Тур на Родину
Сценариев развития событий на туристическом рынке несколько, и все они неутешительные.
Салат «Столичный» — 750 руб., картофель фри — 300 руб., порция куриного шашлыка — 750 руб. и пельменей — 650 руб. Если захотелось попить, стакан «Бонаквы» — 250 руб. или пива «Бад» — 350 руб. Столько же стоит 50 г водки. Это расценки бара «Шале» в Красной Поляне в Сочи.
Чеки с подобными ценами после новогодних праздников стали активно распространяться в сети с комментариями «наша альтернатива Египту и Турции». Особенно после того, как не улетевшим в эти страны туристам из-за запрета Ростуризма операторы стали предлагать альтернативную замену, в том числе и краснодарские курорты. «Вместо египетских четырех звезд и „все включено“ нам предложили отель „Рэдиссон блю“ в Сочи, и только на завтраках, — рассказала „Ко“ путешественница из Ростова-на Дону. — В новогодний вечер стол был полупустым, есть нечего. А так цены очень высокие: гречка с мясом — 1500 руб., вареники — 700 руб. за порцию. Оставили денег в два раза больше, чем планировали». «350 руб. за 50 г водки — ничего страшного, на горе в Красной Поляне глинтвейн по 550 руб. продается», — рассказывает генеральный директор холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. Этой даме еще повезло. Например, клиентам столичного оператора «Библио глобус» просто заморозили деньги за египетские туры до тех пор, пока страна не откроется для поездок. Когда это произойдет, никто не знает.
Грустные перспективы
Дальнейших сценариев развития событий несколько, и все они неутешительные. По итогам прошлого года рынок выездного туризма просел в два раза. На столько же он может упасть и в этом году, если не откроют Турцию и Египет, которые в сумме принимали около 5 млн россиян в год. Учитывая сложные отношения Москвы и Анкары после сбитого турецкими ВВС российского бомбардировщика Су‑24, самый популярный для соотечественников курорт будет закрыт еще долго. Никаких подвижек в политике туроператоры не видят. В этом случае остается надежда только на круглогодичный и дешевый Египет — самый популярный зимний курорт для россиян. Только на прошлый Новый год он принял более половины туристов из России. Сейчас ведутся разговоры об открытии полетов в Хургаду и Шарм-эш-Шейх начиная с мая 2016 г. В этом случае можно ожидать не такой сильной просадки рынка выездного туризма — максимум на 15–20%.
Но закрытие популярных зарубежных курортов увеличило внутрироссийский турпоток, и чиновники только и мечтают, чтобы перетянуть туристов в Сочи и Крым. «В среднем каждый путешественник тратит $1000 на приобретение путевки и, по разным оценкам, примерно столько же, находясь за рубежом. Таким образом, если мы просто перехватываем этот поток, то общий приток средств в туристическую отрасль даст разовое увеличение ВВП на 700 млрд руб.», — считает министр культуры Владимир Мединский.
Насколько это вероятно? Против развития отечественного туризма играет множество факторов, связанных в первую очередь с экономической ситуацией. «Снижение доходов населения — ключевой фактор, влияющий на туристический поток. В стране жестокий кризис: рубль за последние полтора года девальвировался в два раза, — говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. — В турбизнесе невозможно заработать на побочных вещах. Основной источник доходов — это люди, но они стали экономить на отдыхе». Прошлый год это уже доказал.
Хроника пикирующего бомбардировщика
Рекордное падение спроса на заграничный отдых за всю историю российского туристического бизнеса произошло в 2015 г. Глава Ростуризма Олег Сафонов утверждает, что по итогам девяти месяцев выездной турпоток из России упал на 31,4% — за рубеж выехали около 10 млн туристов. По оценкам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, у туроператоров продажи снизились примерно на 50%, а некоторые из них отмечают падение спроса до 70%. Как следствие, в прошлом году с рынка ушло 70% выездных туроператоров, их общее количество сократилось на две трети, примерно до 685 компаний. При нынешнем положении в экономике в 2016 г. туроператоров может стать меньше еще на четверть, прогнозирует Майя Ломидзе. Впрочем, обошлось без громких банкротств. В основном уходили с рынка средние и мелкие компании.
Продажи зарубежных туров начали падать еще в 2014 г.: сначала в результате череды банкротств туроператоров в августе, затем из-за резкого падения курса рубля по отношению к евро и доллару в конце года. Минувшим летом рубль начал восстанавливать позиции, приблизившись к отметке 50 руб. за $1. Стабилизировалась ситуация и в туристической отрасли. Но в августе — сентябре проблемы возникли у второго по величине российского авиаперевозчика — «Трансаэро», выполнявшего рейсы на самых популярных курортных направлениях. Его банкротство означало для турбизнеса потерю крупнейшего чартерного перевозчика. По словам президента компании «Натали турс» Владимира Воробьева, доля «Трансаэро» на российском рынке организованного выездного туризма составляла 40%. «Отсутствие конкуренции (после банкротства „Трансаэро“ „Аэрофлот“ получил около 50% рынка воздушных перевозок. — Прим. „Ко“) привело к росту цен», — говорит Дмитрий Горин. Главным пострадавшим от закрытия «Трансаэро» стал крупнейший по выручке российский туроператор — «Библио глобус». Он еще летом заплатил авансом за зимние перевозки около 8 млрд руб.
Вторым серьезным ударом для туроператоров стало закрытие Египта в ноябре прошлого года, после теракта на борту российского лайнера, летевшего из Шарм-эш-Шейха. На тот момент в Египте находились около 70 000 российских туристов. Еще 140 000 туров было продано вплоть до марта. Олег Сафонов оценил прямые убытки туроператоров от вывоза туристов из Египта в 1,7 млрд руб., а коммерческий директор Tez Tour Александр Буртин тогда заявил, что из-за закрытия авиасообщения с Египтом турбизнес недополучает около 5 млрд руб. ежемесячно.
После закрытия Египта компаниям пришлось срочно искать замену проданным в эту страну турам. Хотя полной им альтернативы, учитывая цену и качество, в зимний период не существует. Турция и Кипр — холодно; Таиланд, Доминикана, Вьетнам — далеко и значительно дороже. Да и сами туроператоры пытались максимально заработать, вернее, минимизировать потери на Египте. Они стали продавать туры в другие страны на 30–40% дороже, чем за неделю-две до закрытия африканской страны.
Вслед за Египтом туриндустрия лишилась второго самого популярного направления пляжного отдыха для россиян — Турции. Это произошло после того, как 24 ноября турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су‑24, якобы нарушивший их воздушное пространство. МИД и Ростуризм запретили туроператорам продажу путевок в Турцию в связи с террористической угрозой. Под запрет попало и чартерное авиасообщение. По оценке аналитиков АТОР, на тот момент в Турции находились более 10 000 российских туристов, примерно 20% из них были те, кто перебронировал туры в Египет.
На протяжении последних 13 лет Турция была одним из главных направлений на российском туристическом рынке. По оценкам АТОР, на Египет и Турцию приходилось примерно 50% продаж. По данным Ростуризма, в первом полугодии 2015 г. в Турции побывали 1,32 млн сограждан, почти столько же (1,55 млн человек) посетили египетские курорты. Причем у многих крупнейших российских туроператоров в этих странах была собственная инфраструктура: они управляли или владели отелями, структурам их холдингов принадлежали авиакомпании. Так, например, на сайте компании «Анекс тур» (сейчас он закрыт на реконструкцию) говорилось, что под управлением холдинга Anex Tourism Group, в который входила и российская компания, находятся отели сетей Zen и Life. Ему же принадлежит авиакомпания «Катэкавиа», выполняющая полеты под брендом Azur Air. Холдингу, в который входит «Корал тревел», принадлежит восемь отелей в Турции и Египте и авиакомпания Royal Flight (бывшая «Абакан-авиа»). У «Пегас туристик» были под управлением отели в Турции и Египте и авиакомпания «Северный ветер». Также владела гостиницами компания Tez Tour, но еще в 2014 г. начала от них избавляться. «Сейчас, в связи с запретом в России турецкого бизнеса, операторы будут максимально дистанцироваться от своих турецких корней и позиционировать себя как российские компании», — отмечает Майя Ломидзе.
Закрытие Турции и Египта нанесло туроператорам ощутимый, но не смертельный удар. Среди крупных компаний банкротств ожидать не стоит. Если говорить о среднегодовой маржинальности турпакетов, то по Египту это 0,5–1%, что считается хорошим показателем из-за больших оборотов, по Турции — до 3%. Но практически у всех существуют направления с большей доходностью за счет более выгодных взаимоотношений с партнерами (компании, как правило, работают сразу по 15–20 направлениям). Пусть они и не такие массовые (азиатские и европейские страны, к примеру, Кипр, Испания или Италия). А управляемые операторами отели в Турции и Египте можно загрузить туристами из других стран, в которых они работают. В этом отношении сложнее всего после закрытия Турции и Египта пришлось компании «Бриско», которая отправляла туристов исключительно в эти страны. Но и она продолжает работать, переориентировавшись, в частности, на Болгарию, сократив персонал и оптимизировав затраты. «Турбизнес очень сложен, он складывается из многих составляющих на разных направлениях, и всегда существует возможность перенаправить турпотоки, заработать в других местах», — говорит представитель одного из крупных туроператоров.
С деревянным
Операторы начали прорабатывать альтернативные направления. В первую очередь они обратили внимание на Россию — Крым и Краснодарский край.
Начиная с весны прошлого года ряд крупнейших выездных туроператоров — «Пегас туристик», Coral Travel, «Библио глобус», «НТК Интурист» и «Анекс тур» — начал предлагать специальные пакетные туры на российские курорты по системе «все включено», вернее, с трехразовым питанием. А в конце прошлого года Tez Tour заявила о планах переориентировать на внутренние курорты около 20% своих клиентов. «В 2015 г. 600 000 человек в совокупности отдохнули в России по туристическим путевкам», — говорит Дмитрий Горин. «Впервые были организованы чартеры в Крым, чартерные поезда в Краснодарский край и Сочи, массированная автобусная перевозка в Сочи, — отмечает Майя Ломидзе. — Благодаря работе туроператоров средняя цена путевки в сегменте организованного туризма была снижена на 25%». Если недельный тур на двоих в турецкий отель «три звезды плюс» стоил 80 000–90 000 руб., в египетский — около 60 000 руб., то в Сочи в гостиницу или пансионат с трехразовым питанием и вылетом из Москвы путевка обходилась в 70 000–80 000 руб. Если добираться автобусом — 16 000–20 000 руб. Размещение в апартаментах в Имеретинской долине выходило по цене перелета (30 000–35 000 руб. на двоих без питания) — хороший эконом-вариант. Но и ситуация в туризме мало чем отличается от импортозамещения в других областях.
Отельеры в курортных регионах убеждены, что все не попавшие в прошедшем году на заграничные пляжи туристы обязательно приедут в Крым и Сочи, и уже сейчас собираются поднимать цены. Стоимость проживания в отелях в Крыму в летний период для туроператоров уже выросла на 15–20%. По словам представителя Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, к началу летнего сезона рост может достигнуть 30%. Разница в стоимости туров в Крым и Краснодарский край, где инфраструктура развита существенно лучше, может сократиться с 25% до 5–10% и стоить полуострову части турпотока. «Это называется головокружение от успеха, — говорит президент „КМП групп“ Владимир Канторович. — Они и принять такое количество не смогут: Сочи в горячий сезон уже забит почти на 100%, в Крыму места есть, но там проблема с транспортной доступностью и качеством предлагаемых услуг. Наш турист успел насладиться хорошо организованным отдыхом в Турции, и то, что предлагает сейчас Крым, ни в какое сравнение с этим не идет. Да и цены там заоблачные». Счет в местном кафе или ресторане будет не сильно отличаться от московского. Хотя можно найти и кафе-столовые, где первые блюда начинаются от 100 руб., или предлагают шведский стол за 500 руб. на человека.
Цены на горнолыжный отдых в Сочи вполне сравнимы с европейскими. Так, например, прокат горнолыжного обмундирования на семью с двумя детьми и инструктором на полдня будет стоить за шесть дней около 100 000 руб. На горе за обед можно отдать и 5000 руб., и 10 000 руб. Впрочем, горнолыжный спорт никогда не был дешевым, а значит, массовым. Тем более что сезон катания короткий, а кормить он должен целый год.
Отдельно стоит упомянуть ценовую политику отелей. После удачного лета 2014 г. в Анапе в прошлом году резко подняли цены для туроператоров. В результате сезон был упущен. «Проблема российских курортов — в ценах, — подтверждает Дмирий Горин. — Если в эйфории они поднимут стоимость для туроператоров, это может провалить наступающий летний сезон полностью. Туристы не готовы к росту цен выше уровня инфляции». Иначе большинство россиян предпочтут отдых дома, поскольку Египет и Турция предлагали цены гораздо ниже российских. При этом на отечественных курортах отсутствует привычный набор услуг (анимация, экскурсии и т. д.). Тем не менее по итогам прошлого года внутренний туризм увеличился примерно на 15%, в этом году прогнозируют его рост еще на 10–15%, если поможет государство.
Правительство обещало поддержать отрасль. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, в 2015 г. внутренний туристический поток в Россию составил около 50 млн человек, поэтому необходим доступный проезд к местам отдыха. Для этого он порекомендовал выделить субсидии туроператорам, ориентированным на внутренний туризм. А Ростуризм предложил предоставить россиянам возможность раз в три года отдыхать на российских курортах по льготным ценам за счет подоходного налога.
Чиновники рассматривают вариант субсидирования туроператоров, которые привлекают большие объемы туристов на российские недозагруженные курорты и не в сезон (как правило, на море едут в июле и августе). На эти цели предполагается выделить 2,765 млрд руб. Обещают также дотации на авиаперелеты и железнодорожный транспорт. Поможет ли это? «Дикарей» в Сочи становится все меньше, а для массового туризма следует работать по турецкой и египетской схеме «все включено». «Переориентировать клиента, привыкшего к заграничному сервису, на Сочи и Крым будет непросто», — говорят в «Анекс тур».
Турецкий поток
Россияне, несмотря на дорогие евро и доллар, продолжают смотреть за границу. «Элитный отдых, несмотря на кризис, практически не пострадал, — отмечает генеральный директор ООО „Грим сервис“ Олег Морозов. — Число туристов у нас не изменилось. Правда, несколько сократилась средняя стоимость тура в евро за счет дополнительных экскурсий. Может, стали выбирать не такие престижные отели».
Если говорить о среднем классе, то накануне новогодних праздников спрос на туры в Объединенные Арабские Эмираты увеличился на 20%, в Таиланд — на 10–15%, в Индию и Вьетнам — на 5%, в Израиль — на 3%. По словам Дмитрия Горина, тройка стран — лидеров по привлечению отечественных туристов показала, что это все равно теплые государства и море: Таиланд, Вьетнам и Индия. Летом наибольшей популярностью будут пользоваться Болгария, Греция и Кипр. В этих странах есть бюджетные варианты, на которые может частично претендовать «турецкий поток». В Болгарии нет евро, а значит, и цены должны быть не такие, как в Западной Европе. Греческие отели предложили туроператорам довольно выгодные контрактные условия, а наш турист все-таки предпочитает отдыхать по системе «все включено» и не о чем больше не заботиться. Тем более что греческое консульство обещает туристам с хорошей визовой историей выдавать трехгодичные визы. Кипр и вовсе не требует шенгенскую визу: так называемая Provisa оформляется буквально за час.
Для туроператоров российские курорты также не являются полноценной заменой Турции и Египту. «Средний чек на человека, который едет за рубеж, у нас составляет около $800, средняя продолжительность поездки — 8,5 дня. Для поездок по России эти показатели на уровне $250 и 5,5 дня, — говорит директор сети турагентств „Розовый слон“ Алексан Мкртчян. — И российские отели дают вознаграждение намного меньшее, чем составляет комиссия от продажи зарубежных туров. Комиссия гостиниц на курорте „Роза Хутор“ на новогодние туры не превышает 6–7%. При бронировании зарубежных туров она достигает 13–14%, то есть в два раза выше».
Многочисленные опросы вроде бы должны укрепить чиновников во мнении, что большинство россиян предпочитают отдыхать в России, что 75% туристов, побывавших в Сочи и Крыму, там понравилось, и на следующий год они готовы вернуться на Черное море. И глава Ростуризма Олег Сафонов эти цифры уже интерпретировал по-своему. «Необходимость пляжа и моря — это во многом навязанный стереотип последних лет, который мы уже воспринимаем как собственное мнение. Наши предки, даже обеспеченные, не ездили массово на заграничные моря», — заявил чиновник. Только стоит напомнить, что 75% россиян никогда не были за рубежом, а внутрироссийский туризм в новогодние праздники вырос всего на 6–10%, опять же из-за высоких цен и отсутствия сервиса. Впрочем, чиновник уже через несколько дней перестал быть столь категоричен. Он заявил, что Ростуризм заинтересован в том, «чтобы гражданам был доступен качественный конкурентоспособный продукт за рубежом». По его словам, Ростуризм не в состоянии в зимнее время сделать так, чтобы в нашей стране море было теплым. Поэтому всегда часть россиян захочет во время зимних каникул отдохнуть на пляже за рубежом. Сейчас, во время зимнего сезона, свои услуги предлагают такие страны, как Вьетнам, Индия, Китай, Таиланд и Шри-Ланка. И представители Ростуризма активно помогают вести переговоры в консульствах.
Здесь чиновник прав, россияне никогда полностью не откажутся от зарубежного отдыха. Так, уже в январе бюджетные билеты «Аэрофлота» на майские праздники в Ларнаку (Кипр) распроданы.