Top.Mail.Ru
первые лица

«Стучу по дереву, но мы работаем без сбоев»

Николай Прянишников. Фото: пресс-служба World Class Николай Прянишников. Фото: пресс-служба World Class

Фитнес-клубы в России, пережившие коронавирус, столкнулись с последствиями западных санкций — у россиян падает платежеспособность, хоть и остается повышенный интерес к спорту. Как в этих условиях вести бизнес, существует ли российское качественное спортивное оборудование и как фитнес-отрасль покоряет мир digital, в эксклюзивном интервью «Компании» рассказал генеральный директор World Class Николай Прянишников. 

Российская экономика переживает нелегкий период: вначале — несколько волн пандемии, теперь — последствия геополитического конфликта. Как все это отразилось на фитнес-индустрии?

— Во-первых, наши клубы сейчас работают на полную мощность. Это главное отличие от времен пандемии, когда все центры закрывались. Плюс в это сложное время наш продукт очень востребован. Людям нужен спорт, отвлечение, расслабление — все это можно получить в наших клубах. Россияне сейчас стали меньше путешествовать, для меня как для обывателя, конечно, это печально, но как для бизнесмена это возможность. Потому что при отсутствии поездок за границу фитнес-клубы, особенно многофункциональные клубы — это оазисы внутри города, где можно провести полезный и приятный досуг.

В наших фитнес-клубах есть не только тренажеры, но и залы групповых программ, бассейны, спа, залы для йоги. Здесь можно не только тренироваться, быть в хорошей физической форме, но и отдыхать. В то же время должен сказать откровенно о проблемах, которые будут и уже начались и у нас, и у других операторов фитнес-индустрии. Главная проблема — мы ожидаем снижения платежеспособного спроса. Экономические проблемы, конечно же, отражаются на людях, поэтому ряд клиентов будут очень эластичны к цене, затратам, где-то начнут сокращать расходы. Это приведет к определенному снижению наших продаж, при этом затраты, к сожалению, растут. Хотя у нас в основном они привязаны к рублям, но часть еще зависит от курса доллара. Из-за изменения логистических цепочек наблюдается определенный рост расходов, мы должны это признать. Поэтому такие ножницы бизнеса — снижение платежеспособного спроса и рост затрат — в нашем бизнесе будет.

Особенно важны наши договоренности с арендодателями. Как вы знаете, весь бизнес фитнес-операторов построен на партнерстве с арендодателями — это приблизительно 20–30% наших затрат. Поэтому сейчас мы и другие операторы обратились за скидками по этому году. Переговоры идут непросто, у арендодателей есть свои сложности. Но я верю, что если нам удастся договориться о приемлемых условиях, процент с оборота или какая-то временная скидка, то фитнес-клубы выживут, смогут продолжить эксплуатировать помещения и предоставлять важный и нужный потребителю продукт.

World Class, бассейн
Насколько активно сейчас продаются абонементы World Class, не упал ли поток новых клиентов в условиях кризиса? Планируете ли вы повышать цены в ближайшее время?

— Если говорить о клиентской базе, то ситуация здесь стабильная. Мы находимся на уровне 2021 года с учетом того, что у нас теперь больше клубов. При этом мы отмечаем рост посещаемости, в зависимости от клуба он составляет 10–20%. Люди стали ходить чаще, нам кажется, это оправданно, и мы этому рады. Хотя так скажут не все игроки рынка, ведь рост посещаемости — это и лишние затраты, но нам нравится, когда в клубах движуха и кипит жизнь.

На самом деле это же тоже секрет фитнес-клуба: чтобы тренироваться, тебе нужен какой-то стимул, и когда ты видишь, что на соседней дорожке прекрасная девушка бежит, а рядом сильный молодой человек жмет штангу, это тебя самого мотивирует и хочется тоже что-то сделать. Поэтому эта движуха и энергия нам полезна. Посещаемость важна еще с точки зрения того, что, если люди чувствуют потребность в нашем продукте, соответственно, они будут, скорее всего, продлевать абонементы. Как я и подчеркнул, главное, чтобы у них были деньги на продление.

Что касается роста цен, то мы подняли их точечно по разным клубам приблизительно на 10%. Дальше будем внимательно смотреть, тут нужна филигранная работа: без роста цен экономика не сложится, но и повысить сильно мы не можем — эластичность слишком высока. Может быть, в целом будет некое повышение, но потом будут акции для привлечения клиентов. Это творческая задача для маркетинга и продаж — найти ту золотую середину, в которой уравновешены итоговый доход и клиентская база.

Как сказались санкции на обслуживании фитнес-центров? Возникли ли проблемы с поставками оборудования?

— Приятно отметить, что мы оказались в ситуации гораздо лучшей, чем многие другие сферы бизнеса в России. То есть все клубы открыты, оборудование функционирует, честно говоря, стучу по дереву, но мы работаем без сбоев. С точки зрения будущих поставок приятно, что в России на самом деле много всего есть. Например, есть у нас хорошая компания Foreman, которая производит оборудование для фитнес-клубов. У них завод под Петербургом, который, помимо силового оборудования, теперь выпускает уже и кардиолинейку.

Но при этом не остановлены и поставки от наших зарубежных контрагентов. Несколько возросли цены из-за логистики и курса, но все есть. Мне кажется, ситуация вполне рабочая, когда есть выбор: можно выбирать между западными производителями, российскими и азиатскими аналогами.

Единственное, должен признать, что в связи с ростом стоимости окупаемость проектов все-таки ухудшается. Если раньше мы рассчитывали, как правило, на 4 года окупаемости, то теперь она будет, может быть, в районе 5–6 лет. Это в целом не так уж и плохо. Тем не менее этот фактор неопределенности нас несколько настораживает, поэтому новые проекты мы отбираем еще более внимательно.

World Class, единоборства
Во время пандемии вы отмечали, что смогли быстро перестроиться в режим онлайн и запустить новый формат — онлайн-тренировки. Они все еще востребованы или большинство клиентов вернулись в зал?

— Запуск наших онлайн-тренировок в локдаун действительно был очень успешный. Пока клубы были закрыты, у нас на digital-ресурсах было суммарно 67,5 миллиона просмотров нашего контента. То есть люди тренировались, по несколько раз просматривали контент. Это был большой успех, и мы значительно расширили аудиторию. Она немного снизилась после того, как клубы открылись, — кто-то вернулся в офлайн-режим, однако 400 тысяч клиентов остались тренироваться в онлайне. Теперь вместо Instagram* мы приглашаем заниматься во «ВКонтакте» вместе с любимыми тренерами бесплатно.

На фоне этого успеха мы создали новый цифровой продукт — WannaFit, приложение для тренировок по подписке через смартфон. WannaFit подстраивает тренировку под ваши цели, дает различные варианты нагрузок. Все было составлено нашими лучшими методистами, поэтому это очень качественный продукт. Таким образом, мы смогли монетизировать наше digital-направление.

Много удается заработать в этой сфере?

— Должен признать, пока мы не зарабатываем тут много денег, это единицы процентов от нашей выручки, но это работа на перспективу. Самое интересное, что здесь, помимо русскоязычной аудитории, мы получаем доступ ко всему миру. Понятно, что где-то нужен язык и перевод, но даже сейчас в онлайне у нас занимаются люди со всего мира. Это открытие новых возможностей, ведь мы можем работать не только с той аудиторией, что находится рядом с нашими фитнес-клубами, клиенты могут быть где угодно.

«Лучший подарок от сына или дочери — купить родителям абонемент в фитнес-клуб»

Как изменились спортивные тренды за последние годы? Какие виды занятий становятся популярными сегодня?

— Во-первых, мы наблюдаем интерес к тренировкам на свежем воздухе. В нашей сети круглый год работает целое направление outdoor-программ. Плюс мы видим, что по-прежнему популярны циклические виды спорта: бег, плавание, велоспорт. Не сдают позиций и групповые программы, каждый может здесь выбрать для себя направление: силовое, функциональное, танцевальное и так далее. Также с апреля мы запустили во всех клубах уроки медитации. Считаю это важным, потому что главная задача этой практики — расслабление, создание комфортного психоэмоционального состояния участников. Вначале медитация была очень популярна в онлайн-формате, но, увидев результаты, мы организовали и офлайн-занятия в наших клубах, сейчас они очень востребованы.

Кроме того, пока еще популярны такие направления как, например, high-intensity или высокоинтенсивные интервальные тренировки. Но мода на них потихоньку спадает, они были на пике несколько лет назад.

Еще одна важная тенденция — расширяется аудитория клиентов фитнес-клубов. Все больше и больше приходит людей старшего возраста. Раньше это было заметно в основном на Западе, а у нас было много женщин преклонного возраста, например в бассейне. Кроме того, сейчас на разные силовые тренировки ходят как мужчины, так и женщины.

Мы стараемся предложить интересные продукты, например, у нас есть групповая тренировка soft-фитнес, на которую как раз могут прийти люди разного возраста и уровня подготовки. Каждый в своем ритме выполняет несложные упражнения, но это уже вовлечение в фитнес, и наши зрелые клиенты очень этому рады, с удовольствием ходят. Некоторые, я сам наблюдаю в наших клубах, прямо подходят и гордо говорят, что я хожу каждый день. И это здорово, потому что спорт продлевает качество вашей жизни на долгие годы. Как пример приведу, я тоже маму приучил к походам в фитнес-клуб, она любит пилатес, занималась и с персональным тренером, и на групповые ходила, и сама тренировалась. У нее здорово получается, после тренировки она будто заново рождается, появляется энергия, хорошо себя чувствуют все суставы.

Я считаю, что лучший подарок от сына или дочери — купить родителям абонемент в фитнес-клуб, это очень полезно.

World Class, кардиозона
В 2020-м вы говорили, что планируете каждый год открывать по 5 собственных клубов World Class и по 10 франчайзинговых. Удается ли идти такими темпами в условиях турбулентности?

— Стратегию роста и развития мы сохранили. Но немножко адаптировали ее с учетом того, что пандемия нас сильно потрепала, да и сейчас мы вынуждены немножко охладить пыл нашего развития. Тем не менее мы развиваем и свою сеть, и франчайзинг. Только в 2022 году мы уже открыли клуб «Ботанический сад», «Хамовники», скоро запускаем World Class «Ховрино». В прошлом году было две новые студии: Mind Body Studio by World Class в центре Москвы и всесезонная outdoor-студия Club House в Одинцовском парке культуры. Кроме того, мы открыли клуб UFC GYM Arena Plaza с акцентом на боевые искусства.

Отдел франчайзинга также продолжает активную работу. Уже сейчас открыто 60 клубов в 10 странах мира, в стадии проектирования еще более 10 клубов. На самом деле темп, может быть, скорректируется до 3–4 новых собственных клубов и 3–4 франчайзинговых в год. Но развитие будет идти дальше, на фоне закрытия другого бизнеса, на мой взгляд, у нас хороший результат.

«У нас много бизнесменов, которые в спорте такие же рьяные, как и в работе»

World Class также планировал выйти в сегмент спортивной медицины. Как развивается это направления сегодня?

— Основной задачей направления спортивной медицины и реабилитации является повышение вовлеченности клиентов клуба в комплексный подход к своему здоровью. Мы стараемся всячески его прививать, у нас, например, базовое медицинское тестирование и консультация врача уже включены в любую карту. Кроме того, у нас есть масса дополнительных процедур, которые помогают глубже проанализировать тело, прежде всего это наше тестирование InBody — подробный анализ состава тела, определяющий процент жировой, мышечной ткани, количество воды в организме, кальция в костях и так далее. Спироэргометрия — это кардиореспираторное нагрузочное тестирование с газоанализом под контролем ЭКГ, которое позволяет в момент физической нагрузки анализировать работу сердца и легких. Также вы можете обратиться за консультацией к диетологу и косметологу. Главное отличие спортивного врача от любого другого — он никогда не запретит вам заниматься спортом, всегда найдет выход, подберет режим упражнений, исходя из вашего состояния.

Когда клиент приходит в клуб и хочет добиться определенных результатов, лучше все протестировать. И были случаи, когда клиенту после тестирования мы говорили: «Вам надо вначале к кардиологу сходить или следует умерить нагрузки». Это может в ряде случаев спасти жизнь, особенно когда амбициозные клиенты стремятся к сверхнагрузкам, хотят сразу пробежать марафон и стать чемпионом. Особенно у нас много бизнесменов, которые в спорте такие же рьяные, как и в работе, сразу все вершины хотят покорить. Но здесь следует вместе со специалистом определить план занятий. Поэтому мы будем развивать это направление, хоть и не планируем вводить его во все клубы. Сейчас, например, оно есть в пяти клубах сети и доступно абсолютно всем клиентам.

World Class
Как повсеместная цифровизация сказалась на подходе к занятиям спортом? Как World Class использует высокие технологии в тренировочном процессе?

— Технологии входят в нашу жизнь, у клиентов мы все чаще видим различные спортивные гаджеты и трекеры, многих интересуют результаты. Одна из задач в нашем бизнесе — отслеживание результата. Если клиент видит результаты своих тренировок, он, как правило, продлевает карту, продолжает заниматься с тренером, все у него хорошо — и выглядит лучше, и результат получает. Хуже всего, когда у человека нет ясных целей, и нет достижений, и нет трекинга прогресса. Тогда идет демотивация: зачем я вообще хожу, напрягаюсь, плачу деньги, буду лежать на диване и кушать чипсы с пивом.

Поэтому технологии — двигатель и развитие всей индустрии. И у нас уже много сделано в этом направлении. Новое приложение, где будет вовлечение клиента в фитнес, отслеживание результатов, в удобной форме будет показан прогресс. Есть также система контроля нагрузки и пульса Myzone в большинстве наших клубов. В приложении, на спортивных часах вы можете фиксировать прогресс в тренировках. Беговые дорожки подключены к интернету, вы можете прямо во время тренировки пробежать по интерактивному маршруту, посоревноваться с людьми из разных стран. Есть интерактивные cycle-занятия, на которых также можно состязаться.

Про WannaFit я уже упоминал — фактически вам нужно взять это приложение, довериться ему, выполнять его требования, и вы станете достигать своих целей. Технологии и дальше будут совершенствоваться. А мы будем стараться внедрить их в тренировочный процесс. Я верю, что это большой плюс для развития всей фитнес-индустрии.



*Meta признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ. Instagram и Facebook (входят в Meta) также запрещены в РФ.

Еще по теме