20

139,85

1,78

8

40

Норникель

14

140

34,16

10

41

Роснефть

13,3

297

29,25

4,5

45,5

НЛМК

4,14

34,24

10,9

12

38

Сибур

2,6

43

не выплачивались

6

нет данных

РЖД

2,3

78,45

3,99

2,9

77

ММК

2,24

6,5

3,69

34,5

43,38

Башнефть

1,94

40

48,3

4,8

4

Русал**

0,48

23

не выплачивались

2

нет данных

* – расчеты «Ко» по данным компаний и открытых источников за 2010 г.,
** – по данным за 2009 г.,
*** – по данным за 2008 г.

 

 


 

Еще по теме