Top.Mail.Ru
архив

Удачливый цеховик

Компания «Панинтер» лишилась хозяина с ярко выраженной харизмой. В российском среднем бизнесе стало одной знаковой фигурой меньше. Свой первый миллион Александр Паникин почти легально заработал еще при советской власти. В последние годы он совмещал управление концерном с написанием книг и участием в политике.

 

С прошлой недели «Панинтер» фактически возглавляет Галина Паникина – вдова основателя фирмы. Конкуренты считают, что со смертью Паникина положение возглавлявшейся им компании может серьезно ухудшиться. Слишком многое в «Панинтере» замыкалось на Александре Паникине:

он был единственным хозяином и одновременно гендиректором концерна, занимающегося производством и розничной продажей трикотажных изделий, транспортными перевозками, молочным бизнесом, издательским делом. Основным бизнесом концерна является выпуск массовых трикотажных изделий. Годовой оборот этого направления составляет $22 млн – $23 млн. В «Панинтере» шьют порядка 140 наименований одежды, для реализации создана сеть из 20 фирменных магазинов в Москве и Подмосковье.

У концерна есть еще одна розничная сеть – фирменные палатки для реализации молочных продуктов. Молоко, йогурт и сливки «Панинтер» производит на собственном заводе в Клинском районе. Когда-то выпуск молочных продуктов был для Паникина всего лишь своеобразным хобби. Но после того как во время кризиса «молочка» поддержала основной бизнес компании, она стала рассматриваться как одно из стратегически важных для «Панитера» направлений.

Издательство Паникина, как и остальные его предприятия, ориентировано на выпуск массовой и недорогой продукции. Паникин затеял серию из 30 книг «Народный проект. Золотая библиотека русской классики» со всеми программными школьными произведениями.

Александр Паникин был также советником управы муниципального округа Замоскворечье и автором проекта о самоуправлении районов Москвы. Не того, правда, который лег в основу нынешней городской реформы. Кроме того, в качестве обозревателя он регулярно публиковал статьи в двух московских газетах. Искал пути обустройства России и интервьюировал политиков и чиновников – Гайдара, Черномырдина, Лужкова, Зюганова…

Но прежде всего Александр Паникин был предпринимателем, причем еще с советских времен.

 

Честный советский миллионер

Он родился в 1950 году в Краснодаре. С 13 лет, оставшись сиротой, рос у родственников в Волгограде.

Уже в детстве он с легкостью зарабатывал на карманные расходы: спекулировал футбольными билетами и ставил в телефонных автоматах «ловушки» для монет.

После армии Паникин некоторое время работал слесарем на краснодарском заводе «Ремтопдеталь». Затем поступил в театральный институт в Ленинграде, откуда перевелся в московский ГИТИС.

В Москве Паникин продолжил бизнес, начатый в северной столице, – производство «индейских» и «африканских» масок из гипса. При копеечной себестоимости маски эти стоили весьма приличных денег, поскольку были модным веянием в дизайне интерьера. В 1976 году Паникин заработал на масках 25 тыс. руб. – на эти деньги можно было купить четыре автомобиля «Жигули».

В 1978-м Паникин получил патент на индивидуальную трудовую деятельность и, продолжив бизнес почти легально, к 1987 году стал миллионером. Как и Артем Тарасов, уплативший партвзносы с семизначной суммы, Паникин честно пытался платить налоги со всех своих доходов. Но испуганные чиновники требовали указывать в отчетах «человеческие цифры». В том же 1987-м цеховика Паникина и всех его рабочих арестовали на четыре дня, но обвинения так и не предъявили.

Аресты и даже судимости – почти обязательный этап в жизни нынешних российских предпринимателей-швейников, которые начинали свое дело при советской власти. Цеховик Владимир Мельников, к примеру, отсидел в свое время дважды – в общей сложности 9 лет. Сегодня Мельников шьет одежду (марка «Глория Джинс») на трех фабриках под Ростовом-на-Дону, годовой оборот его компании составляет порядка $50 млн, а в штате трудятся американские специалисты.

Через год после ареста Паникин основал кооператив «Челнок» и занялся трикотажем. На шести подержанных швейных машинках в съемной арбатской квартире он основал массовое производство шапок-«петушков», белья и футболок. Параллельно кооператив выпускал брошки, клипсы и прочую бижутерию. Из этого кооператива и вырос впоследствии концерн «Панинтер».

 

Трикотажная империя

В 1990 году Паникин открыл первую фабрику, оборудованную 25 швейными машинками, на Люсиновской улице, где сейчас расположены офис и магазин компании. Тогда же было положено начало массовому производству недорогой одежды. Чтобы выйти на качественно новый уровень бизнеса, Александр Паникин уехал в Германию и зарегистрировал там фирму, через которую создал СП в России с самим же собой.

Под совместное предприятие был получен первый и последний в практике «Панинтера» кредит на закупку импортного оборудования. В дальнейшем компания предпочитала развиваться на собственные деньги.

В 1991 году торговля «Панинтера» была переведена с лотков в киоски. Через десять лет Паникин решил и вовсе отказаться от мелкой розницы: в целях поддержания брэнда торговля была сосредоточена в фирменных магазинах и крупных киосках.

«Мне достаточно мизера, и я раскручусь на чем угодно, – утверждал в одном из интервью Александр Паникин. – Я получаю деньги за свой талант».

Его концерн действительно быстро набирал обороты. Ставка на недорогую одежду оправдала себя полностью. К тому же «Панинтер» стал официальным представителем европейской марки FruitoftheLoom – одежды из хлопка. Оборот компании ежегодно увеличивался на 40%.

После кризиса 1998 года Паникин полностью пересмотрел концепцию своего предприятия, сосредоточившись на выпуске молодежной одежды. Концерн стал активно раскручивать сам брэнд «Панинтер». Александр Паникин решил вкладывать деньги в развитие марки, а не в строительство фабрик – заказы стали размещать и на чужих предприятиях. К тому же у концерна уже есть 10 000 кв. м собственных производственных помещений.

В 2001 году перед открытием магазина на Кутузовском проспекте «Панинтер» впервые вложился в рекламную кампанию. Лицом «Панинтера» стала дочь владельца Мария. Магазин на Кутузовском (1500 кв. м) – самый крупный проект «Панинтера». Как утверждают в самой компании, благодаря удачной рекламе выручка магазина превысила планировавшийся показатель в 20 раз.

В последние годы Александру Паникину больше нравилось заниматься сельским хозяйством и писать книги. Быть предпринимателем ему, возможно, стало не так интересно.

 

Как нам обустроить Россию

Еще в 1990 году Александр Паникин купил в Клинском районе Подмосковья 300 га земли. Теперь это усадьба «Мащерово» с роскошным особняком, искусственным озером с форелью и осетрами, расчищенным лесом и лугами, где выращивают кормовые травы, которые меняют у местных крестьян на молоко. Молокозавод «Панинтера» тоже входит в усадьбу. Александр Паникин умер от сердечной недостаточности, работая в Мащерове над своей очередной книгой.

Паникин успел провести реорганизацию своего концерна, и его структура сейчас довольно стройна. Сам Паникин в последнее время занимался стратегическим управлением. Второй уровень управления (финансовая дирекция) и третий (руководители подразделений) участвовали в распределении прибыли и обладали достаточной самостоятельностью.

«Насколько мне известно, – говорит Марк Федин, президент «БКГ менеджмент консалтинг», – Александр Паникин в последнее время удалился от управления своими предприятиями и был скорее человеком-брэндом для своего холдинга, решая стратегические и политические вопросы. Фактически не вмешиваясь в оперативное управление предприятием, он тем не менее был в курсе всех нюансов бизнеса и с легкостью решал все финансовые и маркетинговые задачи».

В прошлом году в России уже был создан прецедент, когда крупную компанию после смерти владельца возглавила его вдова. Но человеку, пришедшему на смену основателю-владельцу-президенту в концерн, состоящий из нескольких разных направлений, в любом случае будет нелегко. «В таких случаях необходимо провести организационную диагностику каждого предприятия и самой управляющей компании холдинга и уже затем, основываясь на результатах этого анализа, принимать управленческие решения: о найме или замене топ-менеджеров, развитии или сокращении бизнеса», – считает Марк Федин. К моменту сдачи номера в печать информации о том, собирается ли Галина Паникина продавать предприятие или продолжит им руководить, не было. Сам Александр Паникин в 2001 году оценивал свой бизнес по производству одежды минимум в $30 млн.

Еще по теме