Top.Mail.Ru
архив

Свобода или зарплата?

Компания Avaya и исследовательский центр Dynamic Markets изучили, как относятся к возможностям и перспективам гибкого рабочего графика в компаниях в России и за рубежом.

Прежде всего оказалось, что гибкий график как инструмент организации бизнес-процессов покинул тень, в которой он оставался в более благополучные в экономическом отношении времена, и для многих стал выходом из сложного положения на рынке труда. Причем позитивный эффект от введения свободного трудового графика просматривается сразу по трем направлениям.
Первое и, наверное, самое очевидное: работа по такому графику видится подавляющему большинству респондентов (85% от более чем 3500 представителей Великобритании, Германии, Испании, Италии, России и Франции) как возможность сохранить, а то и создать рабочие места, повысить производительность труда, удержать ценные кадры, предоставить возможность быть занятыми людям с перерывом в трудовом стаже. Любопытно, что для России такой взгляд наиболее типичен (91%). Второе-третье места по этому показателю заняли Великобритания (88%) и Испания (87%).
Второе направление: микроэкономический эффект в масштабах компании или какого-то ее подразделения. 35% опрошенных указывали на потенциальную возможность снижения издержек на ведение бизнеса, поскольку сотрудникам нет необходимости находиться в офисе каждый день или все рабочие часы.
И, наконец, третье: морально-психологический аспект. 67% участников исследования полагают, что люди, работающие по гибкому графику, более счастливы, чем их коллеги, обязанные постоянно присутствовать в офисе. Свыше половины (51%) заявили, что «гибкие» сотрудники выполняют задачи более эффективно, и почти столько же (46%) склонны считать, что в новых условиях они трудятся даже больше и усерднее, чем прежде.
Особенно ясно связь между переходом на гибкий график и повышением уровня лояльности по отношению к работодателю прослеживается в Великобритании: здесь 52% респондентов отметили, что позитивнее воспринимают свою компанию, если она предоставляет им определенную свободу маневра. Отметим, что для России этот уровень почти такой же – 51%.
Нельзя не отметить одну особенность, присущую именно вольнолюбивым соотечественникам. Оказывается, что в большей степени, чем иностранцы, они ценят возможность распоряжаться своим временем, причем склонны ради этого даже поступиться собственными доходами. 25% готовы расстаться с 6 – 10% заработка, каждый десятый – с 16 – 20%, а 3% смирились бы даже с урезанной на треть зарплатой. Правда, тех, кого не устраивает снижение вообще, у нас в стране тоже не так мало – 18%. В среднем денежные потери, на которые россияне согласились бы ради гибкого графика, составляют 12,7%.
Очевидно, происходит это потому, что сограждане и плюсов в свободном графике видят для себя больше. Так, 81% российских респондентов полагают, что при таком режиме личные дела и встречи, скажем, визит к зубному, отнимают меньше рабочего времени, поскольку есть возможность варьировать график и совмещать работу с другими заботами, а 67% просто-напросто считают, что подобный распорядок делает людей более счастливыми.
Поэтому, наверное, не стоит удивляться тому, что 78% опрошенных в России заявили, что не просто были бы согласны перейти на свободный график, а настаивали бы на этом, если бы «гибкий» регламент был зафиксирован законодательно. При этом равнодушными к такому шансу остались бы лишь 6% респондентов, а вовсе отказались бы от него 8%.
В целом же более 95% ответивших на вопросы исследования назвали хотя бы один из позитивных факторов, сопутствующих «вольному» графику: более гармоничная и счастливая жизнь, повышение производительности и качества решения задач.
В том, как воспринимают концепцию гибкого трудового графика работники и работодатели, есть различия. Некоторым работодателям трудно перестраиваться и привыкать к тому, что, когда сотрудник не присутствует физически в офисе, он, тем не менее, на работе. Однако процесс признания новой реальности и привыкания к ней, как показывает исследование Avaya и Dynamic Markets, идет довольно стремительно. Уже 59% представителей топ-менеджмента констатируют более высокую эффективность труда «гибких» сотрудников, а 52% считают, что они работают даже больше тех, чья трудовая деятельность ограничена присутственными часами. И это является для работодателей серьезным основанием для перестройки деятельности офисов. Половина опрошенных уверена также в значимости такого аспекта, как потенциал экономии. 34% указывают в качестве важного мотива положительный опыт других компаний, уже внедривших свободный распорядок.
«Разумеется, было бы слишком просто утверждать, что гибкий рабочий график – панацея для рынка труда в европейских странах. Люди связывают с таким графиком множество надежд, веря в то, что он может создать новые рабочие места и оживить экономику. Я убежден, что нынешние экономические сложности заставят работодателей задуматься о возможностях, которые предоставляет гибкий режим в смысле снижения накладных расходов, привлечения и удержания ценных для бизнеса кадров – за счет бонуса в виде более оптимального баланса между работой и личной жизнью», – говорит президент Avaya по региональной работе в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Майкл Байер.