Top.Mail.Ru
архив

Трио с чудесами

22.07.200200:00

Совладельцы сети «магазинов удивительных вещей» LeFutur – 35-летний Алексей Аванесов, 40-летние Леонид Халфен и Максим Валецкий попробовали свои силы в разных сферах бизнеса. Самыми известными и масштабными из них являются производство и продажа мебели под маркой MrDoors. LeFutur же – самый свежий проект партнеров. И самый необычный.

 

«Уважаемые посетители! Трогайте все руками, жмите на все кнопки, а если что-то сломаете, то не переживайте!» – гласят объявления в LeFutur. «Говорящий фотоальбом», «переносное зеркало со встроенным радио», «фотокалькулятор», «банная щетка с подачей жидкого мыла» или «ролики с ручными тормозами» продаются здесь по ценам от $15 до $400. Несмотря на то что каждый предмет сопровождается короткой аннотацией, товар нужно обязательно пробовать на ощупь – иначе просто не поймешь, как действует тот или иной механизм.

Сеть LeFutur, в которую сейчас входят четыре магазина, стартовала в сравнительно свободной рыночной нише. Конечно, магазины подарков – а необычные вещи из LeFutur покупают именно в качестве подарка – были и раньше. В Москве есть сеть «Страна подарков» из 23 торговых точек (принадлежит компании БВЛ), есть три магазина «Мага» (владелец – группа компаний «Эмити»), есть, наконец, множество отдельных салонов («Брюссельские штучки», «Мир подарков» и др.). Но все они торгуют преимущественно «традиционными» вещами – сувенирами, посудой, аксессуарами. К тому же свободного места на рынке еще предостаточно.

«Эта ниша только начинает заполняться, – говорит Наталья Манго, директор по маркетингу группы «Эмити», – причем в открытии новых магазинов все заметнее прослеживается их узкая специализация. Сам рынок обретет четкую структуру не раньше чем через полтора года». А Алексей Шинкаренко, директор по маркетингу компании БВЛ, отмечает, что рынок ежегодно растет на 12 – 15%, и добавляет: «Особенно перспективна ниша «необычных подарков». Примерно так же рассуждали Алексей Аванесов, Леонид Халфен и Максим Валецкий.

 

Знакомство под звуки танков

Будущие партнеры познакомились через общих друзей. Они должны были обсудить какой-то совместный проект и договорились встретиться на квартире Валецкого, которую снимала американская экспортная компания Valtex в качестве своего представительства (где Валецкий был единственным сотрудником). Дату своей первой встречи предприниматели не забудут никогда – она состоялась 19 августа 1991 года. Пока за окнами громыхали танки путчистов, начинающие бизнесмены в растерянности решали, как им затеять общее дело.

Помог случай. Компания Valtex выиграла тендер на поставку издательского комплекса газете «Аргументы и факты». «Нам заплатили рублями, которые тут же обесценились в два раза, – вспоминает Алексей Аванесов. – Мой знакомый рассказал, что на Зеленодольском заводе продают по $50 холодильники «Мир» с импортным агрегатом. Максим, успевший пробыть неделю в Америке, высказал мысль, что не может столько стоить холодильник, в котором только агрегат стоит долларов тридцать. Поэтому мы на кредитные и вырученные от сделки с «АиФ» деньги купили 8000 холодильников, которые через полгода продали уже по $150».

Следующим увлечением Аванесова, Валецкого и Халфена стал туристический бизнес. Весной 1992 года партнеры арендовали у Московского речного пароходства теплоходы «Глеб Кржижановский» и «Николай Бауман», курсировавшие по маршруту Москва – Санкт-Петербург, и стали продавать туры иностранным операторам. «Когда в середине 90-х интерес туристов к России начал падать, стало ясно, что оперировать только теплоходным бизнесом без собственной структуры по «приему» (гостиниц, автобусов, гидов) невыгодно», – рассказывает Валецкий. В 1997 году партнеры оставили этот бизнес, переуступив права на аренду теплоходов крупной «принимающей» турфирме КМП.

Параллельно предприниматели осваивали и другие проекты. Аванесов еще в 1993 году стал одним из учредителей фирмы «Прома», занимающейся окнами и жалюзи (он вышел из этого бизнеса в 1998 году). Валецкий занимался инвестиционными и финансовыми операциями, а вместе с Халфеном и другими партнерами создал типографию «СПЦ-Принт» и туристическое агентство «Валтекс Трэвэл». Но самым крупным бизнесом для трио стала мебельная компания MrDoors Home Decor. Идея ее была проста: сократить сроки поставок изготовленной на заказ мебели до недели, в то время как у конкурентов, размещавших заказы за рубежом, на это уходило до трех месяцев.

 

Впереди на корпус

Заняться производством мебели по индивидуальным заказам партнеры решили в августе 1996 года. Компанию MrDoors они зарегистрировали в Калифорнии, технологические идеи взяли на заводах Европы, а делать встроенные шкафы-купе из импортных материалов стали в России. Сейчас MrDoors на двух своих фабриках в Подмосковье производит все виды корпусной мебели, в компании работают около 800 человек, а ее оборот, по нашим оценкам, составляет около $50 млн в год. Рентабельность бизнеса, по словам Алексея Аванесова, находится на уровне 15 – 25%.

Стартовые вложения в мебельный проект составили около $1,5 млн заемных средств. Эти деньги пошли на аренду заводских площадей, закупку оборудования и рекламу. Бизнесмены наладили производство, способное обслуживать в день более 200 заказов и сохранять заявленные сроки. Систему дистрибуции партнеры построили так. Предложения о партнерстве с подробным бизнес-планом и графиками они стали размещать в газетах. «Мы давали людям бизнес-схему: за сколько нужно снять помещение, сколько платить персоналу, по каким ценам предлагать услуги, помогали с рекламой, – говорит Леонид Халфен. – С одного комплекта мебели стоимостью $1000 дилер мог получить около 10% чистой прибыли».

Альтернатива «Лене Голубкову» позволила предпринимателям уже через год выстроить систему сбыта из 300 точек по Москве. Пункты приема заказов располагались даже в булочных, НИИ и на продуктовых рынках.

Со временем контролировать разросшийся бизнес втроем становилось все сложнее. В результате летом 2000 года двое из партнеров отошли от оперативного управления компанией. «Мы устроили конкурс между собой, в котором каждый предложил свою концепцию развития бизнеса, – говорит Алексей Аванесов. – План Леонида Халфена оказался лучшим, а мы с Максимом «отправились на пенсию» в США».

Халфен, мебельщик в третьем поколении, сократил число дилеров в три раза. Сейчас 80% сбыта компании в Москве обеспечивают 24 крупных салона MrDoors. Год назад компаньоны за $600 000 приобрели 75% акций убыточного завода в Дмитровском районе, расширив тем самым производственную базу, и окончательно передали управление наемным менеджерам.

 

Магазины ненужных вещей

«Мы уже мучились от безделья, – рассказывает Аванесов о своей жизни в США, – и однажды, в сотый раз заходя в какой-нибудь шоппинг-центр в секцию Brookstone или SharperImage, где продаются всякие необычные вещицы, я подумал, что в России такого просто нет. В тот же день я позвонил Максиму, и мы решили попробовать открыть похожий магазинчик в Москве».

Для нового проекта компаньоны зарегистрировали компанию LeFutur. Маркетинговых исследований они заказывать не стали, а первую закупку товара на $50 000 осуществили как рядовые покупатели в тех же Brookstone и SharperImage.

Московский магазин они открыли в декабре прошлого года – в предновогодний пик. «В первую неделю наш магазин посещали по 500 человек в день, а продажи достигали $20 000 ежедневно. Тогда мы поняли, что можно создавать сеть», – говорит Аванесов. Весной партнеры открыли еще три магазина площадью по 100 – 150 кв. м. На раскрутку LeFutur они потратили около $250 000. Планируемый оборот сети на этот год составляет около $3,5 млн. Первую прибыль партнеры рассчитывают получить уже к концу года, когда спрос на подарки достигнет максимума.

Сейчас, по словам Алексея Аванесова, проект реализован только наполовину. В ассортименте LeFutur около 400 товарных позиций, что, как считает Аванесов, в два раза меньше, чем должно быть. Компания работает с сотней поставщиков, среди которых нет ни одного российского. Товар для LeFutur бизнесмены присматривают на выставках электронного оборудования и техники. Закупками в компании занимаются три человека в московском офисе и по два человека в филиалах в Гонконге и в Сан-Франциско. Всего же в штате около 100 сотрудников. «Мы обновляем ассортимент на 20 – 30% ежемесячно, – говорит Алексей Аванесов. – Контейнеры с образцами приходят каждую неделю, но из 100 образцов мы отбираем в лучшем случае пять».

Конкуренты говорят, что у них подобных проблем не возникает. «Наибольшим спросом пользуются «традиционные» подарки» (ручки, аксессуары и т.п.), – поясняет Шинкаренко из БВЛ. «Потребитель все еще плохо информирован и слишком консервативен, – дополняет Манто. – К примеру, у нас чаще всего покупают вазы». Она же развенчивает миф о сверхдоходах торговцев подарками: «Рентабельность этого бизнеса едва достигает 50% при слабой оборачиваемости».

А создатели LeFutur как раз работают над повышением оборачиваемости. В своей рекламе они настойчиво призывают потребителей дарить подарки и отмечать праздники, причем не только традиционные. В июльском календаре праздников LeFutur такие события, как «День трудоголика», «День поцелуя», «День Ивана Купалы», «Фестиваль песочных замков», «День взятия Бастилии» и «Олимпиада эскимосов».«Наши магазины должны превратиться в аттракционы, где все звенит и шумит, – объясняет Аванесов. – Когда в магазин заходит клиент, должно начинаться шоу: один продавец надувает лодку, второй ездит на электрическом самокате». В планах бизнесменов открыть в августе пятый магазин в аэропорту Домодедово и еще три-четыре до конца года. Следующим шагом станет выход LeFutur в другие крупные города. Также расширялся и MrDoors. Интересно, найдут ли в регионах спрос «ролики с ручными тормозами»?

Еще по теме