Top.Mail.Ru
архив

TWG и "Сибирский алюминий": битва у Днепра

Борьба двух крупнейших российских производителей алюминия - "Сибирского алюминия" и КрАЗ-TWG за контроль над Николаевским глиноземным заводом, одним из крупнейших в СНГ производителей сырья для алюминиевой промышленности, похоже, в ближайшее время вступит в решающую фазу. На днях "Сибирский алюминий", по информации "Ко", намерен официально объявить о приобретении 33% акций НГЗ, владельцем большей части которых сейчас, судя по всему, является трудовой коллектив НГЗ.

Борьба российских алюминиевых группировок за НГЗ - одна из самых сложных и запутанных историй в хронике алюминиевых войн. НГЗ - единственный переработчик бокситов в СНГ, до сих пор не примкнувший ни к одной из группировок. Мощности НГЗ - до 1 млн тонн глинозема в год - позволяют и Саянскому алюминиевому заводу (группа "Сибалюминий"), и Красноярскому, и Братскому алюминиевым заводам (близки к TWG), и любому другому крупному комбинату, выступающему в качестве контрагента НГЗ, серьезно сокращать производственные издержки. До середины лета 1999 года ключевой фигурой на НГЗ, то есть тем, кто, собственно, и определял положение компании среди алюминиевых королей, был Виталий Мешин, управляющий директор НГЗ. Однако этим летом с большим скандалом он был заменен украинскими правительственными кругами на Николая Набоко, который засветился в качестве руководителя на Донском ГОКе в Казахстане в тот момент, когда его контролировала TWG. Его назначение и привело к нынешним событиям. Если Мешин успешно лавировал между TWG и "Сибалюминием", поставляя глинозем как на Братский алюминиевый завод (TWG), так и на Таджикский АЗ (о принадлежности его можно спорить, но комбинат является крупным контрагентом группы "Сибалюминий"), то Набоко практически сразу подписал контракт с Красноярским алюминиевым заводом о переориентации доброй половины товарных потоков НГЗ на этого производителя. "Вооруженный нейтралитет" НГЗ оказался сломанным.

Однако у Мешина в рукаве оказался крупный козырь: именно он сейчас определяет политику АОЗТ "Трудовой коллектив НГЗ", которому принадлежит около 26% акций НГЗ. От трудового коллектива, как и следовало ожидать, у АОЗТ осталось одно название, однако блокирующий пакет акций и позволял Мешину быть "фактором стабильности" в этой ситуации. По информации "Ко", из 33%, которые купил или покупает (сделка еще не завершена) "Сибалюминий", 26% контролируются АОЗТ; 5% владел мелкий литовский банк; оставшиеся 2% "втихую" куплены на открытом рынке (по крайней мере цены на акции НГЗ летом 1999 года не росли); 55% + 1 акция принадлежат правительству Украины; 5% владеет менеджерский состав компании, который, судя по всему, вполне согласен с политикой Николая Набоко.

Наверняка приобретение "Сибалюминием" акций НГЗ будет неоднократно оспорено в суде, но дело не в этом. Теперь правительство Украины стоит перед выбором: на 12 октября уже запланирована продажа 5% акций НГЗ. Кроме того, по словам заместителя председателя ФГИ Украины Юрия Гришана, в планах продажи на 2000 год и контрольный пакет акций НГЗ - Украине необходимо выплачивать $3,2 млрд по иностранным кредитам. Не секрет, что вопрос продажи НГЗ чисто политический: TWG и "Сибалюминий" ставят на разных "коней" в политическом мире как Украины, так и России. Более того, именно от российской поддержки зависят шансы кандидатов в президенты Украины, а следовательно, и дальнейшие карьеры украинских чиновников, от которых ждут отмашки на приватизацию НГЗ.

Ждать, видимо, придется недолго. Сейчас на стороне Олега Дерипаски, главы "Сибалюминия", - блокирующий пакет акций компании. На стороне Льва Черного - лояльный TWG управляющий и контракт на 500 тыс. тонн глинозема до конца этого года по привлекательной цене $82 за тонну (на "БрАЗ" и "ТаджАЗ" глинозем поставлялся более чем по $90 за тонну). Затягивать продажу хотя бы блокирующего пакета акций далее невозможно - "Сибалюминий" может просто парализовать работу НГЗ, блокируя все акционерные собрания компании. Скорее всего, пакет все-таки выставят на продажу: группа украинских предприятий - среди которых АНТК им. Антонова, Запорожский алюминиевый завод, группа "Южмаш" - обратилась в правительство Украины с предложением о создании российско-украинского алюминиевого холдинга на базе "Сибалюминия". Следует вспомнить, что "Южмаш" - "родное" предприятие президента Украины Леонида Кучмы, и, скорее всего, околопрезидентские структуры поддержат именно "Сибалюминий". Впрочем, у TWG тоже есть свой козырь. Разрыву взаимоотношений НГЗ с Мешиным, который, судя по всему, встал на сторону Дерипаски, предшествовал резкий рост задолженности "ТаджАЗа" (впрочем, "БрАЗ" растил долги не хуже), а TWG заинтересована в том, чтобы платить, хотя бы на первых порах.

Сопровождать же битву за НГЗ будут, видимо, телевизионные ролики. Раскручивает их ассоциация потребителей алюминиевой продукции, близкая к "Сибалюминию", а требуется в них запретить толлинг как таковой. Скорее всего, это психологическая атака на TWG, активно работающую по толлинговым схемам. Напомним, что режим внутреннего толлинга действует на алюминиевых предприятиях России до начала 2000 года, и правительство пока не решило, будет ли продлено разрешение на использование таких схем в будущем. А значит, следующая серия "Алюминиевых войн" выйдет на экраны (в прямом смысле) зимой 1999 года. Режиссеры, продюсеры, актеры практически те же, что и в прошлых сериях, правда в новых, неожиданных друг для друга сочетаниях. Пока же выигрывают рекламные агентства, через которые размещаются анонсы на телевидении: стоимость нынешней "антитоллинговой" акции, по сведениям "Ко", не менее $250 тыс.