Top.Mail.Ru
технологии и наука

Цифровизацию отложили в долгий ящик

Фото: ТАСС Фото: ТАСС
Александр Таскаев — директор департамента интеллектуальных систем автоматизации «Сател»

Информационные технологии по всему миру делают жизнь в городах более комфортной и безопасной. В России тоже используется искусственный интеллект, однако до Сингапура нам пока очень далеко — попробуем разобраться, почему? 

Намеченные планы, как водится, весьма радужны и оптимистичны. Например, МЧС к 2023-2024 году внедрит цифровые технологии, чтобы прогнозировать катастрофы и ликвидировать их последствия. А МВД к этому же сроку задействует искусственный интеллект для поиска правонарушителей и выявления взаимосвязей между происшествиями. Интеллектуальный голосовой ассистент в ФНС будет консультировать граждан по налоговым вопросам. Все эти решения входят в концепцию «умного города», жизнь в котором удобна и безопасна. Однако будущее проекта под угрозой: российские регионы и даже Санкт-Петербург отстают от Москвы. Вместо создания полноценной цифровой экосистемы внедряются точечные инновации. Из-за технологического отставания и пандемии начались неблагоприятные изменения на рынке ИТ. 

Если говорить про столицу, то к 2030 году Москва действительно может стать по-настоящему футуристическим городом. Среди проектов: беспилотный транспорт и управление дорожным потоком при помощи искусственного интеллекта, цифровая биржа труда и анализ экономики на основе больших данных, автоматический мониторинг аварий в ЖКХ и координация работы спецслужб, общегородской центр кибербезопасности, роботизация производства, интеграция всех систем безопасности, виртуальные туры по музеям, онлайн-доступ к библиотекам, дистанционный контроль здоровья, персонализированная медицина — вот неполный список преобразований. Их планировали внедрить не только в Москве, но и по всей России в рамках федерального проекта «Цифровой регион». Однако проект пришлось приостановить. 

Российские регионы прописывали расходы еще до пандемии коронавируса. В новых условиях по итогам 2020 года суммарный дефицит бюджета составил около 700 млрд руб., особенно пострадали федеральные субъекты с ресурсно-ориентированной экономикой. В сложившихся обстоятельствах руководству российских регионов пришлось перераспределять бюджет. Поскольку в приоритете здравоохранение, социальная сфера, образование, в первую очередь сокращаются расходы по статье «национальная экономика», в которую входят ТЭК, транспорт, связь, инженерная инфраструктура.

Без финансовой помощи федерального центра регионам приходится откладывать цифровизацию на местах. Так, федеральный проект «Цифровой регион», в рамках которого должны были развивать информационные технологии в России, перенесли на 2021 год. На его финансирование потребовалось бы 137,3 млрд руб. 

В том числе из-за этого решения по итогам 2020 года объем российского ИТ-рынка сократился почти на 10 %. Из-за кризиса пришлось поменять приоритеты: появился спрос на облачные технологии — виртуальные базы данных и рабочие места, — но долговременные проекты отложили. ИТ-компании сосредоточились на взаимодействии с госсектором, однако и тут началось сокращение финансирования. Конечно, со стороны федеральных министерств и ведомств вырос спрос на тепловизоры и геоаналитику — чтобы искать нарушителей режима самоизоляции, — но этого мало. 

Технологии, которые, несмотря на кризис, все-таки внедряют, не меняют цифровую инфраструктуру целиком. Например, с 1 декабря в Москве нейросеть начала штрафовать водителей за использование телефона без hands free и непристегнутый ремень безопасности. Хотя система может сбоить, если человек, например, одет в темную одежду, все-таки теперь инспекторам ГИБДД достаточно проверить автоматически собранные данные. Нововведение, конечно, оптимизирует работу автоинспекции, но не в полной мере. Реформировать необходимо всю инфраструктуру: светофоры, наружное освещение, внедрять автоматический мониторинг аварий. В этом есть свои сложности: необходимо, чтобы разные ведомства и организации создали единые базы данных, стандартизировали рабочие процессы. Прийти к такому уровню единообразия непросто, однако, если не решить эту задачу, города не «поумнеют» по-настоящему. 

Полагаю, наиболее важно как можно скорее вернуться к политике глобальной цифровизации, особенно в регионах. Средства, инвестированные в ИТ-индустрию, стимулируют экономику. Cначала придется потратить больше, но затем, благодаря цифровизации и роботизации, уменьшится потребность в человеческом труде — и сэкономленные деньги вернутся в бюджет. Тогда можно будет масштабировать внедрение цифровых технологий — переходить от точечных решений к созданию полноценных инфраструктур. Если пойти по этому сценарию, к 2030 году половина роста ВВП страны может быть обеспечена цифровизацией. 

Пока от цифрового будущего мы далеко: недавно Минстрой отчитался, что среднее значение индекса цифровизации городского хозяйства по 203 городам превысило треть от максимума в 2019 году. При этом 93 % рынка занимает Москва, 2 % — Петербург и лишь остальное — регионы. Даже лидеры рейтинга Москва и Петербург занимают далеко не ведущие позиции в международных выборках «умных» городов. Пока цифровизация сосредоточена в столице, темпы развития невысокие. 

Важно помнить о рисках цифровой трансформации. Например, неравный доступ к информации, потеря конфиденциальности персональных данных и монополизация рынка. Кроме того, по статистике МВД РФ, количество киберпреступлений в 2020 году увеличилось на 75,1 % — уход в цифру спровоцировал рост киберпреступности. Если города продолжат «умнеть», необходимо будет вкладывать ресурсы и в безопасность — например, создать киберполицию. Также важно, чтобы решения в области «умных» городов принимались гражданами. В этом тоже приходят на помощь информационные технологии: на специальных цифровых платформах можно голосовать за решения как на уровне дома и района, так и на уровне города.

Еще по теме