Требуются пользователи!
Во-первых, это создание инфраструктуры, не только способной поддерживать существование и успешное развитие уже реализуемых проектов, но и стимулирующей появление новых начинаний. Во-вторых, обеспечение работы этой самой инфраструктуры, создание стыковых механизмов, через которые новые инструменты взаимодействуют со старыми, и обучение правилам работы в новой системе.
Однако давайте посмотрим на вещи прямо. Во многих случаях на местах внедряемые новшества не нужны прежде всего чиновникам и специалистам "старой закалки", привыкшим работать так, как работали до этого, и не нуждающимся в никаких внедряемых силой инновациях.
Возьмем образование. По моим ощущениям, инвестиции государства в образовательный сектор в России намного превышают аналогичные показатели, например, в Японии. Внедрение инноваций является одним из основных приоритетов государства. Правда, по данным Futuresource Consulting Ltd, количество оснащенных современным мультимедиа-оборудованием классов в РФ составляет порядка 16%. Не слишком впечатляющая цифра по сравнению, к примеру, с Великобританией, где этот показатель достигает 85%, но важно учесть, что текущий уровень был достигнут в течение последних нескольких лет, стартовав с планки в 3-5%. То есть серьезные инвестиции, выделяемые государством в рамках программы развития образования до 2020 г., приводят к конкретным результатам.
Но во многом вопрос не в размере инвестиций, они могут быть абсолютно бессмысленны и неэффективны, если не производить обучение персонала и адаптацию решений, оборудования непосредственно в организациях, где оно установлено. Зачастую инновационное оборудование, такое как интерактивные образовательные доски, позволяющие встроить в процесс обучения мультимедийный контент, стимулировать познавательную деятельность школьников, применять системно-деятельностный подход, превращается, по существу, в дорогие экраны для проекторов, не более того.
В этой связи, конечно, энтузиасты на местах играют очень важную роль как проводники новых идей и технологий, способные внедрять и объяснять необходимость и методы использования и работы в новых инфраструктурных проектах. Без них, если внедрять систему в приказном порядке, велики шансы, что все сведется к исполнению "обязательной программы" и работы ради процесса, а не конкретных результатов. Еще недавно в большинстве случаев решение о закупке того или иного решения принималось централизованно и зачастую без учета региональной инфраструктуры, наличия поддержки и сопровождения на местах. В итоге приобретенное дорогостоящее оборудование просто не использовалось или использовалось не в полной мере. Хорошо еще, теперь у многих регионов появилась дополнительная степень свободы.
Если посмотреть на проекты, реализующиеся через государственные заказы, то, по моему мнению, только порядка 10% из них в дальнейшем используется максимально эффективно. Оставшиеся 90% являются прежде всего инвестициями в инфраструктуру, которая просто не может функционировать сама по себе, без пользователей. Для того чтобы любые технологические решения и проекты, направленные на развитие экономики или общественных механизмов, заработали, требуется комплексный подход, ориентированный не только на саму реализацию проектов, но и на обучение и поддержку пользователей, мотивационные программы, благодаря которым созданная инновационная инфраструктура, закупленное оборудование будут применяться максимально эффективно.
Еще по теме
Сегодня вокруг нас не осталось технических, экономических и социальных систем, работа которых не опиралась бы на информационные технологии.