Top.Mail.Ru
архив

Центробанк в огне

Не оправившись толком от гепатита, Борис Березовский развил бурную деятельность. Его появление в "Интерфаксе" было форс-мажорным и объяснимым: противники выдвинули "чудовищное" обвинение в сотрудничестве с чеченскими бандитами. Но вторым местом, куда на еще ватных ногах дошел Борис Абрамович, стал особняк по адресу Неглинная,12, - главный офис Банка России. Изменив своей еще с дубининских времен привычке появляться в ЦБ под вечер, Березовский примчался на Неглинную посреди рабочего дня. Распугав плохо припудренной желтизной рядовых сотрудников ЦБ, великий комбинатор надолго засел у Виктора Геращенко.

Внешняя угроза

Вообще говоря, о конкретной теме разговора, произошедшего между Березовским и Геращенко, в тот день было известно не очень много. Однако позже - уже непосредственно по действиям ЦБ и по реакции Кремля на эти действия - детали разговора стали проясняться. Смеем предположить, что, скорее всего, речь шла об оказании поддержки банку СБС. С недавних пор Кремль возлагает на этот банк особые надежды - он должен обеспечить финансирование проправительственных партий на предстоящих выборах. Развитая региональная сеть банка СБС как нельзя более подходит для финансирования крупного межрегионального предвыборного объединения. Такого, как, например, возникший на позапрошлой неделе блок "Единство".

Впрочем, заступничество за СБС - лишь одна из частных деталей этого разговора. У двух великих финансистов была гораздо более важная тема для беседы. По сведениям наших источников в ЦБ, на самом деле Березовский приезжал уговаривать Виктора Геращенко добровольно подать в отставку. Геращенко обещал подумать. Сразу после состоявшейся исторической беседы Виктор Владимирович срочно отправился в двухнедельный отпуск за границу - размышлять над предложением Кремля. О том, что отпуск был необходим главному банкиру страны именно для анализа сложившейся вокруг него политической обстановки, говорит хотя бы факт покидания Геращенко своего рабочего места в разгар скандала вокруг отмывания кредитов МВФ через BONY. Впрочем, даже несмотря на недвусмысленные намеки Бориса Березовского, положение Геракла кажется пока прочным. Наблюдатели, хорошо знающие настрой администрации по отношению к Гераклу, отмечают, что последнего не спихивают только потому, что никак не могут сделать выбор - кем его заменить.

Выбор действительно непростой. Тем более что и выбирать, как известно, особо не из кого. Кремль срочно пытается подыскать возможных преемников хозяину особняка на Неглинной. В разное время назывались разные фамилии: Костин, Лебедев, Алексашенко,* Парамонова, Шохин, Лившиц. Впрочем, двое последних, хоть и очень стремятся стать председателями ЦБ, вряд ли окажутся приемлемыми кандидатами. Оба Александра слишком политичны для тонкого макроэкономического регулирования - работы, требующей высшей квалификации.

Два других суперспециалиста - Татьяна Парамонова и Сергей Алексашенко, напротив, слишком профессиональные экономисты, а потому трудноуправляемы с политической точки зрения. Хотя не секрет, что к Сергею Алексашенко благоволит нынешний шеф президентской администрации Александр Волошин. Но, похоже, даже он понимает, что утвердить Сергея Владимировича на должность председателя ЦБ легальными методами практически невозможно. Заступничество Кремля может оказаться губительным при прохождении кандидатуры Алексашенко через Госдуму в любом ее составе - как в нынешнем, так и в будущем. Еще менее проходным делает Алексашенко его фактическое участие в разработке программы "17 августа". Вполне возможно, что Кремль может предложить высокую вакансию нынешнему председателю Внешэкономбанка Андрею Костину. Но, судя по всему, тот вполне доволен своим нынешним постом и не жаждет каких-либо перемен - по крайней мере до выборов. К тому же Костин никогда не был для нынешней кремлевской команды своим в доску и достаточно самостоятелен в принятии решений.

Задача же, которая стоит перед "захватчиками" ЦБ, - обеспечить разруливание финансовых возможностей ЦБ в свою пользу. Подчеркнем, что ЦБ в краткосрочной перспективе (три - шесть месяцев) может рассматриваться как источник фактически безграничных финансовых ресурсов: любая эмиссия (в бюджет, в том числе и в областные и республиканские бюджеты нужных губернаторов, нужным банкам), валютные резервы, полный контроль за всеми банками, в том числе за их международными операциями. С точки зрения обеспечения предвыборных задач с ЦБ не может конкурировать никакой "Газпром". В Кремле понимают, что договориться по-крупному с Гераклом невозможно. Для этих людей Виктор Владимирович никогда не сделает того, что делал Дубинин в 96-м.

А накануне выборов нужен именно такой человек - тот, кто сможет тихо и без лишнего шума обеспечить необходимую поддержку тем банкам, которые приняли политическую игру Кремля, и оттеснить тех, кто связан с его политическими конкурентами. И, кажется, такой кандидат у Кремля имеется. Среди возможных преемников Виктора Геращенко на посту председателя ЦБ в приватных беседах как в самом ЦБ, так и в коммерческих банках знающие собеседники все чаще и чаше называют нынешнего зампреда ЦБ Георгия Лунтовского. Напомним, что Георгий Лунтовский занял пост зампреда ЦБ совсем недавно - летом нынешнего года. До этого Георгий Иванович возглавлял банковский подкомитет Госдумы в нынешнем и в предыдущем составе Госдумы, был членом фракции НДР, защитил кандидатскую диссертацию на банковскую тему. В Думе, собственно, он и приглянулся кремлевским аппаратчикам. Очень тепло, например, о нем отзывался тогдашний руководитель президентской администрации Валентин Юмашев.

При этом Георгий Лунтовский смог проявить изрядную политическую искушенность, сумев на протяжении многих лет водить почти открытую дружбу и с Сергеем Дубининым, и с кремлевской командой, - при этом не утерять авторитета и влияния в думских коридорах. Еще одним политическим достоинством потенциального кандидата на пост председателя ЦБ стала его, если так можно выразиться, финансовая самостоятельность. Еще до прихода в Госдуму Георгий Лунтовский возглавлял банк "Воронеж" (Лунтовский - депутат от Воронежа), с которым не потерял связи и во время работы в парламенте. Правда, ни высокие связи в ЦБ, ни занимаемый Лунтовским пост председателя банковского комитета так и не уберегли "Воронеж" от краха. Еще до августовского кризиса банк был фактически "съеден" московскими конкурентами. А обвал рынка ГКО летом прошлого года и вовсе похоронил банк в безнадежных долгах. Впрочем, как утверждают наши осведомленные собеседники, Георгий Лунтовский все еще владеет косметическим салоном на Новом Арбате в Москве. Так что деньги на черный день остались.

Переезд Георгия Лунтовского с Охотного ряда на Неглинную не стал неожиданностью. Он планировался еще год назад. Однако августовские события и последовавшие затем отставка команды Сергея Дубинина и правительственный кризис спутали карты президентской администрации. Кремлю потребовался практически год, чтобы убедить нового председателя ЦБ предоставить один из кабинетов зампреда Георгию Лунтовскому. Политические таланты Георгия Ивановича пригодились и в этом случае. Несмотря на то что новый зампред фактически ставленник Кремля и уже давно не работал в системе Госбанка (в котором, заметим, начинал свою карьеру), приход Лунтовского не вызвал негативной реакции у обитателей особняка на Неглинной. Этот факт можно по праву считать большим достижением Георгия Ивановича, если учесть, что ЦБ - заведение почти кастовое и не терпящее чужаков. И вот теперь Александр Смоленский и Борис Березовский активно лоббируют кандидатуру Георгия Лунтовского в качестве преемника Виктора Геращенко, который сможет обеспечить интересы Кремля в верном направлении. По утверждениям наших источников, "Березовский со Смоленским прикладывают к этому максимум усилий".

Внутренняя вражда

Пока центробанковский главнокомандующий занят большой политикой, внутри банка разворачивается поистине беспрецедентная борьба за влияние. И хотя так называемое реформирование управленческой структуры ЦБ, кажется, не прекращается со времени возвращения на Неглинную Виктора Геращенко и Татьяны Парамоновой, то есть уже почти год, старожилы Банка России уверяют, что кадровые чистки приобретают беспрецедентный характер.

В отсутствие Виктора Геращенко в ЦБ проводится широкомасштабное сокращение кадров. Целые департаменты выведены "за штат". Официальное объяснение - структура Центробанка разрослась, а задачи, наоборот, сузились: меньше банков, меньше лицензий, нет рынка ценных бумаг. Однако за штат выведены такие значимые для ЦБ департаменты, как, например, департамент валютного регулирования и валютного контроля, департамент методологии и расчетов, сводно-экономический департамент и др. А кандидатами на отставку называются соответственно директор департамента информатизации Татьяна Матвеева, директор департамента методологии расчетов Юрий Мальцев, директор сводно-экономического департамента Надежда Иванова. Кроме того, среди возможных отставников фигурирует также главный бухгалтер Банка России Людмила Гуденко - разработчик новой системы бухгалтерского учета для коммерческих банков, введенной в 1998 году.

Многие не питающие особой любви к Татьяне Владимировне люди уверяют, что первый зампред меняет обезличенную систему в структуре ЦБ на вертикаль, построенную по принципу личной преданности. Рассказывают, например, что накануне Международного банковского конгресса, проходившего в начале июня в Санкт-Петербурге, Татьяне Парамоновой принесли список делегации от ЦБ. Когда список вернулся из приемной первого зампреда, в нем оказались вычеркнутыми все женские фамилии. Впрочем, против всех возможных отставников выдвигаются формальные и внешне обоснованные обвинения.

Например, Людмилу Гуденко обвиняют в совершении ошибки при составлении годового баланса ЦБ, на которую указали аудиторы. Людмиле Гуденко тут же было указано на "служебное несоответствие", хотя ошибки при составлении баланса такого огромного ведомства, как ЦБ, не редкость и данная ошибка не имела трагических последствий (в том числе и для отношений Центробанка с международными финорганизациями). Тем не менее у Татьяны Парамоновой - непосредственного начальника главбуха ЦБ - появился прекрасный повод "прессовать" провинившегося подчиненного. На ошибки также было указано и другому подчиненному Татьяны Парамоновой - зампреду Татьяне Артемовой, курирующей ОПЕРУ-1, департаменты методологии и организации расчетов и исполнения госбюджетных фондов.

Под жестким прессингом в ЦБ сейчас находится и глава сводного экономического департамента Надежда Иванова, имеющая заслуженную репутацию профессионала. Она тоже кандидат в отставники. Макроэкономический департамент является "мозгом" Центробанка. Именно в этом департаменте окончательно формулируются "основные направления денежно-кредитной политики правительства и ЦБ", именно этот департамент в конечном итоге отвечает за макроэкономическое регулирование. Надежду Иванову особенно ценит Виктор Геращенко. Напомним, что сразу после своего возвращения в ЦБ осенью прошлого года, он предложил Надежду Иванову в совет директоров ЦБ в ранге зампреда. Однако депутаты тогда не поддержали ее кандидатуру. И вот теперь руководитель сводного экономического департамента на грани увольнения. По словам наших собеседников, на ее место метит молодой амбициозный заместитель Ивановой - Владимир Полонский.

В случае если Татьяна Артемова все-таки уйдет из ЦБ, совет директоров Центробанка может лишиться кворума. Напомним, что примерно месяц назад подал в отставку другой зампред - Николай Егоров. В ЦБ он курировал департаменты информатизации и телекоммуникаций, а также центр спутниковой связи. Эта вакансия, вероятно, уже скоро будет занята. На место ушедшего Егорова, скорее всего, придет Михаил Санаторов, сейчас временно исполняющий обязанности зампреда.

Между тем до сих пор неясно отношение Виктора Геращенко к кадровой политике своего зама. По крайней мере сотрудников ЦБ молчание Геракла озадачивает. Некоторые из наших собеседников склонны объяснять это молчание тем, что главному банкиру ЦБ сейчас не до собственного ведомства - ведь решается его политическое будущее. Однако вполне возможно, что Виктор Геращенко просто выжидает, пока Татьяна Парамонова проведет необходимые кадровые перестановки. А заодно и готовит место для своего кандидата в преемники - например, Юрия Пономарева, приглашенного недавно из Лондона на пост главы Внешторгбанка.


* признан в России иноагентом.