Top.Mail.Ru
архив

Стрелочники с циркулярной пилой

То, что сейчас происходит в российском крупном бизнесе, наводит на мысли, что из всего перепуганного терактами российского населения самой неустойчивой психикой обладают высокопоставленные представители экономической элиты. Иначе трудно объяснить, почему минувшая неделя так изобиловала скандалами вокруг крупных промышленных компаний с непременным участием силовиков. Вооруженные автоматами и пилами люди побывали в офисах "Транснефти", Центральной топливной компании, на Ачинском глиноземном комбинате и еще ряде промышленных корпораций. Вполне возможно, что подобная участь ждет также и "Роснефть" со "Славнефтью".

Все началось с трубопроводной монополии "Траснефть". У постоянно трясущегося под президентом компании Дмитрием Савельевым кресла все же обломились ножки. Напомним, что несколько месяцев назад по инициативе "ЛУКойла" Савельева уже пытались заменить главой добывающего подразделения "ЛУКойл-Западная Сибирь" Семеном Вайнштоком. Но министр топлива и энергетики Виктор Калюжный попытался "исполнить заказ" слишком грубо, и из той затеи ничего не вышло. Правда, и на этот раз попытка заменить Савельева на Вайнштока оказалась не более изящной. Калюжный направил Николаю Аксененко письмо с просьбой прогнать Савельева, а первый вице-премьер эту просьбу удовлетворил. Аксененко утвердил предложенный Калюжным новый состав коллегии госпредставителей при компании, которая немедленно решила указать Савельеву на дверь, причем новоиспеченная коллегия, похоже, не задумывалась о том, насколько юридически осмысленным получился этот жест. Однако в дверь Савельев выходить никак не хотел, и Вайнштока туда не пускал. Поэтому к офису "Транснефти" подогнали силовиков, которые разрезали эту самую дверь в начальственный кабинет циркулярными пилами.

Журналистам Калюжный сказал, что Савельев нехорош, потому как неизвестно куда дел 90 километров нефтяных труб, из которых должен был в течение года построить трубопровод в обход Украины. На самом деле просто Савельев строил не тот обходной трубопровод. Известно, что основной причиной неприязни "ЛУКойла" к Савельеву было введение им дополнительных отчислений от платы за экспортную прокачку нефти в фонд строительства Балтийской трубопроводной системы. Оброк на строительство БТС теперь собирается со всех нефтяных компаний-экспортеров, невзирая на географическое направление прокачки сырья. По мнению же представителей "ЛУКойла", БТС не нужна вовсе, потому как на балтийском направлении довольно много возможностей транспортировки нефти - в частности, через прибалтийские порты. И вообще, в случае введения в строй БТС общие нефтетранспортные мощности России намного превысят собственно экспортные возможности страны. Вице-президент "ЛУКойла" Леонид Федун заявил, что вместо БТС, которая по глобальности и утопичности "напоминает проект РАО "Высокоскоростные магистрали", государству следовало бы наконец приступить к строительству обходного трубопровода вокруг Чечни. "Мы можем потерять около миллиарда долларов на прекращении транзита азербайджанской нефти. Все, что сделали государство и "ЛУКойл" в этом направлении, пойдет прахом", - заметил Федун. Напомним, что всевозможные постановления и прочие документы о строительстве обходного нефтепровода вокруг Чечни издавались еще во времена премьерства Сергея Кириенко, но они, как и большинство всех благих начинаний, были похоронены в дебрях Белого дома. По мнению представителей "Лукойла", постановления можно реанимировать, а средства на строительство взять именно из тех отчислений в адрес "Транснефти", которые ранее собирались в пользу БТС. Кстати, в первый же день пребывания в должности руководителя "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что премьер Владимир Путин поручил ему заняться строительством обходного нефтепровода.

Пресс-служба "Союза правых сил", лишившегося в результате отставки Савельева солидного источника финансирования, заявила, что действия Калюжного и Аксененко - это беззаконие и попытка превратить госкомпанию в "источник обогащения и обеспечения личных интересов высокопоставленных политических рэкетиров".

Однако, по нашему мнению, "политическим рэкетиром" является, скорее всего, не только и не столько "ЛУКойл", сколько остальные фигуранты ужасной истории. После слияния с "КомиТЭК" добывающие возможности компании увеличатся до 70 млн т, и тогда уже не очень нужно добиваться контроля над еще какой-то нефтяной собственностью. По крайней мере, не такими методами. "Где вы видели, чтобы мы шли на такие лобовые столкновения? Это нужно не нам. Вы сами знаете, кому...", - заявил "Ко" источник в "ЛУКойле". Кроме того, в "ЛУКойле" категорически отрицают, что представители компании присутствовали на широко известном по СМИ совещании у Аксененко, где владелец ТНК Михаил Фридман и хозяин "Сибнефти" (по совместительству кремлевский кассир) Роман Абрамович якобы договорились скинуться по $5 млн на лоббирование замены руководителей "Роснефти" и "Славнефти".

В "Роснефть" вроде бы собирались посадить Виктора Рыбина, прославившегося своим конфликтом с ЮКОСом, когда команда Ходорковского* брала под контроль "Восточную нефтяную компанию". А в кандидат в президенты "Славнефти" был еще оригинальнее - Михаил Гуцериев, член фракции ЛДПР, вице-спикер Госдумы, бывший руководитель финансово-промышленной компании "БИН" и один из инициаторов создания Ингушской офф-шорной зоны. Пресс-секретарь Гуцериева Сергей Тимофеев сказал "Ко", что Гуцериев ничего не знает о своем якобы назначении президентом "Славнефти" и собирается баллотироваться в новый состав Госдумы по одномандатному округу в Ингушетии. Однако на вопрос, разбирается ли Гуцериев в нефтяном бизнесе, пресс-секретарь ответил: "Он может все!"

Непонятно только, как возможности представителя ЛДПР сочетаются с желаниями "Альфа-группы", которая является основным претендентом на контроль над "Славнефтью". В то же время в Красноярском крае четко прорисовался союз Михаила Фридмана с генерал-губернатором Лебедем, которые дружно - и, конечно же, с участием силовиков - прогнали с Ачинского глиноземного комбината ставленника председателя совета директоров КрАЗа, члена первой тройки федерального списка ЛДПР Анатолия Быкова, поставив там своего управляющего. Более того, красноярские правоохранительные органы издали постановление об аресте Быкова, а самолету с летевшими поддерживать Быкова членами ЛДПР не разрешили посадку в красноярском аэропорту.

Во всей этой ужасной возне на прошлой неделе пострадали не только финансы ЛДПР и "Союза правых сил", но и "Отечество-Вся Россия". В офис московской компании ЦТК нагрянула налоговая полиция, которая почему-то согнала всех сотрудников в конференц-зал и долго там держала. Видимо, чтобы произвести побольше впечатления. Как выяснилось, управление федеральной службы налоговой полиции по Москве таким образом предъявляло постановление на обследование всех помещений в компании. По словам сотрудников ЦТК, днем раньше в компании уже была проверка из московского правительства, причем в число проверяющих входили и представители УФСНП. Зачем полицейским фискалам надо было нагонять столько страху? По этому поводу у нефтяников есть версия, что это "политические мотивы, которые связаны с избирательной компанией по выборам в Госдуму и отражают противостояние федеральных властей и Москвы. В данном случае ЦТК представляет интересы Москвы".

Премьер пока делает вид, что его не очень шокирует вооруженная предвыборно-финансовая вакханалия. Вместо публичного порицания Аксененко Путин назначил вице-премьера еще и министром путей сообщения вместо отправленного в отставку Владимира Старостенко. Однако многие полагают, что следующим премьерским ходом станет лишение Аксененко вице-премьерских регалий и водворение его назад, в МПС. Стране нужны такие стрелочники, как Аксененко.

* признан в России иностранным агентом.

Еще по теме