Тимур Хусаинов: «В бизнесе останавливаться противопоказано»
Инвестиционный банк «Гамма Групп», заявивший о себе чуть менее года назад, уже успел завоевать репутацию одной из самых агрессивных российских структур на отечественном рынке инвестиционных услуг. Одни коллеги по бизнесу называют «Гамма Групп» «выскочкой неизвестного происхождения», другие – «перспективной профессиональной молодой командой». Однако все сходятся во мнении, что «Гамма Групп» – серьезный конкурент, с которым сегодня вынуждены считаться даже признанные «гранды». В самом же банке уверены, что именно агрессивность и профессионализм – залог успешного развития бизнеса и достижения цели, декларируемой «Гамма Групп»: захват лидирующих позиций среди ведущих инвестиционных банков России. Об этом беседа «Ко» с управляющим директором, партнером «Гамма Групп» Тимуром Хусаиновым.
«Ко»: В приватных беседах сотрудники инвестиционных компаний называют «Гамма Групп» молодой, но весьма агрессивной структурой. Такая характеристика обычно несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Вас это не настораживает?
Тимур Хусаинов: Встречный вопрос. А что вы подразумеваете под «отрицательными моментами»?
«Ко»: Ну, например, не слишком корректный стиль расталкивания конкурентов локтями…
Т.Х.: По-моему, расталкивать конкурентов локтями можно лишь тогда, когда рынок только формируется. Чего сегодня уже не скажешь о сфере инвестиционно-банковских услуг в России. Это – во-первых. Во-вторых, «Гамма Групп» с самого начала предупредила о своих амбициях, от которых мы не намерены отказываться и далее. Что же до нашей агрессивности… Применительно к бизнесу, на мой взгляд, подобная характеристика не несет никаких отрицательных моментов. Мы предлагаем жесткие условия конкуренции – это правда. Но это нормальная конкурентная борьба. В бизнесе останавливаться противопоказано: или растешь ты, или вместо тебя вырастут другие. Если ты не заработал – значит, потерял. Так называемая игра в ноль не для нас. Мы рассматриваем бизнес как своего рода «войну», что предполагает соответствующую проекцию армейского устройства – в лучшем смысле этого слова – на организацию работы. Отсюда и выбранные нами стиль и темпы. У нас в группе действует правило трех «не»: мы не разочаровываем своих клиентов, мы не подводим своих партнеров и никогда не довольствуемся достигнутым.
«Ко»: На презентации «Гамма Групп» в прошлом году вы объявили, что приоритетной сферой деятельности выбираете ТМТ-сектор (телекоммуникации, медиа- и информационные технологии). Хотя традиционно считается, что наиболее выгодные клиенты инвестиционных банков – компании, связанные с экспортоориентированными отраслями: нефть, газ, металлы…
Т.Х.: Приоритетная – не значит единственная. Соответственно и круг наших клиентов сегодня вовсе не ограничивается телекоммуникационными компаниями. Правильнее будет сказать, что наши нынешние крупнейшие проекты связаны в первую очередь с телекоммуникациями и информационными технологиями. Это «Связьинвест», это «Ростелеком», это одиннадцать региональных операторов связи Поволжья, другие телекоммуникационные компании… Но, повторюсь, это не означает, что мы не работаем с предприятиями и компаниями других отраслей.
«Ко»: Вы считаете, что выбор ТМТ-сектора в качестве приоритетного для «Гамма Групп» был правильным?
Т.Х.: Абсолютно. Вы, кстати, далеко не первый, кто задает мне этот вопрос.
«Ко»: Ну по крайней мере это было довольно неожиданное позиционирование…
Т.Х.: А мы вообще любим удивлять… Если же говорить серьезно, то я понимаю, почему выбор приоритетным ТМТ-сектора многим не совсем понятен. В нашей стране по вполне объективным причинам сложилось устойчивое мнение, что нефть и газ – это единственные отрасли, благодаря экспортному потенциалу которых Россия может восстановить и собственную экономику, и утерянные позиции на международной арене.
«Ко»: Хотите сказать, что это не так?
Т.Х.: Только с одной поправкой – не единственные. Более того, ставка исключительно на нефть и газ может обернуться действительно невосполнимыми потерями, которые отбросят нас еще на несколько десятилетий назад. Это, конечно, замечательно, что Россия обладает огромным углеводородным потенциалом. В этом, безусловно, наша сила. Но одновременно и слабость… Знаете, кто-то из отечественных бизнесменов очень точно заметил, что, когда Бог хочет наказать страну, он дает ей богатые нефтяные ресурсы. Оглянитесь вокруг. За последние годы ХХ века мировая экономика десятимильными шагами подошла к новому рубежу – в условиях глобализации она приобрела характер информационной. В наше время информация стала слишком привлекательным и выгодным продуктом, чтобы не обращать на нее внимания. Информация постепенно превращается в непосредственную производительную силу.
«Ко»: Кто владеет информацией, тот владеет миром?
Т.Х.: Готовы поспорить с Наполеоном? Правда, в наше время, на мой взгляд, актуальнее выглядят слова другого великого стратега – китайца Сунь Цзы: «Знать наперед намерения противника – это по сути действовать как Бог». Что в основе? Своевременный доступ к информации, не так ли? Сегодня телекоммуникации и информатизация – это своего рода кровеносная система любого государства, которая, между прочим, в немалой степени обеспечивает нормальное функционирование национальной экономики. В прошлом году объем предоставленных ТМТ-услуг в мире перевалил за $900 млрд. По прогнозам, в 2002 году суммарные доходы мировой телекоммуникационной отрасли достигнут полутора триллионов долларов. К середине нынешнего года, по различным оценкам, аудитория Интернета на планете превысила полмиллиарда человек, и с каждым годом эта цифра будет только увеличиваться. О чем это говорит? О том, что ХХI век – это век глобального информационного общества, база которого будет состоять из всемирной информационной инфраструктуры, в том числе мощнейших магистральных каналов связи и распределенных сетей доступа. Информационные технологии уже сегодня развиваются опережающими темпами. И нам надо очень постараться, чтобы не оказаться в новом мире где-нибудь на задворках.
«Ко»: А как насчет большой ложки дегтя? Разбитые надежды инвесторов, пикирующий NASDAQ и споры аналитиков о том, достиг или не достиг еще дна рынок акций высокотехнологичных компаний?
Т.Х.: По поводу ложки дегтя не могу согласиться. Ничего нового или экстраординарного не произошло. Вся эта эйфория и последующее разочарование были вполне предсказуемы. Обратитесь к истории, и вы убедитесь, что подобные спекулятивные «мыльные пузыри» не слишком приятная, но неотъемлемая часть любой технологической революции. Аналогичные и даже гораздо большие по масштабам «сумасшествия», когда акции покупались для получения быстрой спекулятивной выгоды, а не для фундаментальных инвестиций, происходили в разное время вокруг железных дорог, автомобилей, кофе, электричества, угля и, кстати, той же нефти. Да мало ли вокруг чего в одночасье создавался спекулятивный бум – достаточно вспомнить чуть ли не анекдотичную голландскую «тюльпаноманию» ХVII века. Так что высокотехнологичные компании на этом пути отнюдь не «первопроходцы». Конечно, потери инвесторов от падения NASDAQ и последовавшего за ним обвала курсов акций компаний традиционной экономики колоссальны. Эксперты оценивают их в $4 – $5 трлн. Однако думаю, что такое жесткое «отрезвление» пошло только на пользу, как, впрочем, и в остальных случаях с «мыльными пузырями».
«Ко»: Но ведь доверие инвесторов к компаниям высокотехнологичного сектора серьезно пошатнулось. В чем же здесь польза?
Т.Х.: В крушении иллюзий. Что есть иллюзия? Обман. Мираж. И потом все не так уж мрачно. Во-первых, пошатнулось доверие спекулятивных, а не стратегических инвесторов. Основной удар приняли на себя Интернет-компании – только за последние полтора года их закрылось не менее четырех-пяти сотен. Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, прошло головокружение от успехов, а это значит, что в ближайшей перспективе следует ожидать постепенного приближения цен акций компаний Силиконовой долины к соответствию своей истинной стоимости и отражению реальных доходов. Что же касается общего взгляда на происходящие процессы, то здесь можно утверждать только одно: телекоммуникационная отрасль в целом, являясь основой информационной экономики, всегда будет привлекательна для инвесторов. Кстати, в качестве примера – небольшой, но крайне показательный и интересный нюанс. В то самое время, когда в текущем году NASDAQ бил все рекорды падения и пикировал все ниже и ниже, «Гамма Групп» удачно завершила два проекта с российскими компаниями, специализирующимися на е-commerce. Причем в обоих случаях речь шла о привлечении инвестора для развития бизнеса.
«Ко»: То есть российские компании ТМТ-сектора все же привлекательны для инвесторов?
Т.Х.: Вполне. И, надеюсь, станут еще более привлекательными. Концепция развития отрасли, утвержденная правительством, реорганизация «Связьинвеста», разработка и реализация программы «Электронная Россия» – в целом все эти шаги, предпринимаемые российским руководством, звенья одной политики, основная цель которой – повышение инвестиционной привлекательности отечественного ТМТ-сектора. Приток инвестиций, причем как иностранных, так и российских, позволит решить основную задачу – создать в различных сферах деятельности инфраструктуру, основанную на новых технологиях. Именно это и позволит нашей стране сделать качественный рывок вперед. «
Ко»: «Гамма Групп» нацелена только на привлечение инвесторов или сама также намерена стать инвестором?
Т.Х.: Наша стратегия развития предусматривает и такой вариант.
«Ко»: Это будут активы в первую очередь в телекоммуникационной отрасли?
Т.Х.: Необязательно в первую очередь, и не только в телекоммуникационной.
«Ко»: Значит, все-таки опять намерены удивить?
Т.Х.: Почему бы и нет?
Инвестиционный банк «Гамма Групп» создан в июле 2000 года. Оказывает услуги в сфере корпоративных финансов, торговли ценными бумагами и управления активами. Приоритетное направление деятельности – работа с компаниями ТМТ-сектора. В группу также входят компании «Гамма Капитал» и «Гамма-Инвест», работающие в Санкт-Петербурге. В числе клиентов «Гамма Групп» – «Связьинвест», «Ростелеком», «Телекоминвест», «Международный аэропорт «Шереметьево», «Нижегородсвязьинформ», «Энергомашкорпорация», PayCash, «Интернет-проекты», «РТК-Лизинг» и др.