Свинина по-пекински: российские производители смогут поставлять мясо в Китай после 15 лет запретов

29.09.202318:02

Китайская таможня дала добро российской свинине — спустя десять лет напряженных переговоров, сотни визитов чиновников из Поднебесной на отечественные агропредприятия и несколько личных обращений руководства России. Перед отечественными агропроизводителями открылась ниша на миллиард долларов, уверены эксперты. Но попутной жертвой может стать внутренний потребитель, который в последнее время сам пристрастился к свинине. О готовности компаний переварить китайские аппетиты и влиянии нового экспортного направления на внутренний рынок «Компания» поговорила с экспертами. 

Пир после чумы

Решение Главного таможенного управления Китая в РФ ждали более 10 лет, напоминает руководитель исполнительного комитета Национальной мясной Ассоциации Сергей Юшин. Существовавший так долго запрет был вызван страхом перед африканской чумой свиней (крайне заразным заболеванием скота, вылечить поголовье от которого невозможно — только полностью уничтожить). 

Власти Китая пошли на снятие ограничений после длительной оценки рисков и анализа системы госконтроля АЧС в России.

«Это результат очень долгих переговоров. Вообще, доступ на китайский рынок в обычной ситуации занимает не менее 8 лет, в этом случае уже более 10 лет переговариваемся. Хотелось бы надеяться, что окончательно все согласования завершатся в следующем году», — подчеркивает Юшин.

Минэкономразвития добавляет уверенности: свинина начнет экспортироваться в Китай во втором-третьем кварталах 2024 года, сообщили в пресс-службе ведомства. Еще предстоит согласование ветеринарных и санитарных протоколов, но главное решение принято. 

Директор Центра агробизнеса и продовольственной безопасности ВШКУ РАНХиГС Анатолий Тихонов полагает, что в течение полугода этот вопрос точно решится, но напоминает, что разрешение на поставки продовольствия Китай использует как один из рычагов политического влияния. «Он разрешает поставки только в обмен на что-то. Про вторую часть сделки мы с вами пока не знаем», — рассказал он в разговоре с «Компанией».

Российские аграрии ждали этого решения. Как подчеркивает генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова, многие компании, ориентируясь на возможное снятие запрета на поставку свинины, подготовили инвестиционные планы развития. «Конечно, мы должны понимать, что наращивание экспортных поставок занимает достаточно продолжительный период времени, — от нескольких месяцев до года, и в зависимости от переговорного процесса с китайской стороной свиноводы и будут увеличивать объемы производства».

В группе компаний «Черкизово» «Компании» сказали, что давать какие-либо прогнозы по объемам поставок будет иметь смысл только после обнародования российско-китайского протокола по данному вопросу.

«Наша компания уже имеет большой опыт работы с Китаем: входящие в "Черкизово” предприятия осуществляют поставки мяса птицы в КНР с 2019 года. Группа имеет широкий пул надежных клиентов, которые также заинтересованы в закупках российской свинины и свиных субпродуктов. Рассчитываем, что наши предприятия будут допущены к экспортным поставкам в Китай», — рассказала директор по развитию внешнеэкономической деятельности ТД «Черкизово» Наталья Бартновская 

еще по теме:
Державный хлеб
На фоне мировых продовольственных и природных катаклизмов производимая в России еда, возможно, имеет даже больший потенциал, чем нефть и газ
Державный хлеб

Дележ большого пирога

На фоне совокупного импорта свинины в Китай, который составляет 2,3 млн тонн, российские поставки на начальном этапе могут быть в пределах 200–500 тыс. тонн. Для КНР цифра почти незаметная, для РФ — очень значимая.    

За российскую свинину бились на самом высоком уровне: вопрос неоднократно поднимался на встречах правительств и глав государств. Оно и неудивительно: Китай — страна любителей свинины. Причем здесь едят даже те части, которые в других государствах мало ценятся, например субпродукты, хвостики или пятачки.

«Китай всеядный. Учитывая геополитические сложности и угрозы новых пандемий, они, как пылесос, делают запасы, затаривают склады зерном, соей, мясом», — отмечает Тихонов. 

В самой Поднебесной сосредоточено мощнейшее производство — около 50% всего рынка свинины. В разные годы Китай импортирует 1,5–3 млн тонн, притом что вся международная торговля свининой составляет 10–11 млн тонн. 

Источник: Statista

«Китай — важный покупатель для всех стран. Когда он запретил импорт из Германии, опять же из-за АЧС, там просто стали закрываться мясоперерабатывающие заводы и разоряться фермеры», — говорит Юшин. 

С уходом Германии крупнейшим поставщиком свинины в Китай стала Испания, что позволяет зарабатывать очень хорошие деньги и фермерам, и предприятиям по переработке, и производителям упаковки. За этот рынок также бьются Канада и США. Теперь к ним добавилась и Россия.

Источник: Statista

Эксперты уверены, что отечественные свиноводы находятся в очень выгодном положении. На внутреннем рынке складывается благоприятная конъюнктура. По итогам года отрасли прогнозируют рост на уровне 5%, в следующем, по предварительным оценкам, также ожидается не менее 5% прироста в живом и убойном весе.

Страна вышла в статус нетто-экспортера в 2016 году, до этого она импортировала около 500 тысяч тонн ежегодно. С 2018-го активно экспортирует и входит в топ-8 поставщиков. Российскую свинину покупают Белоруссия, Монголия, Гонконг, Вьетнам — на этих направлениях экспорт увеличился почти в два раза за последний год.

«В перспективе наш экспорт может составлять сотни миллионов долларов и даже дойти до миллиарда, — уверен Юшин. — Наиболее активными экспортерами будут крупные вертикально интегрированные структуры, способные жестко контролировать все этапы производства — от комбикормовых заводов до цеха упаковки».

Однако косвенно выигрывают от этого не только агрогиганты: рост экспорта будет способствовать лучшему балансу спроса и предложения и немного более высоким ценам на внутреннем рынке.

Ждать ли подорожания?

На вопрос, насколько именно могут вырасти цены, эксперты затруднились дать четкий прогноз. 

«Оптовые цены на мясо свинины в этом году, несмотря на небольшой рост, остаются ниже уровня 2021-го, и открытие экспорта для российских свиноводов — это возможность загрузить производственные мощности. Полагаю, что к существенному росту внутренних цен развитие экспорта свинины не приведет», — сказала Петрова.

Юшин призывает к осторожному регулированию. «Жесткие ограничения экспорта приведут к тому, что цены на рынке упадут ниже уровня рентабельности и никакого стимула для развития не будет. В результате возникнет дефицит и без экспорта. Цены улетят вверх, как это уже было в прежние годы», — отмечает эксперт.

Кроме того, не стоит забывать, что в России — перепроизводство свинины. По словам Анатолия Тихонова, производство в убойном весе составляет 4,3–4,4 млн тонн, а съедают россияне чуть больше 4 млн тонн. Хотя в прошлом году потребление свинины на душу населения достигло почти 30 килограммов — это рекорд за 30 лет.

Крупнейшие производители свинины в России по итогам 2022 года 

  1.  АПХ «Мираторг» — 665,0 тыс. т (доля 12,6%). 

  2. «Сибагро» — 388,0 (7,4%). 

  3.  ГК «РусАгро» — 336,1 (6,4%). 

  4. ГК «Агроэко» — 321,7 (6,1%).

  5. «Великолукский свиноводческий комплекс» — 299,2 (5,7%).

  6. ГК «Агропромкомплектация» — 270,7 (5,1%).

  7. «Управляющая компания РБПИ» и СПФ — 263,4 (5%).

  8. «ГК Агро-Белогорье» — 262,8 (5%).

  9. ГК «Черкизово» — 257,2 (4,9%). 

  10. ГК «Талина» — 156,7 (3%).

По данным Национального союза свиноводов.

прочитать весь текст

Доля свинины в мясной корзине россиян возросла за последние несколько лет с 32% до 38% в том числе благодаря тому, что цены на этот вид мяса растут медленнее прочих.

«За последние 8 лет при продовольственной инфляции на полке почти в 60% цены на свинину выросли только на 20%. Я не знаю другого продукта, который бы так мало подорожал», — говорит Юшин.

Свинина в рационе россиян обогнала по популярности курицу и все другие виды мяса, но емкость внутреннего рынка ограниченна. По этой причине открытие огромного экспортного направления позволяет направить за границу излишки, которые давили на цены и на маржинальность.

Однако гарантировать, что свинина не повторит путь дизельного топлива и что мы вновь не окажемся в ситуации, когда страна производит продукта больше, чем ей самой требуется, но не может преодолеть дефицита и роста цен, нельзя.