Убить Billa

19.05.202118:48

Розничная сеть «Лента», принадлежащая «Севергрупп» Алексея Мордашова, заключила соглашение о покупке сети супермаркетов «Билла Россия». Спустя 17 лет после выхода на российский рынок немецкая розничная сеть полностью сворачивает бизнес в стране. Сделка обойдется «Ленте» в €215 млн, а общая доля ритейлера в Московском регионе составит около 3%. Эксперты считают, что идеи о консолидации зрели уже давно, а неизбежными их делает напряженная ситуация в российской продуктовой отрасли.

Как сообщили журналу «Компания» в «Ленте», в сеть будет интегрирован 161 супермаркет «Биллы Россия». Магазины войдут в нее вместе с логистической инфраструктурой и сотрудниками, которых у «Биллы» более пяти тысяч. Как только магазины переведут под бренд «Лента», торговая марка «Билла Россия» прекратит свое существование.

Сейчас «Билла Россия» управляет супермаркетами общей торговой площадью 138 051 квадратный метр. Большая их часть находится в Москве и Московской области, а распределительный центр — в подмосковном Быково. Если сделку одобрит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), компании закроют ее летом 2021 года. Более конкретных сроков ритейлер не привел.

Многомилионная сделка значительно ускорит экспансию «Ленты» в Москве. Этому поспособствует покупка «зрелых» торговых точек с выгодным расположением и высокой плотностью продаж. Ритейлер ждет, что приобретение сети «Билла Россия» внесет существенный вклад в его продажи и финансовые результаты.

По словам гендиректора «Ленты» Владимира Сорокина, выгодное расположение торговых точек даст «Ленте» возможность расширить онлайн-доставку по всей Москве. Это часть «амбициозного плана по значительному развитию онлайн-бизнеса в ближайшие годы».

Сорокин также отметил, что «Лента» поднялась на вторую строчку в списке операторов супермаркетов в столице. «Кроме того, сделка подтверждает наше намерение играть активную роль в развитии сектора продуктового ритейла», — добавил он.

Согласно рейтингу INFOLine, «Лента» занимает на рынке ритейла четвертое место по выручке. В рейтинге 200 крупнейших частных компаний России, по версии Forbes, она заняла 40-е место в 2020 году. По данным на конец марта, под управлением ритейлера находились 394 магазина, среди которых 254 гипермаркета и 140 супермаркетов.

Общая выручка «Ленты» в 2020 году превысила 445 млрд рублей. Ритейлер получил чистую прибыль в размере 17,4 млрд рублей. Основной владелец «Ленты» — инвестиционная группа «Севергрупп» Алексея Мордашова. Она владеет 77,99% акций ритейлера. Сам Мордашов вместе с семьей возглавляет список богатейших россиян — 2020 по версии Forbes. Их состояние журнал оценивает в $29,1 млрд (+$12,3 млрд за год).

прочитать весь текст

А Billa что?

Супермаркеты Billa работают в Европе, России и на Украине. В общей сложности сеть охватывает семь стран. Она принадлежит немецкой REWE Group — одной из крупнейших торговых компаний в Европе. В прошлом году ее оборот составил 75 млрд рублей.

В России Billa появилась в начале 2000-х. ООО «Билла Россия» было зарегистрировано в августе 2004 года. В пандемийный год компания отчиталась о 47,97 млрд рублей выручки и получила чистый убыток в размере 1,69 млрд рублей.

Представители REWE Group объяснили продажу «Биллы Россия» сменой приоритетов. «Мы решили сконцентрироваться на успешных рынках ЕС и сосредоточить наши ресурсы в этих странах», — цитирует члена правления REWE International Эспена Б. Ларсена РБК.

В компании добавили, что стратегическая цель Billa — занимать лидирующие позиции во всех странах присутствия. При этом «рыночная ситуация в России не позволяет этого, несмотря на большие инвестиции».

«Барыги» от ритейла

Продажа «Билла Россия» стала третьей крупной сделкой для российского продуктового ритейла за последние две недели. 11 мая крупнейшие сибирские и дальневосточные сети — ГК «Красный Яр», «Самбери» и ГК «Слата» — объединились в холдинг «Восточный союз». Его возглавила экс-руководитель «Магнита» Ольга Наумова. В сделку вошли более 600 магазинов.

Второй по выручке игрок сегмента — «Магнит» — накануне сообщил о покупке 2,6 тысячи магазинов «Дикси» у Mercury Retail Group Ltd Игоря Кесаева, Сергея Кациева и Сергея Студенникова за 92,4 млрд рублей. Цель сделки «Магнита» схожа с той, которую озвучивали в «Ленте», — укрепление позиций, однако не только в Московском регионе, но и Санкт-Петербурге.

«Мы наблюдаем новый этап консолидации на рынке розничной торговли, которая наметилась в 2019 году и сейчас набирает обороты. Участники рынка ждут новых слияний и поглощений», — сообщили «Компании» в CHEP, международной компании, представляющей решения ритейлерам.

Эту позицию разделяет гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. Он подтвердил, что консолидация стала для ритейла трендом последних лет. Если в 2015 году в России на топ-10 крупнейших участников FMCG-ритейла (сетей, продающих товары повседневного спроса) приходилось чуть более 20% рынка, то по итогам 2019 года их доля достигла 33%. Только за пандемийный год показатель поднялся до 37%, однако это происходило планомерно, отметил Федяков.

Эксперт не исключает, что через несколько лет рынок поделят между собой четыре игрока. Каждому из них будет принадлежать по 25% — именно этим процентом закон о регулировании потребрынка ограничивает долю крупнейшего игрока. В качестве примера Федяков привел рынки Западной Европы: в Германии на долю нескольких крупнейших компаний приходится 73% рынка, в Великобритании — 60%, а в США — 47%.

Одной из причин необходимости консолидации Федяков назвал отношение к ритейлу в стране. «Нужно отдать должное, что в период локдауна [продуктовая] отрасль очень достойно справилась со всеми требованиями по обеспечению населения продуктами. Мы не получили дефицитов», — заявил Федяков. Однако ритейлеров обвинили в жадности, попытке «что-то отжать» у других, продолжая относиться к ним как к наживающимся на средствах граждан «барыгам», отметил эксперт.

Последствием такого отношения к ритейлерам стало отсутствие на рынке новых игроков и растущее число тех, кто стремится его покинуть. «Понятно, что большие компании будут с удовольствием принимать уходящие активы, покупать их по доступным ценам и продолжать консолидировать рынок», — считает Федяков.

Кто был ничем, тот станет государственным

Обвинения, звучащие в адрес ритейлеров, не заканчиваются только словами. Спикер Госдумы Вячеслав Володин еще в прошлом году обратил внимание премьера Михаила Мишустина на высокие наценки крупнейших торговых сетей — «Пятерочки», «Магнита» и «Ленты» — и назвал это «беспределом». Премьер поддержал идею и предложил разработать механизм по ограничению роста цен на продукты.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) на следующий день выпустили заявление, где предостерегли власти от использования резких и упрощенных механизмов регулирования наценки. В АКОРТ объяснили, что конкуренция на рынке приводит к тому, что всем игрокам экономически выгодно иметь самые низкие цены для максимального привлечения покупателей в магазины. «Искусственное завышение торговой наценки одной из компаний приведет к немедленному оттоку покупателей к конкурентам», — отмечали в АКОРТ. Ассоциация не исключала дефицита товара из-за слишком жесткого контроля.

Бизнесмен и управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко убежден, что возмущенные высокими наценками крупного ритейла частные продавцы своими обвинениями «продляют собственную агонию». Они тоже понесут урон из-за ограничений, а давление на лидеров рынка не сделает частников крупнее. По его словам, в обществе постоянно противопоставляют крупных ритейлеров мелким магазинам, хотя это разные эшелоны продажи товаров. «Тот факт, что владелец мелкого магазинчика не умеет позиционироваться и паразитироваться на крупном сетевом трафике, это его проблема, а не госрегулирования», — заявил Потапенко.

Если ситуация продолжит развиваться по сложившемуся сценарию, то однажды в России, по словам эксперта, может появиться некая государственная организация — условный «Росторг», который объединит в себе 1,5 тысячи производителей. Они будут лояльными власти либо конкретным менеджерам или госчиновникам, а ассортимент в супермаркетах после этого преобразится не в пользу того, «кто возмущался тем, чего не существует, — наценкой».

В конечном счете на рынке могут остаться только государственные компании. Об этом, утверждает Потапенко, он предупреждал более 10 лет назад. «У меня нет никаких сомнений в будущем огосударствлении ритейла. Россия — это не про частный бизнес. Он останется на уровне среднего, мелкого, а весь крупняк будет государственный», — заключил эксперт.