Топ-5 самых дорогих арт-выставок 2020 года
Выставка-блокбастер — новый музейный тренд, который стремительно набирает популярность во всем мире.
Участие в проекте нескольких крупных музеев или фондов, а также уникальность происходящего отличает арт-блокбастер от просто хорошей выставки. И, конечно же, внушительный бюджет, складывающийся из затрат на страховку, транспортировку и рекламу.
По оценкам экспертов, стоимость организации недавней выставки Питера Брейгеля Старшего в Вене, где собрали почти весь корпус работ художника, составила 3–5 млн €. Мощный маркетинг, обязательный для таких арт-событий, придает им статус must see. На того же Брейгеля светскую публику возили из Москвы самолетами, в том числе и частными.
«Компания» отобрала пять самых дорогих выставок предстоящего года, у которых есть все шансы стать очередным арт-блокбастером.
Леонардо да Винчи
- Лувр, Париж, до 24 февраля 2020 года
До 24 февраля 2020 года можно застать в парижском Лувре крупнейшую в истории выставку Леонардо да Винчи. Эту выставку, открывшуюся в конце октября к 500-летию со дня смерти художника, готовили больше десяти лет.
В мире сохранилось всего 15–17 живописных картин Леонардо, и пять из них находятся в собрании Лувра, в том числе и самый известный шедевр — «Мона Лиза». Ее, правда, оставили на постоянной экспозиции за пуленепробиваемым стеклом. Всего кураторам удалось собрать более 160 работ Леонардо да Винчи из «Эрмитажа», личной коллекции Виндзоров и Национальной галереи в Лондоне, собрания Ватикана и Билла Гейтса.
Однако самое дорогое произведение искусства в мире — картина «Спаситель мира», которая в 2017 году была продана миллиардером Дмитрием Рыболовлевым на аукционе Christie's за 450 млн $, — на выставку не приехала.
Представители Лувра неоднократно заявляли, что готовы включить это произведение, приписываемое Леонардо, в свою экспозицию в любое время в течение работы выставки. Были даже сделаны два варианта каталогов — со «Спасителем» и без.
Но судьба полотна, владельцем которого предположительно стал наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, сегодня неизвестна.
Рафаэль
- Берлинская картинная галерея, Берлин, до 26 апреля 2020 года
- Папские Конюшни, Рим. 3 марта — 2 июня 2020 года
- Национальная галерея, Лондон, 3 октября 2020 — 24 января 2021 года
При весьма таинственных обстоятельствах 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет в Риме скончался великий мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти.
В 2020 году в Европе откроется серия выставок в четь 500-летия со дня смерти художника. Первая значимая экспозиция Рафаэля уже доступна для зрителей с середины декабря: под крышей Берлинской картинной галереи (Berliner Gemäldegalerie) собрали семь «Мадонн» художника, пять из которых находятся в постоянной экспозиции музея.
В марте в галерее Scuderie del Quirinale, расположенной в бывших папских конюшнях Квиринальского дворца, откроют большую выставку художника. В Риме Рафаэль работал значительную часть своей жизни, здесь же и умер. Точный список работ пока не утвержден. Известно, что часть шедевров приедет из Флоренции (более 20 картин Рафаэля хранятся в галереях Уффици и Палаццо Питти, в том числе «Мадонна со щеглом» и его знаменитый «Автопортрет»). К тому же именно в Риме сохранилось самое большое число фресок художника.
Осенью в Национальной галерее Лондона также пройдет масштабная выставка Рафаэля, на которой покажут порядка 30 живописных картин мастера, объединив 11 шедевров собственной коллекции с картинами и рисунками из Лувра, Ватикана, Уффици, Будапешта и Берлина.
Ван Эйк. Оптическая революция
- Музей изящных искусств, Гент, 1 февраля — 30 апреля 2020 года
2020 год в Бельгии объявлен годом Яна ван Эйка, поэтому событий, связанных с этим именем, будет хоть отбавляй. Самое значимое — выставка «Ван Эйк. Оптическая революция» в Музее изящных искусств в Генте (MSK), претендующая на статус самой полной экспозиции художника. На ней обещают показать больше половины всех подлинных произведений гения Северного Возрождения, причем в историческом контексте роскошной жизни двора герцога Бургундского Филиппа Доброго. Уникальный реализм, присущий работам Яна ван Эйка, исследователи связывают с тем, что в своей работе художник использовал различные приспособления (пусть и не камеру-обскуру, проецирующую изображение, как это делали живописцы позднейшего времени). Скорее всего, он пользовался вогнутым зеркалом, помогавшим точно передавать мельчайшие детали. Именно с его именем эксперты связывают рождение масляной живописи. Выставка, на которой собрали сто сорок шедевров фламандского и итальянского искусства, приурочена к окончанию реставрации знаменитого Гентского алтаря — главного шедевра художника. Нижние створки алтаря реставрировали в течение восьми лет, а работа над верхними начнется в 2021 году. Стоимость проведенной реставрации на сегодняшний момент составляет 2,2 млн €.
Модильяни — Пикассо. Примитивистская революция
- Альбертина, Вена, 18 сентября 2020 — 10 января 2021 года
Амедео Модильяни и Пабло Пикассо — два самых дорогих художника ХХ века, после «Спасителя мира» Леонардо их картины следующие в рейтинге. Рекорд Модильяни был установлен на торгах Christie’s в 2015 году, когда «Лежащая обнаженная» была продана за 170,4 млн $.
В «Альбертине» к столетию смерти автора длинношеих красавиц откроют выставку «Примитивистская революция». В экспрессионисте Модильяни через призму творчества его частого парижского собеседника Пабло Пикассо попытаются раскрыть новые авангардистские черты.
Кстати, Модильяни — один из самых подделываемых в мире авторов, что не удивительно, учитывая рыночные цены на его произведения. Два года назад из-за большого числа фальшивок со скандалом была закрыта выставка Модильяни в Генуе, проходившая в Палаццо Дукале.
Венским музейщикам придется быть чрезвычайно осторожными в отборе работ. Возможно, они пойдут по пути своих лондонских коллег, взяв только те вещи, которые есть каталоге-резоне художника 1972 года.
Роберт Фальк
- Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1 октября 2020 — 31 января 2021 года
В Третьяковке покажут моновыставку Фалька: более 250 произведений, охватывающих весь период от «Бубнового валета», ранних сезаннистских работ и произведений парижского периода до 50-х годов.
Для нонконформистов Фальк был живым мостом к авангарду начала ХХ века, его влияние не только как художника, но и как личности — огромно.
Фальк — непременный участник всех крупных торгов русского искусства. В 2013 году его картина «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» была продана до старта официальных торгов на Sotheby’s примерно за 6 млн £, что более чем в два раза превысило первоначальный эстимейт.