Top.Mail.Ru
мнения

Трансформация мебельного рынка: российские производители наращивают обороты

Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва» Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Спрос на мебель по итогам 2024 года вырос на 22%, по данным mr.Doors. А мебельная промышленность в третьем квартале 2024 года вошла в топ самых быстрорастущих отраслей: такие выводы сделала команда аналитиков из Calltouch, банка «Точка» и платформы hh.ru. Отечественные производители увеличивают объемы производства, стремятся улучшить качество продукции и заместить ушедшие бренды, а у потребителя постепенно формируется доверие к российской мебели. Как трансформируется этот рынок, где сегодня он видит точки роста и каким будет для него 2025 год, рассказал Александр Гринько, директор по стратегическому маркетингу мебельного комплекса «Гранд». 

Как растет производство мебели

По оценкам аналитиков, мебельная промышленность сейчас одно из самых перспективных направлений для малого бизнеса: компании наращивают зарплаты, маркетинговую активность и обороты, проявляют интерес к нацпроекту «Производительность труда». Активный фокус на импортозамещение помог отрасли улучшить свои показатели и продемонстрировать положительную динамику.

В 2023 году объемы производства мебели в России увеличились на 43% в натуральном выражении и достигли 67,5 млн единиц. В стоимостном выражении они прибавили 37% и составили 444,9 млрд рублей. Такие данные приводит АМДПР (Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности). Активнее всего рос объем выпуска кухонной мебели — он прибавил целых 84%, матрасов и деревянной офисной мебели.

Дальше темпы роста рынка стали постепенно замедляться: эксперты АМДПР в мае полагали, что рекордных цифр в 2024 году не будет из-за роста цен. За 1 квартал 2024 года объем производства мебели по деньгам увеличился на 24% год к году, до 116,6 млрд рублей, а в натуральном выражении — на 27%, до 17,6 млн условных единиц. Активнее всего фабрики наращивали выпуск деревянной мебели для столовой и гостиной и мебели для кухни.

За 3 квартала 2024 года производство мебели в России увеличилось на 9%, как сообщил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов в ноябре. Он прогнозировал, что по итогам 2024 года мебельный рынок в деньгах может улучшить свои показатели относительно 2023 года и вырасти до 653 млрд рублей. Три главных округа по производству мебели остаются неизменными: ЦФО, Приволжский ФО и Северо-Западный ФО.

Четких цифр за весь 2024 год пока нет, однако в конце декабря Александр Шестаков, президент АМДПР, говоря об итогах года, сообщил, что в сентябре темпы роста рынка показали отрицательную динамику, и в стоимостном выражении производство мебели за 2024 год прогнозируется на уровне 520 млрд рублей: это +17% год к году. Показатели уже существенно ниже, чем предполагал Антон Алиханов. В натуральном выражении производство мебели по итогам года прибавит 12% и достигнет 75,5 млн единиц.

Хотя темпы замедлились, это все еще рост, который обусловлен, во-первых, ростом оборотов действующих предприятий — и не только деревообрабатывающих. Увеличивается внутреннее производство мебельной фурнитуры, как показывает исследование маркетинговой компании ROIF Expert. Российские фабрики ставят рекорды объемов выпуска.

На фоне этого закупки импортной фурнитуры снижаются, хотя пока еще количество иностранного предложения больше, чем отечественного. Внутренние потребности рынка сейчас покрывают не российские производители, а китайские — это ключевой поставщик фурнитуры в страну.

Во-вторых, на российском рынке появляются новые игроки и масштабируются уже существующие. Этому способствует стратегия импортозамещения — не только по мебели в целом, но и по ее комплектующим, как упомянутая выше фурнитура. Кроме того, развитие e-commerce и маркетплейсов открывает новые возможности перед производителями: становится проще дотянуться до потребителя.

Как расширяется и меняется рынок

За 2024 год многие производители мебели нарастили мощности. Так петербургская компания «Атлант Вуд», которая продает мебель высокого ценового сегмента под брендом BrightBerry, в начале года сообщала о грядущем запуске новой производственной площадки во Всеволожском районе Ленобласти.

До этого у «Атлант Вуд» была только площадка в промзоне «Парнас», на 920 кв. м. Новое пространство будет значительно больше — 1500 кв. м, и это может позволить увеличить выручку компании с 120 млн рублей в 2023 году до 200 млн рублей в 2026 году.

После простоя заработали и бывшие фабрики ушедшей IKEA. В начале 2024 года на заводах в Ленинградской и Кировской областях, которые перешли к компании «Лузалес», суммарно выпускалось свыше 250 наименований мебели для гостиных, кухонь, спален, детских и прихожих. Продукция компании реализуется через крупные сети — «Аскона» и Hoff, маркетплейсы и интернет-магазины, а также идет в соседние страны: Беларусь и Казахстан.

На выставке «Мебель — 2024» число партнеров фабрики «Лузалес» выросло почти в пять раз год к году: в 2023 году их было более 20 компаний. Продажи каждый месяц увеличиваются на 10-15%. А Кировская фабрика «Лузалес-Вятка» готовится к выходу на новые рынки и к росту объемов выпуска продукции. 

Владельцем крупной производственной площадки IKEA в Новгородской области стала компания «Слотекс». Завод переименовали в ООО «Экстраверт» и начали на нем выпускать мебельные плиты под брендом Extravert. Позднее стало известно, что производство будет модернизировано и расширено, чтобы укрепить технологический суверенитет страны в области глубокой деревообработки. Помимо этого «Слотекс» готовится расширить производство мебели в Санкт-Петербурге.

В октябре 2024 года в России появилась первая и единственная в стране фабрика по производству мебельного велюра — она находится в Нижегородской области, в ТОР (территория опережающего развития) «Володарск». Предприятие будет работать для отечественных производителей мебели, специальной одежды и авиапроизводителей. Ежегодно оно может выпускать 11 млн погонных метров хочетканей: помимо велюра это также тюль, водо- и огнестойкие ткани. Производство локализовано на 90%. Фабрика планирует занять до 30% рынка в своем сегменте.

Помимо этого в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Калуга» ожидается открытие завода по изготовлению ДСП компании «Ультрадекор» — он будет выпускать 1 млн 200 тыс. кубометров плит. Треть объема пойдет на экспорт в дружественные страны. А ГК «Нега-групп» собирается запустить площадку по выпуску интерьерных кроватей и мягкой мебели в г.Асбест, чтобы расширить мощности. Одним из стимулов к этому стал растущий спрос на мягкую мебель и матрасы со стороны отельеров.

Еще один грядущий проект — высокотехнологичная фабрика стульев, которая появится в Подмосковье. Новая площадка компании «СТУЛ ГРУПП» сможет ежегодно выпускать около 350 тыс. единиц продукции. Проект реализуют в 2025 году.

Компании развивают собственные торговые марки

Рост внимания потребителей к мебели российского производства на фоне снижения импорта — один из ключевых трендов, который стимулирует фабрики наращивать объемы выпуска, больше работать над качеством продукции и расширять ассортимент.

По мнению россиян, опрошенных OMD OM Group, сегмент мебели и предметов интерьера входит в топ-3 отраслей с самыми высокими возможностями импортозамещения. За него проголосовали 76% респондентов. А после ухода IKEA с российского рынка большинство потребителей в опросе «Анкетолога» говорили, что видят на отечественном рынке производителей мебели не хуже IKEA.

В ответ на изменения потребительского поведения производители наращивают выпуск продукции, а также расширяют ассортимент — в первую очередь в направлении доступных недорогих предложений. Одним из ярких трендов 2023 года стало развитие собственных торговых марок (СТМ) у брендов, в том числе в мебельном секторе — эту тему обсуждали на отраслевой выставке UMIDS-2023. Для среднего бизнеса СТМ может быть инструментом для отстройки от рынка.

Тренд оставался актуальным и в 2024 году. «Первая мебельная фабрика», которая развивает СТМ еще с 2021 года, расширила ассортимент и запустила линейку мягкой мебели под собственной торговой маркой. В 2025 году компания планирует продать за год до 1500 единиц мягкой мебели.

Потребитель постепенно меняет свое отношение к СТМ и начинает больше доверять такой продукции. Большая часть исследований посвящена доле СТМ в объеме трат на FMCG-товары, а не на мебель. Однако первопричина изменений отношения к СТМ в том, что потребитель становится рациональнее в тратах, ищет способы сберечь бюджет — в том числе при выборе мебели, как показывают отраслевые исследования. Это может создавать условия и для формирования доверия к СТМ производителей мебели.

Прогнозы и перспективы мебельного рынка

Производители мебели с осторожным оптимизмом смотрят в 2025 год и планируют расширять свой ассортимент, открывать новые салоны. Некоторые компании получают поддержку региональных властей, что тоже в плюс рынку — например, сейчас мебельная компания «Тема» из Хабаровского края начинает осваивать деньги, которые получила в 2024 году от регионального Гарантийного фонда. Это поможет компании модернизировать станочный парк и нарастить объемы выпуска продукции.

При этом темпы увеличения производства мебели продолжат замедляться: президент АМДПР Александр Шестаков ожидает, что за 2025 год рынок вырастет в деньгах на 12–15%. При негативном сценарии, в 2026 году рынок может даже выйти на плато. Проблему создают несколько барьеров как для самого выпуска продукции, так и для ее реализации.

На покупательский спрос сильно влияет ситуация на рынке недвижимости, а здесь сейчас есть несколько проблем: условия по льготной ипотеке ужесточились, и ключевая ставка ЦБ РФ выросла в октябре до 21% и до сих пор держится на этом уровне. В феврале 2025 года на заседании ЦБ ее могут или сохранить, или поднять.

Выдача ипотеки по итогам 2024 года снизилась почти на 40% — до 4,9 трлн рублей. По оценкам «ДОМ.РФ», если ключевая ставка останется в среднем на уровне 20%, то объем выданных ипотечных кредитов в 2025 году просядет еще сильнее — до 3,8-4 млн рублей.

При этом во время высокой инфляции господдержка ипотеки исключена, как говорит вице-премьер Марат Хуснуллин. Это соответственно может тормозить дальнейшие продажи недвижимости — а с ней и сдерживать спрос на мебель. Значительная часть потребителей покупают ее именно во время обустройства после ремонта.

На производство негативно влияет и подорожание материалов для изготовления мебели — за 1 полугодие 2024 года их стоимость выросла на 20%. Вдобавок, в отрасли не хватает кадров, что увеличивает нагрузку на имеющихся сотрудников и ограничивает предприятия в возможностях развития. Оба фактора приводят к тому, что расходы на производство растут и вынуждают мебельщиков поднимать цены. В среднем за 2024 года они увеличились на 5–15%, но отдельные позиции подорожали на 20–25%. В 2025 году рост продолжится. При этом покупательская способность остается невысокой.

В борьбе за потребителя российские производители мебели будут активнее развивать эконом-предложение, в том числе через продукцию СТМ. Вместе с этим возможно усиление сотрудничества производителей с застройщиками, чтобы продвигать продукцию через b2b-канал. Аналитики компании «Самолет Плюс» ожидают, что в 2025 году доля продаж мебели через застройщиков вырастет в два раза — до 12–15%.

Если подвести итог, то период активного роста российского производства мебели прошел, и в ближайшей перспективе этот процесс будет идти более медленными темпами. Высокая инфляция и ключевая ставка, сниженная покупательская способность, подорожание сырья и многие другие факторы тормозят рост рынка. Однако позиции отечественных производителей укрепляются, многие из них наращивают мощности, и если они смогут найти подход к экономному и рациональному потребителю, то будут успешно развиваться даже в такое непростое время.

Еще по теме