Top.Mail.Ru
бизнес

Станет ли ivi российским Netflix

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Кипрская компания Media Ltd, владелец видеосервиса ivi, планирует выход на IPO в первом квартале 2021 года. Фирма направила заявление о регистрации первичного публичного размещения акций в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Об этом сообщают близкие к онлайн-кинотеатру эксперты и партнеры. 

Крупнейший в стране онлайн-кинотеатр давно интересовал инвесторов, но не столько своими техническими решениями, сколько большой платежеспособной аудиторией. Как это принято в цифровых медиа, покупают площадку с подписчиками. По итогам 2019 года рыночная доля сервиса оценивалась в 37%, сообщили «Компании» в TMT-Консалтинг. По прогнозам ivi сохранит лидерство в обозримом будущем.

Выход на биржу, по мнению опрошенных «Компанией» экспертов, — возможность получить финансирование для создания собственного контента, иная ценность для пользователей пока не очевидна.

В 2009 году экс топ-менеджер Альфа-Банка и главный управляющий директор по России и СНГ Access Industries Олег Туманов решил запустить стартап. Планировал с партнерами создать цифровой сервис кредитования, но последствия финансового кризиса напугали. Тогда родилась платформа по дистрибуции контента, позднее — онлайн-кинотеатр, а идею с цифровым банком потом докрутил Олег Тиньков*.

Сервис доступен зрителям с февраля 2010 года. Название, по признанию основателя, родилось как сокращение от Ivideo.

Видеоплатформа довольно быстро стала популярной, но особой прибыли владельцам и инвестору не приносила. С одной стороны, виной этому было пиратство. С другой — сложности с монетизацией аудитории.

Тем не менее партнеров Олег Туманов нашел без проблем. Среди инвесторов ivi — Ru-Net Ltd., Tiger Global, Baring Vostok, «Интеррос», Frontier Ventures, РФПИ и другие. Благодаря таким вложениям в 2019 году компания заняла 10 место в рейтинге Forbes «20 самых дорогих компаний Рунета».

Первые упоминания о выходе ivi на фондовую биржу появились еще в 2018 году. Олег Туманов, основатель и генеральный директор сервиса, в одном из интервью рассказывал о возможном IPO в 2020 году при условии, что рубль в очередной раз не обвалится.

В январе «Коммерсантъ» сообщал о возможном выходе ivi на IPO до конца 2020 года. Тогда же стартовала подготовка к листингу. Дополнительно источники Reuters рассказывали, что координаторами размещения стали Goldman Sachs, JPMorgan, ВТБ и Альфа-Банк, а выход на биржу запланирован на первый квартал 2021 года. В качестве торговой площадки рассматривалась американская биржа NASDAQ. Официальные представители ivi тогда не стали «комментировать слухи».

Рынок онлайн видеосервисов, по данным TelecomDaily, три года подряд растет год-к-году на 30-35%.

По выручке в первой половине 2020 года среди онлайн кинотеатров лидировали ivi и Okko: 23% (4,3 млрд руб.; +58% по сравнению с тем же периодом 2019 года) и 17% рынка соответственно (в деньгах). Объем рынка за первое полугодие 2020 года оценивался в 18,64 млрд руб. 2020 год для онлайн видеосервисов завершится с выручкой в 42 млрд рублей: это на 55% больше, чем по итогам 2019 года.

прочитать весь текст

ivi — в тренде

Успешное IPO Ozon, планирующийся выход на биржу Arrival, планы Ivi — часть глобальной картины, считает главный редактор Telegram-канала «Нецифровая экономика» Олег Сальманов. «Посреди продолжающейся пандемии, сопровождающейся значительным сокращением мировой экономики, рынки акций растут и бьют рекорды. Идет продажа существующих историй успеха. Ozon покупают как русский Amazon, Arrival — как новую Tesla, ivi — как русский Netflix», — считает Олег Сальманов. По его словам, если ажиотаж на рынках продлится, то у ivi хорошие шансы удачно разместиться.

Успех этого IPO в меньшей степени будет зависеть от экономических перспектив самого сервиса, в большей - он обеспечен рыночной долей. В России платежеспособная аудитория сервиса превышает 10 млн человек.

Пандемия коронавируса оказалась удачным стечением обстоятельств для сервиса ivi, согласен аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. «Если выручка сервиса по итогам года удвоится и достигнет 12 млрд руб., то с мультипликатором к продажам P/S, равным 9 (как у Netflix), оценка капитализации компании составит 111 млрд руб., или $1,4 млрд», — прокомментировал аналитик.

Для похода на биржу выбрали самое подходящее время, уверен Леонид Делицын. «У ivi — самые опытные и терпеливые инвесторы, которые не продали компанию операторам связи или банкам за 20 млрд руб. и сумели дождаться удачного момента, когда ее можно будет реализовать на фондовом рынке значительно дороже. Второй крупный игрок, Okko, ушел в экосистему Сбербанка, где перед ним, скорее всего, поставят определенные задачи, которые вряд ли будут мешать развитию ivi», — считает эксперт.

При этом то, чего весь рынок ждет с нетерпением — появление вакцины от коронавируса, может снижать капитализацию онлайн-сервисов. Инвесторы начинают отворачиваться от сегмента stay-at-home и больше интересуются традиционной экономикой. Иллюстрирует это падение акций владельца сервиса видеоконференций Zoom Video Communications на 24% — с $568 до $427 — после появления новостей об успешных испытаниях вакцин. Правда, на Netflix и Spotify этот разворот пока драматически не сказался.

Кто инвестировал и интересовался покупкой ivi

В сентябре прошлого года Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и другие инвесторы вложили в развитие сервиса $40 млн. Альфа-Банк в июне 2020 года предоставил ivi кредит размером в 3,7 млрд рублей на шесть лет и возможность выкупить 2,5% от акционерного капитала сервиса.

В апреле 2019 года СМИ сообщали о возможной покупке онлайн-кинотеатра компанией МТС примерно за 20 млрд руб. (на тот момент эквивалент $320 млн).

прочитать весь текст

Деньги для создания контента

Деньги, которые ivi планирует привлечь в ходе IPO, скорее всего пойдут на производство собственного контента, отметили собеседники «Ко». Cервис стагнирует, а деньги с IPO — лишь возможность продлить статус кво, считает руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников. По его словам, слабым местом сервиса остается нулевая ценность для пользователя: у онлайн-кинотеатра почти нет контента собственного производства.

В последнее время в ivi увеличили производство собственного контента. А для этого нужны инвестиции. Даже на фоне Netflix у ivi неплохие шансы на наращивание доли рынка, полагает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Подразделение Ivi Originals, которое производит контент для ivi, создано в сентябре 2019 года. В начале ноября 2020 года компания представила 30 собственных проектов — сериалы, фильмы и шоу. Инвестиции в собственный контент в 2021 году сервис планирует удвоить и довести до 2 млрд руб.

«Желание компании привлечь деньги вполне понятно: основными ценностями для онлайн-кинотеатров становится контент собственного производства, ведь другая библиотека от поставщиков контента одинакова для всех сервисов, разнятся лишь цены для зрителей. Если компания сможет качественно выйти на IPO и удачно их вложить в собственное производство, то доля компании на рынке вырастет или же сохранится отрыв от конкурентов», — полагает глава информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Что производит ivi

Подразделение Ivi Originals, которое производит контент для ivi, создано в сентябре 2019 года. В начале ноября 2020 года компания представила 30 собственных проектов — сериалы, фильмы и шоу. Инвестиции в собственный контент в 2021 году сервис планирует удвоить и довести до 2 млрд руб.

* признан в России иноагентом.

Еще по теме