Top.Mail.Ru
политика

Статус «Все сложно»: бизнесмены и политики о трудностях российско-индийских отношений

Фото: Сергей Кулаков / Росконгресс Фото: Сергей Кулаков / Росконгресс

Москва и Нью-Дели рапортуют о максимальном политическом сближении, наращивании торгового оборота и культурном взаимопроникновении. Но дефицит быстрых транспортных коридоров, отсутствие интеграции финансовых институтов и в целом недостаток доверия не позволяют извлечь максимум от такого партнерства. К такому выводу пришли эксперты, участвовавшие в сессии «Россия — Индия», которая состоялась в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ). 

Экономическое сотрудничество России и Индии за последние два года выросло более чем в 6,5 раза, подсчитали в «Яков и Партнеры». Рост мог бы быть и больше, если бы не логистические сложности и проблемы с платежами, говорят игроки рынка. 

«Я бы охарактеризовал сегодняшнее положение как начало длинного пути. Если говорить в целом о России, около 3% от экспортируемой продукции приходится на Индию. Если говорить конкретно о нашей компании, к сожалению, сегодня это менее 1%. В этом году мы планируем по сравнению с 2022 годом увеличить экспорт на 50%, но в абсолютных цифрах это совершенно недопустимо малые значения по сравнению с потенциалом индийского рынка», — рассказал вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике «Сегежа Групп» Николай Иванов. 

В похожей ситуации оказываются многие отечественные компании. Одна из главных сложностей — логистическая. В отсутствие общей границы, бизнес испытывает трудности при отправке и получении грузов. 

О том, как изменились грузоперевозки рассказал вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO Герман Маслов: «Если 3-5 лет назад перевозки между Россией и Индией осуществлялись преимущественно крупными иностранными перевозчиками, и российских компаний там практически не было, то сейчас это в основном российские и китайские морские перевозчики». И они работают через несколько российских портов.

Председатель Индийско-российского делового совета Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) Трибхуван Дарбари подтвердил, что развитие транспортной связанности двух стран является ключевым фактором экономического развития. По его словам, появление актуального коридора позволит на 30% снизить время доставки товаров и облегчит торговые и логистические связи.

По мнению экспертов, решить текущие проблемы между Москвой и Нью-Дели можно путем открытия новых логистических коридоров. В частности замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков напомнил, что Москва делает ставку на соединение Дальнего Востока с восточным побережьем Индии. «Считаем важным увязывать этот Восточный коридор с развитием Северного морского пути. Индийские грузоотправители могли бы использовать эту нашу новую артерию, которая показывает исторические рекорды по транспортировке», — отметил замминистра. И пригласил индийских судостроителей поучаствовать в развитии СМП.

Положительная динамика на этом географическом направлении уже заметна. По словам Анатолия Бобракова, за пять лет товарооборот Дальнего Востока с Индией вырос более чем в два раза и составил в 2023 году 140 миллиардов рублей. «Положительная динамика сохраняется и в этом году: если брать шесть месяцев этого года по сравнению с шестью месяцами прошлого года, то товарооборот вырос в два раза за этот период и уже достиг 128 миллиардов рублей», — отметил Бобраков.

Также приоритетами для двусторонних отношений называют интеграцию финансовых институтов и выстраивание надежных связей в банковском секторе. Председатель правления АО РОСЭКСИМБАНК Петр Засельский заявил, что проблемы платежей между двумя странами есть, и вызваны они санкционным давлением. «Деньги любят тишину, эти вопросы решаются. Нам необходимо установление независимых каналов передачи финансовой информации между нашими финансовыми институтами, сотрудничество центральных банков двух стран», — сказал он.

Еще один актуальный вопрос — торговый дисбаланс, который, по мнению старшего вице-президента Сбера Владимира Ситнова, лечится стимулированием импорта товаров из Индию в Россию. При этом замглавы Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Ивин отметил, что у Индии большой экспортный потенциал. «У нас там есть представительство, поэтому поддерживаем деловые контакты и с бизнес-сообществом, видим большой интерес индийских предпринимателей к тому, чтобы выйти на наш рынок. Со стороны российского бизнеса также подтверждается этот интерес», — сказал он.

Финансовая интеграция приведет и к увеличению взаимных инвестиций, уверены участники сессии. Как отметил чрезвычайный и полномочный индийский посол в России Винай Кумар, Индия является одной из наиболее активно развивающихся экономик мира. В самой густонаселенной стране мира в настоящий момент растет средний класс. Этот фактор определяет высокую привлекательность и доходность инвестиций, считает он.

О реальном опыте российских инвесторов в Индии, о юридических, культурных и даже кармических особенностях бизнес-климата страны — в материале «Компании».

Еще по теме