Top.Mail.Ru
архив

Твердая «четверка»

Спрос на компьютеры стабильно растет на 10% в год уже в течение нескольких лет. При этом опережающими темпами увеличиваются производственные мощности, которыми владеют компании-лидеры. Одновременно снижается стоимость комплектующих. В результате этих процессов происходит вытеснение безымянного «самосбора» российскими компьютерными брэндами.

 

Точных данных о том, сколько в России покупают компьютеров, не существует. Цифры, предоставляемые аналитическими агентствами, отличаются друг от друга на сотни тысяч единиц. В прошлом году в стране было продано примерно 2,5 млн компьютеров, включая персональные, портативные, а также серверы. По данным IDC, в третьем квартале этого года наиболее крупными российскими компаниями, выпускающими компьютерную технику, стали «Аквариус» «К-Системс», Kraftway и «Формоза» (Оборот «Аквариуса» – $137 млн, Kraftway – $72,2 млн, «Формоза» и «К-Системс» свои финансовые результаты не разглашают).

 

Рынок «поднялся с колен»

 

В сегменте портативных компьютеров лидирует RoverComputers, а среди российских компаний, осуществивших наиболее крупные поставки серверов, IDC отмечает R-StyleComputers. Список фирм, входящих в группу лидеров, не менялся с прошлого года. Лишь «Формоза» переместилась с первого места на пятое, а вперед вырвался «Аквариус». Владельцы «Формозы» (вероятно, почувствовав, что компания теряет темп) отправили в конце лета в отставку двух вице-президентов – Олега Фефелова и Светлану Тулаеву.

Несмотря на перемещения внутри группы лидеров, ее состав остается прежним. Это связано с тем, что рынок достиг зрелости, а барьер входа на него поднялся довольно высоко. Кроме того, большинство партнеров, закупающих технику, предпочитают стабильное сотрудничество метаниям в поисках более выгодной цены. Тактика «лидерства по цене», которой придерживались большинство мелких компаний и часть средних, выявила свою бесперспективность.

На начальном этапе насыщения рынка компьютеры, собранные из самых дешевых комплектующих, находили потребителей. Разница в $10 была вполне серьезным аргументом в пользу того или иного устройства. Однако у дешевой продукции существует один недостаток – она часто ломается. А поскольку в компьютерной индустрии смена поколений происходит быстро, то во второй раз покупатели предпочитали приобретать брэндированный товар, на который распространяется двухлетняя гарантия. В результате фирмы, собирающие компьютеры «на коленке» и стремящиеся добиться успеха за счет низких цен, потерпели поражение.

 

Середняк идет в гору

 

«Основным нашим достижением в 2003 году, – говорит президент группы «Аквариус» Леонид Гольденберг, – можно считать то, что нам удается сохранять лояльность как ключевых корпоративных заказчиков, так и дилеров. Конечно, кого-то мы теряем, но костяк остается, и к нему добавляются новые партнеры. Удержание старого клиента стоит в пять раз дешевле, чем привлечение нового».

Именно старых клиентов, с которыми лидеров связывают долгие и тесные отношения, атакуют в первую очередь компании-середнячки. «Если мелкие фирмы сходят с дистанции, то средние всеми силами пытаются прорваться наверх», – говорит генеральный директор Kraftway Алексей Кудрявцев.

К агрессивным «середнякам» можно отнести компании НКА-групп (компьютерный брэнд iRu), которая через соучредителей имеет связи с крупнейшим дистрибутором комплектующих LCGroup – «НТ Компьютер» (брэнд NT), объединившей свои розничные сети с компанией «Техмаркет Компьютерс» и модернизировавшей производственные линии в Рязани, ISM и другими. Среди новых компаний, обладающих значительными ресурсами, для того чтобы занять более заметное место на рынке, можно упомянуть OLDI, кредитуемую АКБ «Новый кредитный союз», а также Sitronics, входящую в «Концерн «Научный центр», который принадлежит АФК «Система».

Однако Алексей Кудрявцев пока не ощутил обострения конкуренции. А президент группы компаний R-Style Василий Васин, говорит, что принципиальных изменений в расстановке сил среди сборщиков компьютеров за последний год не произошло, обратил внимание на амбиции новых игроков. В то же время он подчеркнул: «Все больше компаний отказываются от собственной сборки. Рынок становится более зрелым, и каждый начинает заниматься своим делом: интегратор – решениями, розничная сеть – торговлей, а сборщик – сборкой». (Прежде компьютеры под заказ время от времени собирали и торговые сети, и интеграторы. – Прим. «Ко».)

 

Подражание друг другу

 

Лидеры рынка очень внимательно следят друг за другом, подчас повторяя управленческие решения, принятые конкурентом. Обе компании стремятся занять первое место на рынке. 29 мая этого года «Аквариус» объявил о создании холдинга «Национальная компьютерная корпорация», в который еще вошли интегратор «АНД Проджект» и дистрибуторы Landata и OCS. В тот же день Kraftway информировала о слиянии с компанией ForwardTechnologies, известной своими сильными позициями на рынке серверов. «Аквариус» в августе усилил топ-менеджмент новыми вице-президентами по финансам и развитию бизнеса. Kraftway в сентябре создал управление «по работе с клиентами реального сектора экономики», которое возглавил один из бывших региональных руководителей «Объединенных машиностроительных заводов».

«Мы разработали новый подход к формированию модельных рядов, сократили время выхода новых продуктов, внедрили инновационные продукты собственного дизайна для поддержания паритета с международными брэндами в технологической гонке», – говорит Алексей Кудрявцев.

Леонид Гольденберг рассказывает о своем бизнесе: «Мы выделили в отдельную компанию нашу сервисную службу. Сейчас у нас 264 сервисных центра в 115 городах, и такой «группы поддержки», пожалуй, нет ни у одного производителя компьютерной техники».

Компании невольно конкурируют даже в неудачах. «Аквариус» до сих пор не может запустить в эксплуатацию вторую очередь своего Шуйского завода. Для привлечения внешних инвестиции в это предприятие компания в 2002 году выпустила векселя на $15 млн. Kraftway тоже пока не укладывается в объявленные сроки строительства своего завода в Обнинске.

Еще по теме