Top.Mail.Ru
архив

Свои люди

Холдинг Олега Дерипаски «Базовый элемент» берет в свои руки рычаги влияния на московский автопром. Как сообщили «Ко» в департаменте науки и промышленной политики правительства Москвы, в ближайшее время на пост генерального директора крупнейшего столичного предприятия - автозавода ЗИЛ - будет назначен Константин Лаптев, прежде занимавший должности гендиректора Белокалитвенского металлургического производственного объединения и исполнительного директора Горьковского автомобильного завода (оба предприятия входят в структуру «Базэла»).

Формально «Базовый элемент» не причастен к назначению Лаптева, так как будущий директор ЗИЛа в холдинге Дерипаски уже не работает, а собственником автозавода является как-никак правительство Москвы. Однако «Базэл», в состав которого входит автомобильная компания «РусПромАавто», давно интересовался столичными автозаводами. По словам начальника управления общественных связей «РусПромАавто» Владимира Торина, в компании «положительно относятся к решению правительства Москвы о назначении на пост директора ЗИЛа такого опытного антикризисного управляющего, как Константин Лаптев. Это означает, что городские власти серьезно озабочены положением дел на московских автозаводах».

То, что кризис на московских автомобильных заводах во многом обусловлен неэффективным менеджментом, признают и сами власти города. В недавнем интервью радиостанции «Эхо Москвы» министр столичного правительства Евгений Пантелеев признал, что мэрия «не удовлетворена работой ЗИЛа, на заводе есть много негативных моментов, которые можно устранить, заменив менеджмент предприятия». При этом Пантелеев отметил, что нынешнему директору ЗИЛа – Валерию Носову, опытному управленцу (свой пост он занял в 1997 году) найдется «эффективное применение».

ЗИЛ – старейший автозавод России. Предприятие было основано еще в 1916 году, но сейчас находится в глубоком кризисе. Если в 1986 - 1987 годах годовое производство на ЗИЛе достигало 200 000 автомобилей, то в 2001-м с конвейера сошло всего 16 200 машин.

Программа по выводу ЗИЛа из кризиса во многом напоминает схему действий Лаптева на посту исполнительного директора ГАЗа. В интервью газете «Ведомости» он так обрисовал общее направление своей деятельности на новом посту: «Первым делом надо сформировать стратегию продаж и закупок - сейчас она просто отсутствует, – разобраться в издержках, понять, какую продукцию продвигать, принять соответствующие решения по убыточным машинам».

Будущий гендиректор ЗИЛа планирует отдать излишки производственных площадей под совместное с иностранным партнером сборочное производство. Но не исключено, что «зиловским» площадям найдется и другое применение. Купив в этом году фабрику «Трехгорная мануфактура», «Базэл» обозначил свой интерес к московскому рынку недвижимости (вряд ли холдинг Дерипаски всерьез намеревается инвестировать в текстильную промышленность). ЗИЛ, конечно, расположен менее удачно, чем «Трехгорка», но, учитывая гигантский дефицит коммерческой недвижимости в столице, завод вполне может послужить плацдармом для самых неожиданных проектов, никак не связанных с выпуском автомобилей.

Еще по теме