$ 76.75
 91.11
£ 100.90
¥ 73.40
 84.91
GOLD 1926.11
РТС 1145.72
DJIA 28301.46
NASDAQ 11530.98
авто

Nikola Motor обвинили в подлоге

Nikola Two от компании Nikola Motor Nikola Two от компании Nikola Motor

Nikola Motor Company, производитель электрокаров из США, лишился основателя и председателя совета директоров. Эту должность еще на днях занимал Тревор Милтон. Покинуть компанию по собственному желанию его вынудило расследование двух ведомств — Министерства юстиции и Комиссии по ценным бумагам и биржам США. В эти инстанции с жалобой обратилась компания Hindenburg Research, специализирующаяся на судебно-финансовых расследованиях.

По данным Hindenburg Research, управленцы Nikola Motor Company сфабриковали десятки материалов о разрабатываемых технологиях. В итоге — ввели инвесторов в заблуждение, чтобы получить крупные контракты с автоконцернами. В 2018 году Nikola Motor представила грузовик, который передвигается на водородном топливном элементе. Видеопрезентация, по оценкам Hindenburg Research, сфабрикована. На кадрах машина съезжает с холма, движимая силой тяжести, а не инновационным мотором.

Тревор Милтон через Twitter заявил о намерении защищаться от ложных обвинений, «исходящих от недоброжелателей», но предпочел уйти с поста. Новым председателем правления Nikola Motor Company стал экс-вице-президент General Motors Стивен Гирски.

В начале сентября, незадолго до ухода Милтона, компания заключила контракт с General Motors (GM). GM приобрела 11 % акций Nikola Motor Company за 2 млрд $ и получила одно место в совете директоров.

После этой новости акции GM выросли в цене на 11 %, а бумаги Nikola Motor— на 45 %. Большие масштабы производства топливных элементов, по словам Мэри Барры (Mary Barra), гендиректора GM, позволят сократить затраты на разработку и почти на 80 % удешевить стоимость водородных топливных элементов. Логику сделки в GM объяснили еще и стремлением сократить углеродный след от автомобилей.

Nikola Motor Company создана в 2014 году. Название компании созвучно имени Николы Теслы — изобретателя в сфере электро- и радиотехники, ученого, физика. Компания декларировала своими целями разрабатывать и создавать экологичные электромобили с нулевыми выбросами углекислого газа. Сейчас у Nikola Motor — несколько концептов грузовых автомобилей на электроприводе с использованием водородного топлива. Серийное производство намечалось на 2021–2023 годы. GM планировала на топливных элементах Nikola Motor Company в 2022 году выпускать пикап Nikola Badger.

Между желаниями и возможностями

Основной пункт «разоблачения» от Hindenburg Research заключается в использовании технологий внешних партнеров, а не самостоятельной разработки прорывных технологий, указывает Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

«Без глубокой кооперации с ведущими компаниями разработать "революционные" аккумуляторы и снизить стоимость производства водородных топливных элементов на 80 % невозможно. Предположить, что General Motors приняла инвестиционное решение, не проведя тщательного аудита компании, сложно. Независимо от того, чья информация окажется верной, Hindenburg Research и Nikola Motor ждет судебное разбирательство на предмет мошенничества или манипулирования ценами акций», — считает эксперт.

Так бывает с компаниями, переинвестированными на ранних стадиях, считает Константин Синюшин, венчурный инвестор, управляющий партнер и сооснователь The Untitled Ventures. «С одной стороны, грузовики на водородном топливе явно лучше, чем электрические. С другой стороны, способность компании реально сделать некий продукт много раз была опровергнута самой жизнью. Поэтому отделить правду от мошенничества можно только в рамках судебных разбирательств».

Одна из главных задач CEO многих стартапов — погрузить инвесторов в атмосферу светлого будущего, в котором компания достигла успехов в технологиях, продажах и в создании добавленной стоимости для своих акционеров, считает Григорий Трубкин, управляющий партнер Mindrock Capital.

«Естественно, будут моменты, когда какие-то части плана придется "докручивать" на ходу, а порой и вовсе менять направление развития бизнеса компании. Главное — не переступить черту между смелыми планами и введением инвесторов в заблуждение», — объяснил эксперт.

Экс-сотрудники довели Tesla и Google до судов

Судебные разбирательства ранее коснулись других компаний, создающих электромобили или технологии для самоуправляемого транспорта. Например, Tesla на прошлой неделе выиграла судебный спор с экс-сотрудником.

Мартин Трипп работал на заводе Tesla Gigafactory в Неваде вплоть до увольнения в 2018 году. Поводом к расторжению трудового контракта стало то, что Мартин украл и передал важные данные компании, а именно — создал программу для взлома операционной системы автомобиля. По данным Tesla, сведения стали достоянием третьих лиц, а акции компании из-за этого упали в цене. Также Трипп сообщал якобы о том, что аккумуляторы электрокаров Tesla не экологичны и могут быть дефектны.

Представители Tesla предъявили к экс-сотруднику иск на 167 млн $, дело еще рассматривается в суде.

Однако Трипп подал встречный иск к Tesla на 1 млн $ для компенсации морального вреда, это дело он и проиграл накануне. В Tesla сообщили, что ранее Трипп просил повышения, но ему отказали. Причину его действий объяснили местью.

Пострадала от действий экс-сотрудника и компания Google. В августе Окружной суд Сан-Франциско вынес приговор Энтони Левандовски, бывшему специалисту дочерней компании Google. Расследование длилось три года.

Обвинение выяснило, что Левандовски при увольнении из Waymo (подразделение холдинга Alphabet по созданию технологий для самоуправляемых автомобилей; в холдинг также входит Google) в 2016 году украл 14 тыс. файлов и документов компании. Большинство из них были конфиденциальны и касались разработки лазерных радаров — лидаров (с помощью компьютерного зрения такое оборудование ищет препятствия и рассчитывает расстояния от автомобиля до них).

Затем Энтони основал свой стартап Otto и вскоре продал его подразделению Uber за 680 млн $. Uber наряду с Waymo разрабатывает технологии, благодаря которым автомобили смогут сами управлять движением. Позже Левандовски получил пост вице-президента по инновационным технологиям в Uber и возглавил направление разработки автопилота.

В мае 2017 года Google предъявила обвинение Uber в применении собственных разработок, украденных бывшим сотрудником. Компания оценила свой ущерб в полмиллиарда долларов. Спор урегулирован в досудебном порядке.

Разбирательства с Энтони длились 3,5 года. В итоге инженер признал свою вину только по одному пункту, в обмен потребовав от прокуратуры отказаться от еще 32 пунктов обвинения. Обвиняемый получил срок в 18 месяцев лишения свободы и обязан выплатить Google почти 1 млн $ в качестве штрафа и возмещения убытков.


Материал подготовлен при участии Ольги Блиновой