Top.Mail.Ru
политика

«Точечный удар по партнерам российских компаний»

Фото: ПАО «ММК» Фото: ПАО «ММК»

США ввели новые антироссийские санкции, включив в списки компании оборонно-промышленного комплекса, энергетического и финансового секторов, а также представителей элит. В общей сложности рестрикции затронули около 150 физических и юридических лиц. Опрошенные «Компанией» эксперты полагают, что в новых санкциях нет ничего удивительного: Штаты не намерены останавливаться и будут продолжать взятый курс на ослабление российской экономики, а заодно наносить точечные удары по партнерам. 

По словам госсекретаря США Энтони Блинкена, новые ограничения выдвинуты против тех, кто занимается обходом санкций или способствует укреплению позиций России в спецоперации на Украине. Также санкции наложены на компании, ответственные за расширение объемов добычи Россией энергоносителей. 

В частности, в черный список попали АВТОВАЗ, «Москвич», ГАЗ, Объединенная металлургическая компания, Сибирская угольная энергетическая компания, Путоранская горная компания, Пясинская горная компания, Амурская горнорудная компания и Дальневосточная горнорудная компания, «Автодор», Трансмашхолдинг, «Соллерс», банк «Ак Барс» и т. д. Коснулись санкции и компаний, работающих в Арктике или торгующих алмазами. Речь идет об ООО «Арктик энерджис», «Арктик Логистик», «Жемчужина Арктики», Grib Diamonds и «АГД Даймондс». Также под санкции подпали «Воркутауголь», «Разрез Лемберовский», «Разрез Полярный», «Ростелеком-Солар», «Глобалтранс лимитед» и два плавучих хранилища сжиженного природного газа — «Коряк» и «Саам». Пострадал и ряд компаний из авиаотрасли, например, Омский завод гражданской авиации, который в основном занимается капитальным ремонтом вертолетов Ми-8 и комплектующих и НПО Сатурн, производящее авиадвигатели.

В общей сложности санкции затронули более ста компаний. Причем часть из них не является российскими. Штаты отдельно выделили турецкие компании Margiana Insaat Dis Ticaret, Demirci Bilisim Ticaret Sanayi, ID Ship Agency, Denkar Ship Construction и CTL Limited. По мнению американского Минфина, эти предприятия поставляют РФ «крайне необходимую» продукцию двойного назначения.

Ограничения были ожидаемы, в этом сходятся все опрошенные «Компанией» эксперты. Было очевидно, что власти США не остановятся на достигнутом и будут вводить новые санкции, в том числе в отношении предприятий, которые ранее не подпадали под них. «В отношении этих секторов блокирующие санкции применялись и ранее, и новый раунд расширения ограничений был вопросом времени. Это уже устойчивый тренд, потому что в санкционных пакетах и 20 июля, и 19 мая, и 12 апреля были аналогичные меры», — говорит генеральный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. 

Однако, по его словам, новация в этом санкционном пакете все-таки есть: обращает на себя внимание то, что расширяется практика вторичных санкций в отношении иностранных контрагентов России, которых американцы подозревают в обходе норм экспортного контроля США. «Мы видим турецкие юрлица, две компании из Финляндии — они заблокированы на основании того, что, по мнению американцев, поставляют электронику в Россию. Это новая практика», — подчеркивает эксперт.«Европейские и американские бюрократы, видя, что санкционный режим оказывается дырявым, усиливают давление на потенциальных партнеров российских компаний. За сотрудничество с ними теперь грозят вторичные санкции, определенные проблемы возникают даже у компаний из третьих стран», — согласен исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев

Он подчеркивает, что усиление санкционного режима носит точечный характер. «Там, где вскрыты какие-то возможности для обхода предыдущих санкций, добавляются точечные ограничения, но это ничего не меняет, потому что все вновь вводимые санкции бьют по хвостам, то есть они ставят целью перекрыть построенные ранее обходные схемы, значит, будут придуманы какие-то альтернативные решения», — полагает Пантелеев. 

Логика у авторов санкционного пакета может быть и в том, чтобы впоследствии подвергнуть вторичным санкциям, например, китайского партнера за сотрудничество с подсанкционным предприятием. 

«Я понимаю, Ульяновский завод, выпускающий уазики, которые теоретически могут участвовать в СВО, но "Москвич", собирающий китайские автомобили, чем провинился? — рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.  — Нам от новых ограничений ни тепло, ни холодно. Это удар по Китаю, и возможно, целенаправленный. Еще турок задели. Однако, чтобы укол не выглядел явным, список "разбавили" ничего не значащими санкциями в отношении российских компаний с громкими именами». В этих действиях читается попытка надавить через санкции на партнеров отечественного бизнеса.

По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, новым участникам санкционного списка вручена черная метка, и с ними могут отказаться сотрудничать не только американские контрагенты, но и европейские. Учитывая, что для российских компаний цветной металлургии европейский рынок стратегически важен, фактически путь на него может быть закрыт. И это самое болезненное.

Олег Пантелеев напоминает, что российские компании из авиационной отрасли уже были фактически лишены доступа к импортным комплектующим. Да, в каких-то случаях удавалось обходить эти ограничения и санкции с использованием более сложной логистики — через так называемый параллельный импорт.  

«Очевидно, произошла адаптация, и закручивание гаек с той стороны, конечно, может привести к временным проблемам для российских предприятий, но ничего смертельного нет. Если говорить именно об авиационной отрасли, то успехи в части импортозамещения делают российскую сторону все менее чувствительной к внешним санкциям», — уверен эксперт.

Сейчас бизнесу, по его словам, необходимо искать новые, более защищенные каналы, и взаимодействовать исключительно с компаниями из дружественных стран, не поддержавших антироссийские санкции, а главное — прокладывать магистральный путь на обеспечение импортонезависимости. 

Эксперты сошлись во мнении, что введенные ограничения не позволят компаниям покупать что-либо в США и усложнят работу с контрагентами в третьих странах. «Другое дело, что наш бизнес к этому сценарию более-менее готов, многие поставки и так находятся под запретом, платежи затруднены и без этих санкций — строго говоря, ухудшение ситуации есть, но не радикальное», — резюмирует Иван Тимофеев.