Старая, старая сказка
ДО СЕРЕДИНЫ апреля Минэкономразвития обещает представить правительству новый вариант закона о гарантировании частных вкладов. Если после этого правительство само внесет проект закона в Думу, то его обсуждение может состояться еще до летних каникул. Однако многострадальный документ, скорее всего, опять отложат до осени.
Общественный интерес к проблеме оживился благодаря совещанию в Минэкономразвития. На сей раз круг участников процесса разработки документа существенно расширился. Помимо ЦБ, Минфина и депутата Павла Медведева, занимающегося гарантированием третий созыв кряду, к решению проблемы сохранности частных банковских депозитов подключились уже упомянутое грефовское министерство (ставшее фактически «генподрядчиком») и Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Хотя АРКО уже тоже можно отнести к числу «ветеранов» движения…
Судя по всему, разговор был непростым. Если стороны и сблизились в понимании того, каким должен быть закон и как вообще запустить систему гарантирования, то ненамного. Во всяком случае, ни о каком «прорыве» говорить не приходится.
Речь на совещании шла о ключевых моментах выстраивания системы гарантирования. Прежде всего – о размерах и порядке начисления взносов, которые банки, работающие с населением, должны отчислять в специально создаваемый страховой фонд. А также о статусе этого фонда (бюджетный или внебюджетный).
Пожалуй, главный итог совещания состоит в том, что АРКО утвердилось в роли одного из главных (если не главного) субподрядчика Минэкономразвития. Напомним, что ведомство Александра Турбанова проявило интерес к системе гарантирования вскоре после того, как на работу в АРКО перешел бывший помощник депутата Медведева Андрей Мельников. Эксперты считают г-на Мельникова одним из авторов еще первоначальной версии закона о гарантировании, появившейся незадолго до первого банковского кризиса 1995 года. Принципы, изложенные в том документе и впоследствии основательно доработанные, легли в основу Положения об обеспечении возврата вкладов граждан в банках, находящихся под управлением АРКО. Схему «обкатали» на кредитных организациях, находящихся под управлением агентства (АвтоВАЗбанк, «Кузбассуголь», РНКБ, Челябкомзембанк, банк «Петр Первый»).
В случае с АРКО страховой фонд – тот самый, о котором никак не могут договориться разработчики федерального законопроекта, – создается совместно агентством и банком. Любопытно, что АРКО сохраняет свое участие в фонде лишь до тех пор, пока ему принадлежит пакет акций данной кредитной организации. Когда же банк «встает на ноги», то пополнять фонд ему приходится самостоятельно.
Как отмечают эксперты, планы АРКО взять на себя формирование федеральной системы гарантирования выглядят вполне реалистично. По слухам, это не очень нравится ЦБ. Утверждается, что между представителями двух государственных структур есть разногласия по поводу возможности использования при формировании страхового фонда системы ФОРов. Формально в случае банкротства банка требования его кредиторов должны удовлетворяться как раз за счет обязательных резервов. Если так, то зачем тогда еще какая-то система гарантирования? Оппоненты такой точки зрения небезосновательно указывают на то, что на практике в подобных случаях ФОРов хватает далеко не всегда…
И все-таки если работа над документом продолжается и на самой идее крест никто ставить не собирается, то АРКО уже можно поздравить с победой.
Любопытная деталь: упоминавшийся выше Андрей Мельников совсем недавно получил повышение по службе. Не следует ли это считать признанием его заслуг в деле создания системы гарантирования по модели АРКО?