Виртуальная несвобода
20 января вступили в силу решения Мосгорсуда о пожизненной блокировке торрент-трекера Rutor.org и еще 12 ресурсов. Под ударом оказались бизнесы-миллионеры: годовой доход крупнейшего в России торрент-трекера «Рутрекер» составляет около $7 млн, а суммарный доход первой десятки торрент-трекеров Рунета — $20 млн. Владельцы «Рутрекера» неизвестны — их имена скрываются за различными офшорами, в частности, сейшельской компанией Dreamtorrent Corp.
Активность государства, и прежде всего Роскомнадзора, вызывает опасение, поскольку речь идет об общей тенденции постепенного закручивания гаек в Интернете, который еще недавно считался пространством неограниченной свободы. Знаковым событием в этой связи стала эмиграция основателя сети «Вконтакте» Павла Дурова в 2014 г. (на фото), который продолжает конфликтовать с российскими властями. Дуров, создавший мессенджер Telegram, заявил, что сотрудничество с полицией и спецслужбами РФ по вопросам терроризма приведет к возникновению черного рынка личных данных. На это советник президента РФ по развитию Интернета Герман Клименко ответил, что Дуров «перешел границы», и напомнил, что большинство работающих в России зарубежных IT-компаний сотрудничает с правоохранителями и выдает личные данные преступников и ключи шифрования.
Telegram будет сотрудничать с властями или его закроют. Кстати, как сообщил недавно Роскомнадзор, Twitter уже выполнил 97% его требований о блокировке запрещенного контента.
— заявил Клименко
Также с 1 января 2016 г. вступил в силу «закон о забвении», ограничивающий деятельность поисковиков. Начиная с 2014 г. российские власти используют закон о персональных данных, чтобы принудить международные компании к размещению их серверов на территории России. Тогда они подсоединяются к СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий), которая предоставляет спецслужбам неограниченный доступ ко всем передаваемым данным пользователей.
Именно поэтому соратник Алексея Навального* Леонид Волков** создал Общество защиты Интернета**, которое намерено «защищать Интернет от атак российских властей». По мнению управляющего партнера агентства «Биплан» Ильи Грошикова, «государство всегда воспринимало Интернет как довольно опасную площадку для творчества любого формата». Впрочем, многие соглашаются с правомерностью принятых мер. Как заявил «Ко» директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков, «человек или предприятие, осуществляя свою деятельность хоть в офлайне, хоть в онлайне, должен отвечать за свои поступки, а государство обязано содействовать комфортной жизнедеятельности в равных условиях для каждого гражданина или организации в рамках правового поля».
* Внесен в РФ в список террористов и экстремистов
** Признаны в России иностранными агентами