У крупнейших ритейлеров страны замедлился рост выручки

Совокупная выручка десяти крупнейших сетей магазинов, торгующих товарами повседневного спроса, в первом квартале 2025 года увеличилась на 16,8 % год к году, до 2,91 трлн рублей. Но в сравнении с прошлым годом темпы роста снизились: тогда показатель находился на уровне 23,6 %.
Снижение темпов роста выручки, о котором сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Infoline, эксперты объясняют замедлением роста розничного товарооборота, в том числе трат на продукты.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов считает, что замедление характерно для всего рынка торговли. Согласно Росстату, в январе–апреле оборот розничной торговли в России увеличился на 2,4 %, до 18,93 трлн рублей. В прошлом году темпы роста составляли 9,9 %.
Потребители все чаще переходят к сберегательной модели, а конкуренция за них между сетями растет. Из-за высоких ставок по вкладам и кредитам, полагают эксперты, люди начали копить деньги и отказываться от избыточных трат. Эта тенденция прослеживается и в офлайн-, и в онлайн-сегменте.
Сильнее всего падение у «Самоката» — почти в десять раз. Если в первом квартале прошлого года оборот компании увеличился на 96,5 %, то сейчас — лишь на 9,9 %, до 60,68 млрд рублей. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров указал на то, что сервисы доставки все активнее конкурируют друг с другом. «Самокат» уступил лидерство онлайн-подразделению X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»), которое нарастило выручку на 55,6 %, до 78,5 млрд рублей.
Сильнее всего выручка поднялась у «Ленты» — на 23,2 %, до 248,7 млрд рублей. Затем идут Mercury Retail Group («Красное & белое», «Бристоль») с ростом оборота на 23,1 %, до 365 млрд рублей, X5 Group (20,7 %, 1,06 трлн рублей), «ВкусВилл» (18,5 %, до 91,3 млрд рублей), «Магнит» (14,2 %, 800 млрд рублей), Metro (6 %, 57,1 млрд рублей) и «О'кей» (2,6 %, 53,6 млрд рублей).
У двух компаний из топ-10 выручка и вовсе упала. Речь идет о «Светофоре» (-4 %, 96,1 млрд рублей) и «Ашане» (-1,7 %, 65,6 млрд рублей). У «Светофора» провал в выручке объясняют участившимися проверками контролирующими органами и снижением интереса к удаленным магазинам. В случае с «Ашаном» падение связано с тем, что компания делает ставку на гипермаркеты, в то время как потребители все чаще выбирают небольшие магазины у дома или доставку, полагает партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская.
Ранее сообщалось, что сеть «Магнит» рассматривает возможность продажи своих гипермаркетов, чтобы сосредоточиться на развитии небольших магазинов «у дома». Основным претендентом на покупку объектов называется «Лента», которая продолжает наращивать присутствие в данном сегменте.
Переговоры о сделке ведутся, однако ее детали еще не определены. В случае продажи всех крупноформатных магазинов (251 гипермаркет и 195 супермаркетов) сумма сделки может составить около 100 миллиардов рублей. В отличие от «Магнита», в данном сегменте «Лента» сохраняет положительную динамику. Сделка позволит сети расширить географию присутствия без затрат на строительство новых объектов.
Еще по теме





