Top.Mail.Ru
архив

Ставки на рост

 

Выше рынка

банки, корпоративное кредитованиеЕсли до кризиса ежегодный рост объема корпоративных кредитов в целом по банковской системе достигал 50%, то в 2010 г. он составил около 12%. Безусловно, это усредненные данные, у отдельных банков рост объемов кредитования более существенный.
Например, прирост корпоративного кредитного портфеля у Нордеа Банка в 2010 г. составил чуть менее 30%. При этом, как отмечает заместитель председателя правления Нордеа Банка Михаил Поляков, банк сохраняет и крайне высокий уровень кредитного качества заемщиков: объем «плохих» кредитов минимален.
Опережающими рынок темпами развивается кредитование корпоративных клиентов и в Промсвязьбанке. По информации старшего вице-президента Промсвязьбанка Алексея Федоткина, по итогам прошлого года объем корпоративного кредитного портфеля увеличился почти на 20% и составил 289,4 млрд руб. по МСФО.

На 23% вырос в 2010 г. корпоративный портфель и в Райффайзенбанке.

Другому игроку рынка, Связь-банку, удалось увеличить размер корпоративного кредитного портфеля с января 2010-го по июнь 2011-го практически в три раза, до 82 млрд руб.
«Если говорить о динамике корпоративного кредитного портфеля в нашем банке, то темпы его роста превышают среднерыночные показатели, – добавляет заместитель председателя правления Московского кредитного банка Дмитрий Еремин. – В прошлом году он увеличился на 60% и достиг порядка 90 млрд руб., в этом году я прогнозирую рост на уровне 40–50%». В целом по рынку рост корпоративного кредитования в 2011 г., по оценке Еремина, может составить порядка 15–20%.

При этом, по словам директора департамента корпоративных региональных клиентов Юникредит банка Светланы Золотаревой, в I квартале этого года кредиты для корпоративных клиентов на фоне замедления промышленного производства и усиления инфляции выросли всего на 2%.

«Январь–март каждого года традиционно для банковского сектора являются наименее активными с точки зрения наращивания портфеля по причине цикличности бизнеса заемщиков, – приводит свое объяснение столь низкого роста рынка Михаил Поляков. – В этот период времени, как правило, происходит окончательное внутреннее утверждение бизнес-планов компаний на новый год».

Сейчас, по мнению Светланы Золотаревой, спрос на крупные ссуды продолжает оставаться достаточно слабым, при этом ценовая конкуренция усиливается. И повышение ставки рефинансирования пока не повлекло за собой роста ставок по корпоративным кредитам. Здесь стоит напомнить, что для привлечения новых клиентов или поддержания отношений с существующими банкиры в прошлом году активно снижали доходность своих кредитных операций, в том числе и за счет увеличения сроков кредитования и уменьшения процентных ставок.
«Сейчас ставки существенно ниже докризисного уровня и в недостаточной степени покрывают кредитный риск», – считает Дмитрий Еремин. По его прогнозам, ставки могут вырасти в процентных пунктах на 0,5–1 уже к середине осени.
«В целом во второй половине 2011 года стоит ожидать дальнейшего ужесточения конкуренции в корпоративном секторе в сочетании с высокой активностью на рынке банков с государственным участием», – предполагает исполнительный директор региональной дирекции Транскапиталбанка Олег Филипчук.
Последние как раз (в частности, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк) и задавали прошлогодний уровень процентных ставок, что вынуждало частные банки также снижать ставки. «Поскольку набор предлагаемых кредитных продуктов у всех практически одинаков, то банки повышали свою привлекательность в основном за счет ценовых параметров», – поясняет Михаил Поляков.

 

Маржа, да не та

Различные темпы снижения ставок по кредитам и ставок по привлекаемым банками денежным средствам привели к тому, что процентная маржа у большинства банков находится на достаточно низком уровне. Какие действия предпринимают банкиры, работающие в корпоративном сегменте, чтобы ее увеличить?
«Кредитная маржа, особенно по коротким ресурсам, действительно находится на исторических минимумах, – подтверждает член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции обслуживания и финансирования корпоративных клиентов Оксана Панченко. – Чтобы продолжать кредитовать, но при этом не снижать доходы до критической точки экономической целесообразности, банки стараются компенсировать недополученные процентные доходы комиссионными доходами по РКО и другим продуктам». В этой связи банки стали активно предлагать новые продукты и технологии. С одной стороны, требование времени таково, что сойти с дистанции в конкурентной борьбе за предоставление новых продуктов и услуг означает потерять доходность и обороты. С дру­гой стороны, нахождение в обойме сильнейших кредитующих банков означает все новые инвестиции в поддержание конкурентных продуктов и технологий.
По словам Светланы Золотаревой, снижение маржи на рынке банковского кредитования происходит циклически, и сейчас мы наблюдаем тенденции, наметившиеся еще до кризиса. «Рецепты давно известны, банки стараются привлекать клиентов на комплексное обслуживание и компенсировать потери маржи некредитным доходом, – говорит Светлана Золотарева. – Глядя на структуру доходов банков на развитых рынках, можно прогнозировать в долгосрочной перспективе рост тарифов на различные виды банковского обслуживания. Увеличение количества продуктов, которыми пользуется компания в банке, является серьезным инструментом удержания клиентов». Выигрывать в этой ситуации, по ее мнению, будут банки, которые способны предложить качественный транзакционный бизнес и смогут стать ключевым банком-партнером для своих клиентов по всем или большинству продуктов корпоративной линейки.
На данный момент, по оценкам экспертов, опрошенных «Ко», ситуация выровнялась, и у ряда банков наметился рост процентной маржи в I квартале 2011 года.
«Мы в ежедневном режиме отслеживаем ситуацию на рынке, стараемся своевременно реагировать на ее изменения и не переплачивать по пассивам, – рассказывает первый вице-президент Промсвязьбанка Александра Волченко. – В I квартале этого года уровень маржинальности составил 5,8% против 4,2–4,3% за аналогичный период 2010-го».
Однако рост процентной маржи, по прогнозам Дмитрия Еремина, будет краткосрочным, и уже во втором полугодии можно ожидать незначительного увеличения ставок по депозитам, что компенсирует рост ставок по кредитованию и не даст процентному спрэду увеличиться. «Не исключаю, что в итоге процентная маржа может даже уменьшиться по сравнению с началом года», – предполагает Дмитрий Еремин. Из сказанного следует, что увеличение процентной маржи достигается двумя способами: использованием более дешевых источников фондирования (тем самым удешевляются пассивы и снижается процентный расход), а также наращиванием процентного дохода путем перекладывания кредитного портфеля в те отрасли экономики, где с приемлемым для банка риском можно получить максимальный доход.

 

Пришло время заемщика

Попытаемся выяснить, какие внешние причины в наибольшей степени влияют сейчас на кредитную политику банков? По словам директора департамента кредитования Связь-банка Игоря Бурт-Яшина, она зависит от целого комплекса факторов как внутри страны, так и во всем мире. И способность кредитного учреждения оперативно реагировать на их изменение, по его мнению, определяет надежность и конкурентоспособность в банковском секторе.
К основным внешним факторам, влияющим на кредитную деятельность банков, Олег Филипчук, например, относит политику ФРС США и центральных банков Европы и Китая, а также все еще присутствующую неопределенность на международных финансовых рынках и нестабильность цен на нефть. «Что касается внутренней политики, то это усиление контроля за деятельностью банков и ужесточение требований к ним со стороны регулятора, – дополняет Олег Филипчук. – В рамках борьбы с инфляцией происходит удорожание денег, что влечет за собой повышение ставки рефинансирования».


Дмитрий Еремин отметил три внешних фактора:
заемщики, банки-конкуренты и государственные регулирующие органы, прежде всего ЦБ РФ. «На мой взгляд, кредитная политика должна отвечать общей стратегии банка на рынке, тому, как позиционирует себя банк, какие цели перед собой ставит и что выбирает – консервативную стабильность, умеренный или агрессивный рост, – уточняет он. – Сейчас пришло время заемщика – это основной внешний фактор, влияющий на изменения в кредитной политике. Банки, выбирающие для себя путь роста, вынуждены изменять кредитную политику, делая ее более лояльной и гибкой в отношении требований к заемщикам».
Вместе с тем, по мнению Оксаны Панченко, новые инструкции (дополнения) ЦБ о резервировании сделок, которые так активно изучает сейчас рынок, скорее всего, поменяют представления банков об индивидуальном подходе в предоставлении оборотного капитала заемщикам.
Как считает Михаил Поляков, основными факторами, которые могут влиять на кредитную политику банка, являются избыточная текущая ликвидность банков, а также усиление конкурентной борьбы за качественных заемщиков. «Эти факторы могут сделать кредитную политику банка более гибкой по отношению к клиенту, однако вносимые изменения не должны увеличивать кредитные риски для банка и ухудшать качество кредитного портфеля», – резюмирует эксперт.


 

 банки, корпоративное кредитование

Еще по теме