Стремительный гигант
Перед общением с председателем совета директоров General Motors Джоном Смитом я испытал некоторый культурный шок. Любой российский олигарх, находясь в родной стране, с негодованием отверг бы саму мысль о встрече в столь неподходящей обстановке: в арендованной безликой переговорной, оснащенной журнальным столиком, диваном и двумя креслами из кожзаменителя...
О масштабах амбиций General Motors привыкли судить по давней крылатой фразе одного из ее президентов: «Что хорошо для General Motors, то хорошо для Америки». Сильно сказано, что и говорить. С той поры немало воды утекло, и со временем деятельность этой компании приобрела и вовсе планетарный характер.
General Motors сегодня - это не только звание самой крупной автомобильной корпорации мира; не только необъятные размеры автоимперии, включающей в себя семь североамериканских отделений (легковые Buick, Cadillac, Chevrolet, Oldsmobile, Pontiac, Saturn и производящее внедорожники и легкие грузовики отделение GMC Truck), немецкий Opel, британский Vauxhall, шведский SAAB, австралийский Holden, сборочные заводы в США, Австралии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Испании, Канаде, Китае, Мексике, Польше, Португалии, Турции, Швеции, ЮАР; это еще и действующее сборочное производство в российской Елабуге (предприятие «ЕлАЗ-GM»), и вполне вероятные перспективы заключения уже в этом году договора о создании совместного производства с «АвтоВАЗом» - единственным отечественным автозаводом с заметным по мировым масштабам годовым объемом выпуска, что будет автоматически означать доминирование GM (через его отделение Opel) на автомобильном рынке России начала XXI века.
General Motors, равно как и две другие американские автокомпании «большой тройки», производит ежегодный смотр своих подразделений на Североамериканском международном автошоу (NAIAS), проходящем в январе в автомобильной столице Америки - Детройте. Корреспондент «Ко» был участником NAIAS-99.
Некоторый культурный шок я испытал в коридоре детройтского выставочного комплекса Кобо-холл, когда шел на встречу с председателем совета директоров GM Джоном Смитом. Любой российский олигарх, находясь в родной стране, с негодованием отверг бы саму мысль о встрече в столь неподходящей обстановке: в арендованной на время шоу безликой переговорной, оснащенной журнальным столиком, диваном и двумя креслами из кожзаменителя. Не знаю, как обставлен кабинет CEO в «стационарной» штаб-квартире GM (в свое время старик Де Лориан, пойдя по стопам Якокки, потратил изрядное количество страниц бестселлера «Дженерал Моторс» в истинном свете» на описание излишеств боссов корпорации), но здесь все прямо-таки по анекдоту: «Чистенько, но бедненько». Единственное отличие комнаты, в которой размещался в Кобо «председатель Джон», от сотни других - это секретарь за столом, который выставлен прямо в коридор. «К сожалению, время беседы ограничено - у вас только 15 минут», - произносит она и отворяет дверь, за которой находится лицо №1 в иерархии, наверное, самой американской из американских компаний.
- Есть ли у General Motors на фоне захлестнувшей всю мировую промышленность волны объединений планы слияния с какими-либо компаниями?
- Для того чтобы оставаться глобальной организацией, мы укрепляем отношения с нашими международными партнерами. Мы достигли соглашения с Suzuki, согласно которому наша доля в этой компании увеличится с 3,3% до 10%. Suzuki, являющаяся нашим партнером на протяжении 17 лет, теперь играет ключевую роль в планах сбыта и производства наших небольших машин на рынках за пределами Северной Америки. В декабре мы также объявили о соглашении General Motors с другим японским партнером - производителем грузовиков Isuzu. Наша доля в этой компании увеличивается с 37,5% до 49%. Планируется построить совместный с Isuzu завод по производству дизельных двигателей. Наконец, три месяца назад на нашем заводе в Шанхае был собран первый Buick. Шанхайский завод стал третьим новым сборочным производством GM в 1998 году, после заводов в Аргентине и Польше.
- Не изменились ли намерения GM в отношении России, после того как до нас дошел экономический кризис?
- General Motors будет присутствовать на российском рынке, и мы надеемся, что сможем начать в России производство своих автомобилей.
Позже на конференции для международной прессы Джон Смит и новый президент GM Рик Вэгонер говорили о планах корпорации на нынешний год. Предполагается закончить реорганизацию производственных и сбытовых операций, начатую в прошлом году (в России, например, объединяются дилерские сети американских подразделений GM, продающие Chevrolet и Cadillac, и дилеры Opel), начать публичное размещение акций дочерней компании Delphi, производящей запчасти и компоненты к автомобилям, представить 14 (!) новых моделей на рынке США, сократить цикл разработки новых автомобилей до 18 месяцев (еще в 1994 году на это уходило 42 месяца).
В прошлом году GM, единственная из компаний «большой тройки», пережила почти двухмесячную летнюю забастовку своих американских заводов, из-за которой финансовые показатели года оказались существенно скромнее ожидаемых. Однако возросший в конце года на внутреннем рынке США спрос на автомашины вселил оптимизм в руководителей корпорации.
Экспозиция североамериканских отделений GM на автошоу также была призвана продемонстрировать конструкторский и производственный потенциал компании. С чисто американским размахом была проведена мировая премьера новой модели Chevrolet Impala - большого седана, который призван, вероятно, укрепить поколебавшиеся позиции GM в таких традиционных для Америки группах покупателей, как полиция и таксомоторные компании. С прекращением выпуска в 1997 году заднеприводной модели Chevrolet Capriсe, на этом немаленьком куске местного рынка стал безраздельно властвовать Ford, который, трезво оценив консервативность «копов» и таксистов, продолжил выпуск своей столь же «бородатой», как и Caprice, модели Crown Victoria (такие машины «стоят на вооружении» московской милиции). Однако помимо серийных, готовых к производству моделей GM «выстрелила» на шоу целой россыпью так называемых концептов - опытных моделей, иллюстрирующих взгляды фирмы на собственное завтра. Именно наличие концептуальных моделей позволяет специалистам и конкурентам оценить уровень имеющихся у фирмы дизайнерских и конструкторских заделов. Для рядовых потребителей, посещающих выставку, они становятся show-stopper, объектами привлечения внимания, приковывающими взгляд к серийным машинам на фирменном стенде. При этом надо заметить, что концепты по-американски - это не пластилиновые макеты футуристических кузовов, а вполне способные самостоятельно передвигаться готовые машины (в отличие от, скажем, заявленной на прошлогоднем московском автошоу «Москвича» как «предсерийный образец» модели «Иван Калита»). Обычно по части концептов в Детройте особенно отличается Chrysler, имеющий в Америке репутацию самой инновационной компании «большой тройки».
Так вот, на NAIAS-99 GM показала аж пять концептов, старательно распределенных между разными марками концерна. Отличились даже такие ортодоксальные отделения, как Cadillac (не показывал концептов последние 10 лет) и Oldsmobile. Родстер Evoq и компактный внедорожник Recon - - следствие проводимой руководством GM линии на омоложение покупательской аудитории этих консервативных марок. И если старательно подчеркиваемый новый имидж Oldsmobile уже нашел отражение в серийной продукции этой фирмы (модели Aurora, Intrigue, Alero), то Cadillac это еще предстоит сделать.
Впрочем, конкуренты тоже не дремлют. Ford показал всего один концепт - но зато какой! Почти готовый к производству (заявлен как модель 2001 года, что означает появление серийных машин у дилеров в Штатах уже осенью следующего года) полностью обновленный легендарный T-Bird, Thunderbird. «Я говорил вам, что T-Bird вернется, и вот он здесь», - заявил журналистам глава Ford Джек Нассер, собственноручно выводя лимонно-желтую спортивную машину на стенд компании.
Стенд Chrysler, который в прошлом году объявил о браке с Daimler-Benz, сиял точно новобрачная в медовый месяц. Четыре концепта под фирменными марками Chrysler, Dodge и Jeep (плюс один концептуальный Mercedes), пресс-конференция живых кумиров западной деловой прессы Юргена Шремпа (глава Daimler Benz) и Боба Итона (патрон Chrysler), огромные автобусы с логотипом DaimlerChrysler, разъезжающие по Детройту, - все было призвано свидетельствовать о том, что творцы нового альянса гордятся своим совместным детищем, обозначившем магистральное направление развития автобизнеса конца ХХ века.
Между тем увлечение американцев внедорожниками всех мастей (начиная от несерьезных «паркетных» машин и заканчивая монструозными пикапами), судя по всему, будет продолжаться и дальше. На эту мысль наталкивало обилие концептов и уже готовых к производству машин, заявленных в этом классе. И хотя пользоваться внедорожными качествами этих машин в Штатах просто негде (а если даже вдруг и представляется такая возможность - например, в снегопад, обрушившийся на Детройт в дни шоу, - американцы, как показывают наблюдения, ездить на полноприводных машинах не умеют), мода на «full-drive» и низкая цена на бензин делают свое дело: внедорожники и пикапы разметаются в Америке настолько хорошо, что дорогим полноприводником обзавелся даже Cadillac, а проторивший своим Navigator эту скользкую дорожку Lincoln пошел еще дальше, показав в этом году насколько шикарный, настолько же и малофункциональный пикап.
Забавно, что в нашей стране, где к американским машинам (и в первую очередь к внедорожникам) неизбывный интерес испытывают многочисленные «чисто новые русские», и новый Cadillac, и уже активно продающиеся Lincoln Navigator, и скругленный по моде обновленный Jeep Grand Cherokee продвигаются и будут продвигаться главным образом усилиями «серых» дилеров. Россия, относимая американскими автокомпаниями к зоне европейских операций, «питается» официальными поставками отдельных моделей, в число которых, как правило, самые «горячие» внедорожники не входят. В первую очередь они предназначены для сбыта в США - так же, впрочем, как и производимые на американских заводах внедорожники Mercedes, а теперь и BMW. Между тем очевидно, что именно из Америки, от тамошних дилеров, приторговывающих налево, эти машины сюда и попадают. Уверен, что, несмотря на очереди, которые образуются этой осенью с началом продаж нового полноприводного BMW X5 в Штатах, наикрутейший «бимер» тогда же появится и на московских улицах. И «серые» дилеры вновь снимут сливки, делая свою прибыль на неповоротливости маркетологов.