Top.Mail.Ru
архив

Трудный ребенок

НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ российский автопром обогатился еще одним предприятием. Трехлетние приготовления мирового автогиганта №1 General Motors (GM) и отечественного отраслевого лидера «АвтоВАЗа» к созданию совместного предприятия увенчались-таки подписанием соответствующего соглашения. Третьим участником новорожденного СП стал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). «Исторический пакт» скрепили подписями президент GM Ричард Вагонер, председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников и исполнительный вице-президент ЕБРР Чарльз Франк. Генеральным директором ЗАО «GM-АвтоВАЗ» назначен представитель GM Джон Милонас. Предприятие создается для производства доработанных специалистами американской компании автомобилей ВАЗ-2123 «Нива». Общая стоимость проекта составляет $332 млн. Акционерный капитал СП распределен таким образом, что GM и «АвтоВАЗу» принадлежит по 41,5% акций, а оставшиеся 17% находятся в собственности ЕБРР. Примечательно, что по выплате кредита в $100 млн, предоставленного в качестве оборотных средств (по словам Каданникова, это должно случиться через 10 – 12 лет), ЕБРР выйдет из числа акционеров, а его доля будет поделена поровну между оставшимися. Проектная мощность производства в Тольятти, пуск которого намечен на сентябрь 2002 года, составляет 75 тыс. автомобилей в год. Этих показателей планируется достичь к 2004 году. Машины, собранные СП, будут продаваться под торговой маркой Chevy Niva. Расчетная стоимость американо-российского внедорожника для продажи на внутреннем рынке составляет $8 тыс. Впрочем, на удовлетворение российских нужд пока отведена небольшая часть машин: до 40 тыс. автомобилей планируется экспортировать. По словам организаторов СП, основными рынками сбыта станут страны Европы и Латинской Америки. Для реализации автомобилей за рубежом будут активно привлекаться дилеры GM. Как заявил Каданников, в рамках совместного предприятия возможен выпуск и других моделей. В частности, в процессе подготовки к созданию СП проводилась большая работа по адаптации к производству в российских условиях Opel Astra T3000 (этот автомобиль рассматривался в качестве первоначального кандидата на сборку). В принципе появления альтернативных моделей не отрицает и американская сторона. С той лишь оговоркой, что производство иностранных машин может быть начато «не раньше, чем будет готов рынок и локализовано производство высококачественных комплектующих». Опыты по организации производства автомобилей на постсоветском пространстве предпринимались иностранными концернами уже неоднократно. При этом большинство таких попыток особого успеха не имели. Достаточно вспомнить почившую сборку Ford в Белоруссии или буксующий проект Renault в Москве. С приходом «Сибалюминия» на ГАЗ фактически заморожена реализация совместного проекта с FIAT – «СП Нижегородмоторс». Впрочем, не исключено, что ЗАО «GM-АвтоВАЗ» окажется наиболее жизнеспособным из всех вышеперечисленных проектов. Хотя бы потому, что в его основе лежит не адаптируемая к требованиям российского рынка иномарка, а фактически готовый отечественный автомобиль, выпуск которого уже был начат в опытном производстве «АвтоВАЗа». Доработать машину и наладить ее серийное производство – задача для тандема автогигантов вполне посильная. «Мы полагаем, что Chevy Niva отвечает запросам рынка и будет продаваться по доступной цене», – заявил Дэвид Херман, вице-президент GM, курирующий деятельность корпорации в России и странах СНГ. Сбудется ли прогноз топ-менеджера, станет ясно меньше чем через полтора года.

Еще по теме