Top.Mail.Ru
рынки

Тренд на лоукост: что происходило с авиакомпаниями в 2022 году

 Фото: Денис Гришкин / Агентство «Москва» Фото: Денис Гришкин / Агентство «Москва»

Средний уровень тарифов на авиабилеты в 2022-м не изменился, оставшись на уровне последних двух лет. Об этом на совещании у президента РФ заявил глава Минтранса Виталий Савельев. При этом в конце ноября Росстат все-таки зафиксировал 11%-е удорожание полетов в сегменте эконома, а авиакеросин в стране за год подорожал на 45%. Как субсидирование тарифов и оптимизация услуг помогают перевозчикам держаться на плаву и что происходит со стоимостью билетов после осеннего всплеска — в материале «Компании». 

Рост в сегменте эконома 

Об отсутствии в 2022 году роста стоимости авиабилетов отчитался на прошлой неделе глава Минтранса России Виталий Савельев. Средний уровень тарифов в 2022 году по состоянию на 10 ноября остался на уровне последних двух лет, сказал Савельев, сославшись на данные Федеральной антимонопольной службы. По отношению к 2019 году тарифы и вовсе сократились на 6,5%, приводят его слова «Ведомости». Избежать всплеска стоимости билетов, со слов руководителя Минтранса, удалось благодаря субсидированию. При этом операционные расходы авиакомпании выросли.

Глава Минтранса добавил, что более ста миллиардов рублей (из которых 96 миллиардов уже выделены) в этом году пойдут на субсидирование воздушных перевозок внутри страны. Более 27 миллиардов рублей направят на регулярные программы субсидирования региональных перевозок и дальневосточной компании «Аврора». Еще 19,5 миллиарда предназначены для компенсации цены возвращенных россиянами авиабилетов.

По данным портала Aviaport.ru, сам Путин назвал «очень приличным» объем финансовой поддержки, выделенной гражданской авиации в 2022 году. Так, общий объем средств, направленных на ряд программ перевозчиков, в этом году составил 172 миллиарда рублей.

Отдельно глава государства попросил Савельева прокомментировать ситуацию в сегменте перевозок эконом-класса. Ответ главы Минтранса по итогам встречи опубликован не был, но, судя по всему, такой акцент Путин сделал неслучайно: по данным Росстата, за неделю с 22 по 28 ноября стоимость полета в эконом-классе по России выросла в среднем на 11 процентов, а с начала года — на 13,7 процента (данные РИА «Новости» — прим. ред.). 

Сентябрьский всплеск 

На изменение цен в середине осени обратили внимание авторы портала АТОР (Ассоциации туроператоров). В сравнении с концом сентября стоимость билетов снизилась в 4 — 10 раз, отмечается на сайте.

Если 26 сентября минимальная цена билета из Москвы в Ереван составляла рекордные 380 тысяч рублей за человека (в одну сторону), то месяцем позже такой билет стал стоить в тридцать раз дешевле, опустившись до 13 тысяч рублей. По состоянию на начало декабря, как убедилась корреспондент «Компании», цены стали еще более доступными — 8,8 тысячи рублей.

Билет в Ташкент в конце сентября стоил от 322 тысяч рублей. К концу октября стоимость билета снизилась более, чем в 17 раз, до 18,6 тысячи рублей. А в начале декабря приобрести такой билет возможно за 13 тысяч.

Улететь в Алматы из Москвы с двумя стыковками в конце сентября можно было за 64 тысячи рублей (прямых рейсов портал тогда не обнаружил). При этом 26 октября цены снизились до 19,6 тысячи, а в начале декабря — до 14,7 тысячи.

И, наконец, цены в Тбилиси. Прямых рейсов в Грузию из России нет — только с пересадкой в Ереване. В конце сентября желающие могли улететь с двумя пересадками за 179 тысяч рублей, 26 октября — за 22,4 тысячи (включая багаж). В начале декабря самый дешевый билет без багажа стоит 13,8 тысячи рублей, а с багажом — 15,5 тысячи.

«Сами авиакомпании действительно отчитываются о том, что средний чек девяти-десяти месяцев даже ниже, чем в прошлом году, или на том же уровне, — отмечает в разговоре с «Компанией» авиаэксперт Роман Гусаров. — Это говорит о том, что перевозчики постарались удержать цены в том диапазоне, в котором они обеспечивают спрос».

По словам Гусарова, спрос очень сильно зависит от любых — даже незначительных — ценовых колебаний. «На 10% билеты подорожали — и может на 20-30% обвалиться спрос. В итоге вы получите не больше выручки, а меньше. И самолет полетит загруженный уже не на 80%, а на 50%. При этом рейс будет убыточный. Это всегда очень тонкий баланс. Думаю, здесь и сами авиакомпании постарались, и, с другой стороны, программа поддержки перевозчиков и субсидирования перелетов позволила им не завышать цены».

По словам авиаэксперта, цены в 2022-м основном росли эпизодически, по тем направлениям, где наблюдался ажиотажный спрос. «Мы видели всплески цен на Турцию, осенний всплеск — когда всем срочно нужно было уехать, и это никак не было связано с себестоимостью. А себестоимость от направления к направлению различна, потому что в разных аэропортах — разная стоимость керосина, аэропортовых услуг», — рассуждает он.

На себестоимость перелетов, по словам Гусарова, влияет как и рост инфляции, так и удорожание керосина — авиационного топлива — которое еще в 2021 году увеличивалось в цене интенсивными темпами. К слову, на той же встрече с Путиным глава Минтранса заявил, что авиакеросин в России в 2022 году подорожал более чем на 45%. «А керосин в стоимости билетов “сидит” более чем на 30%», — добавил Савельев. Однако субсидирование, со слов руководителя ведомства, позволило авиакомпаниям не реагировать ни на удорожание керосина, ни на инфляцию. В отсутствии поддержки государства падение объема перевозок, с его слов, составило бы в этом году 20 — 25%, передает «Интерфакс».

На отсутствии резкого роста цен в условиях 2022-го года сказались два фактора, говорит Гусаров. «Во-первых, это субсидии, которые авиакомпании получают от государства. А во-вторых — максимальная оптимизация перевозчиками расходной части, включая уменьшение предоставляемого набора услуг. Если раньше мы чаще летали по принципу «все включено», то сейчас больше авиакомпаний пропагандируют лоукост-модель: когда мы покупаем билет по минимальному тарифу, а все остальное — багаж, питание, — при необходимости можем докупить», — объясняет он.

Тезисы эксперта подтверждают последние новости: Telegram-канал «Авиаторщина» в конце ноября сообщил о том, что авиакомпания Nordwind решила сэкономить на уборке самолетов. Перевозчик уведомил 34 внебазовых аэропорта о том, что с 17 ноября отказывается от их услуги по транзитной уборке самолётов полного цикла. Вместо нее будет производиться лишь уборка санузла и вынос мусора из салона, которая будет осуществляться «силами бортпроводников», говорится в канале.

Этот же перевозчик в конце ноября сообщил об отмене бесплатного питания на своих рейсах в Египет. О решении авиакомпании стало известно 19 ноября, из рассылки уральского офиса Pegas Touristik. Уточнялось, что пассажиры могут заказать платный рацион при бронировании тура или на сайте авиакомпании. В Telegram-канале «Крыша ТурДома B2B» сказано, что питание на египетских рейсах по-прежнему предоставляют iFly и «Аэрофлот», а у Red Wings его можно заказать за дополнительную плату.