Top.Mail.Ru
архив

Ударный автопробег

До конца этого года депутаты должны рассмотреть во втором и третьем чтениях закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. По предварительным оценкам, после вступления закона в силу на рынок хлынет $1 млрд взносов. Страховые компании ведут отчаянную борьбу за этот жирный кусок.

 

Как известно, автострахование само по себе – дело невыгодное и хлопотное. Однако оно позволяет привлекать большое число клиентов – физических лиц и продавать попутно полисы страхования имущества, жизни и здоровья. Несколько сотен страховых компаний активно развивают сегодня направления автострахования. Среди них есть известные (такие, как «Ингосстрах»), менее известные (как, например, «Сибирь») и вовсе не известные (как «ЛС-Полис» из Тувы).

Еще совсем недавно все они находились примерно в равных условиях. Однако благодаря одной из норм закона уже в ближайшее время ситуация может измениться кардинальным образом. Дело в том, что продавать полисы обязательного страхования автогражданской ответственности смогут лишь компании, у которых есть представительства во всех субъектах Федерации. Этому требованию отвечает (правда, скорее всего, только номинально) всего одна компания – «Росгосстрах». Кроме нее, представительств во всех 89 субъектах не имеет никто. Но при этом «Росгосстрах» не рассчитывает на монополию в области продаж «автогражданки». «Мы рассчитываем, что на нашу долю придется не более 10 – 15% рынка как в целом по стране, так и в Московской области, – отмечает Евгений Хакин, руководитель управления автострахования компании «Росгосстрах-Подмосковье», одной из самых сильных в составе холдинга. – В 2003 году (закон вступит в силу 1 января 2003 года. – «Ко») в «Росгосстрах-Подмосковье» придет где-то 100 – 150 тысяч новых клиентов».

Для того чтобы получить доступ на рынок обязательного страхования автогражданской ответственности, другие компании могут избрать один из двух вариантов: либо расширить свою региональную сеть, либо объединяться, образовывая нечто вроде пулов, и таким образом претендовать на получение лицензии, даже если по отдельности они и не отвечают требованиям закона. В этом году уже состоялось несколько подобных альянсов – это «Альфа-Страхование», «Согласие» и «АВЕСТ», которые, возможно, сами по себе не позволят их лидерам претендовать на получение лицензии, но облегчат этот процесс.

По словам начальника службы по связям с общественностью компании «Интеррос-Согласие» Алексея Попонина, «Интеррос-Согласие» уже вступила в организацию, которая сможет претендовать на участие в обязательном страховании автогражданской ответственности. Это Российская ассоциация страховщиков ответственности владельцев автотранспортных средств, которую возглавляет Андрей Слепнев. «Интеррос-Согласие», безусловно, будет претендовать на получение лицензии. Игорь Жук, руководитель этой компании, неоднократно давал понять в разговоре с журналистами, что его амбиции распространяются на этот рынок, тем более что он лично много сделал для того, чтобы законопроект был одобрен Думой.

В свою очередь, Евгений Хакин сообщил, что вокруг компании «Росгосстрах-Подмосковье» на почве автострахования уже сформировался самый настоящий альянс страховщиков. «Мы заключили трехсторонний договор между ПСК, Страховой компанией правоохранительных органов и «Подмосковьем», – говорит он.– Аварийным комиссаром, то есть компанией, урегулирующей убытки, выступает «Росгосстрах-Подмосковье». Уже порядка 100 тысяч договоров заключено по этой программе, но ПСК и СКПО занимаются только технической стороной – оформлением договоров и составлением реестров, а мы осматриваем машину, определяем убыток и производим оплату». По мнению Хакина, не исключено, что по такой же схеме «Росгосстрах-Подмосковье» сможет работать и с другими компаниями, которые захотят заниматься обязательным страхованием автогражданской ответственности.

Прямой конкурент «Интеррос-Согласия» на рынке автострахования, «Ингосстрах» начал такую кампанию уже давно, и у большинства московских автолюбителей выработалась довольно прочная ассоциация «автострахование – «Ингосстрах». «Ингосстрах» опережает на этом рынке всех конкурентов, включая других лидеров рынка – РОСНО, «Ренессанс-Страхование», «ВЕСту» (ныне – «Альфа-Страхование») и «РЕСО-Гарантию». А эти компании считают автострахование одним из своих приоритетных направлений. Впрочем, у «Ингосстраха» по сравнению с другими страховщиками всегда были довольно высокие расценки, так как эта компания нацелена на привлечение элитарной клиентуры. Эксперты считают, что после вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности «Ингосстрах», скорее всего, будет и впредь опережать другие компании по сборам на рынке автострахования, но проиграет по количеству клиентов, так как основная масса владельцев недорогих машин распределится между другими компаниями.

А вот страховая компания «Сибирь», которая относительно недавно вышла на рынок автострахования, но ведет себя на этом рынке очень активно и не собирается ни с кем объединяться. По словам пресс-секретаря «Сибири» Владимира Терехова, «Сибирь» к концу года откроет представительства или филиалы во всех субъектах Федерации. Пока что у компании есть офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Улан-Удэ и некоторых других городах (естественно, в Сибирском регионе, откуда эта компания родом). «Мы не ждем передела рынка, – говорит он. – Человек, который захочет защитить свое имущество или жизнь, все равно придет в конкурентоспособную компанию. А целиком лезть в обязательное страхование – это, на мой взгляд, тупиковый путь. Но пока мы изучаем рынок, присматриваемся к конкурентам и партнерам». Специалисты, однако, считают, что «Сибирь» тем или иным образом захочет поучаствовать в обязательном страховании автогражданской ответственности. «Что бы там ни говорилось о конкурентоспособности, клиенты – люди ленивые. Они не пойдут страховать машину в компанию, к которой они уже привыкли, если им уже пришлось покупать «автогражданку» в другом месте, и застрахуют все сразу», – считает зам. начальника отдела автострахования одной из московских компаний.

 

Лидеры рынка автострахования в 2000 году (премии в тыс. руб.)

 

 

Взносы

Выплаты

Ингосстрах

814569

431667

Росгосстрах

446935

187571

РЕСО-Гарантия

371711

168705

РОСНО

354295

177394

ВСК

155624

54804

ВЕСтА

144801

72945

Национальная страховая лига

120180

48670

ПСК

90772

56201

Ингосстрах-Россия

89313

50151

ЛУКойл

79515

19728

Прогресс-Гарант

76981

24757

Интеррос-Согпасие

64315

37405

Группа НАСТА

54491

29486

Сибирь (Нижневартовск)

43229

19883

 

Еще по теме