Top.Mail.Ru
lifestyle

Тогда театр идет к вам

Сцена из спектакля Small Animal Kiss Kiss. Фото: Kaneko Manaho Сцена из спектакля Small Animal Kiss Kiss. Фото: Kaneko Manaho

Пандемия сделала невозможными путешествия и поставила на паузу культурные события. Однако ко второму году коронавирусных испытаний люди нашли способ преодолевать ограничения, а артисты — делиться прекрасным, и все благодаря технологиям. «Компания» рассказывает о проекте «Stage Beyond Borders — Театр вне границ», который знакомит зрителей всего мира с подборкой спектаклей традиционного и современного японского театра.

Пандемия — как сюжет

Биотеррористы запустили вирус, убивший большинство жителей Земли. Последовавшие за этим экономические, политические и социальные потрясения почти довершили их дело. Но некоторые инфицированные чудесным образом выжили и положили начало новому Homo-виду. Ноки, или «ночные люди», обрели иммунитет, превосходящий человеческий, но в результате мутаций они больше не выносят солнечный свет. Оставшаяся молодежь может выбрать: жить как Ноки или…

Японский драматург и режиссер Томохиро Маекава в научно-фантастической драме «Солнце», премьера которой состоялась в 2011 году, фактически предсказал трансформацию и разделение общества после пандемии. Узнать, какой выбор сделали герои постановки в исполнении актеров труппы «Икиуме», можно, посмотрев спектакль на YouTube-канале Японского фонда.

В феврале 2021 года он запустил гуманитарный онлайн-проект, всего на YouTube-канале Японского фонда в плейлисте Stage Beyond Borders разместят 50 видеопостановок с субтитрами на семи языках, включая русский. Зрителям доступны спектакли в разных жанрах. Помимо традиционных представлений, проект знакомит с совершенно особенным современным японским театром и танцевальными перформансами. В них поднимаются самые разные темы — от вечных, таких как любовь, смерть, ксенофобия, одиночество — до бытовых. В части постановок режиссер и артисты пытаются творчески осмыслить вызовы, с которыми столкнулись люди в эпоху ковидных ограничений.

Мюзикл Small Animal Kiss Kiss, поставленный Итои Коносукэ с актерами из театра FUKAI PRODUCE-hagoromo, содержит 12 новелл. Занавес поднимается, на сцене — пластиковые бассейны, в которых спят актеры как эмбрионы. В каждой сцене кто-то из них оживает, и зрители видят: историю влюбленных, которые вынуждены жить порознь на соседних островах; историю молодого отца и ребенка, брошенного матерью; историю пары, которая хочет совершить двойное самоубийство… 

Каждая новелла представляет собой независимый сюжет, но все они объединены темой тоски по утраченному из-за Covid человеческому контакту. Актеры рассказывают их с помощью рифмованных текстов с запоминающимися мелодиями и танцев. Сами исполнители игриво называют этот стиль Myosicals, где myo означает странный или чудесный. В последние годы «майозиклы» обретают все большую популярность.

проект Stage Beyond BordersСцена из спектакля Echoes of Calling. Фото: Daido Hiroyasu

Настоящим открытием для российских театралов может стать драма Happy Song от театрального объединения OiBokkeShi, основанного актером и социальным работником Наоки Сугавара. По сюжету, после смерти старшего брата актриса из Токио Сакура Мэй впервые за много лет возвращается в родной город, где оказывается заперта в четырех стенах из-за коронавирусной инфекции. Дни и ночи напролет Мэй проводит за играми, пока однажды в ее комнату неожиданно не входит таинственный старик, поедающий попкорн, — он настаивает, что это его дом... Героиня начинает общаться с местными стариками, которые знали ее покойного брата. Так, в своем районе, где, как ей казалось, ничего нет, она замечает «театр». Главный герой и событие пьесы — 94-летний актер Тадао Окада, присутствие которого само по себе смесь правды и вымысла.

Труппа известна тем, что создает театральные постановки с участием пожилых людей и социальных работников. Театр в этом случае становится терапией старения и одновременно привлекает общественное внимание к этой теме.

Сила традиций и уличного искусства

«Ромео или Джульетта» — этим «или» танцовщики Nibroll переосмысляют традиционную романтическую историю. В их интерпретации любовь выходит за рамки гендерных условностей, каждый из нас волен симпатизировать одному или другому. Впрочем, и внешне отличить их довольно сложно. Первичным становится танец.

Коллектив под руководством хореографа Янаихара Микуни (он лауреат национальной премии в области драматического искусства) известен своим отказом от манерного, привычного танцевального представления в пользу маргинальных форм выражения. Новаторские приемы, музыкальные аранжировки СКАНК и видеопроекции от Такахаси Кейсуке помогают взглянуть на драму Шекспира по-новому. 

Futuristic Space — еще одна танцевальная история, доступная зрителям проекта Stage Beyond Borders. Израильский хореограф Эллы Ротшильд сделала этот спектакль в коллаборации с японским художником Омаки Шинджи, который известен интересными преображениями привычного пространства. Для Futuristic Space он сделал тонкую мембрану, словно парящую над сценой. Она постоянно колеблется и при ярком освещении принимает различные формы, олицетворяя то войну, то стихийное бедствия, то эпидемию. Они накрывают исполнителей, которые то танцуют поочередно, то объединяются в ансамбль. По замыслу создателей, спектакль призван показать, что люди продолжают танцевать даже перед лицом огромных испытаний. А танец и есть сама жизнь.

проект Stage Beyond BordersСцена из спектакля Futuristic Space. Фото: Sugawara Kota

В оцифрованном репертуаре японских театров каждый найдет созвучное его представлению о мире и переживаниям творческое выражение. Технологии дают простой и недорогой способ познакомиться с современным театральным искусством Страны восходящего солнца и лучше понять современную Японию, даже не выходя из дома. Начните с роликов на официальном Youtube-канале Японского фонда!