Top.Mail.Ru
архив

Удержать равновесие

В сентябре этого года сотрудники ОАО "Российские железные дороги", представители журнала Yoga Journal и французского производителя косметики Yves Rocher сформировали необычный поезд.

Состав с названием "Йога-поезд" проехал по некоторым городам России, и на остановках все желающие могли посетить бесплатные занятия по йоге. Кроме проведения практических занятий, инструкторы по йоге рассказали об истории и философии древнейшего учения. По задумке организаторов, акция должна была продемонстрировать удобство и экологичность путешествий по железной дороге, а также послужить пропаганде здорового и экологичного образа жизни. Необычное мероприятие отметили как специализированные издания, пишушие на тему правильного образа жизни, так и федеральные СМИ. Можно констатировать, что йога - это модно.

фитнес, йога
Фото Сергей Авдуевский

Крупнейшие йога-центры

Центр Yoga Praktika (22 центра в Москве и 4 филиала в городах России и Украины)

Центр yoga-ru (3 центра)

Real Yoga (17 филиалов в городах России)

Центр йоги Анахата (7 центров в Москве)

Федерация йоги Кундалини (4 центра в Москве)

Центр йоги Никетан (3 центра в Москве)

"Просветление" (2 центра)

"Прана" (2 центра)
Московская школа йоги (2 центра)

Источник: "Ко"


Неизмеримый бизнес

Встретить рекламу студии йоги в Москве, да и в других крупных городах России - обычное дело. Но количество их подсчитать очень трудно, а еще сложнее понять, сколько денег через них проходит. Нет ни государственного регулятора, ни отраслевой ассоциации, собиравшей бы информацию о йоге в нашей стране.

Игроки профильного рынка единогласно утверждают, что йога при всей своей популярности - это такой бизнес, который никто до сих пор не исследовал системно. "У нас нет объективных данных о емкости рынка, о величине и обороте его игроков, - сказал "Ко" представитель одного из крупнейших йога-центров Москвы. - Даже в больших йога-центрах редко встречается деловой подход к ведению этого бизнеса".

Опрошенные "Ко" эксперты не смогли оценить емкость рынка, однако отсутствие системных исследований не мешает ему развиваться. "В центре города находится множество йога-центров и фитнес-клубов, предлагающих занятия йогой, здесь конкуренция достаточно сильна, - поясняет аналитик агентства "Инвесткафе" Дарья Пичугина. - В то же время за пределами Садового кольца их значительно меньше. По моему мнению, место для новых йога-центров есть, если они будут осваивать разные районы города, а также Подмосковье".

По оценке Федерации йоги Кундалини, в России около 250 000 человек практикуют йогу, из них более 20% в Москве и Подмосковье, причем 70-80% практикующих йогу - женщины и только около 3% - дети. Для сравнения: число практикующих йогу в США составляет порядка 15 млн человек.

За последние пять лет количество йога-центров в Москве утроилось, сейчас их более 150, открываются (и закрываются) новые, есть еще значительное число фитнес-клубов, особенно премиум-класса, ставящих йогу в расписание групповых занятий (при этом многие инструкторы не имеют необходимых знаний). Игроки рынка отмечают, что пик роста уже пройден, и сегмент йога-услуг достаточно стабилен, поэтому дальнейшее развитие можно ожидать в Подмосковье и регионах.

Среди многочисленных мелких студий выделилось несколько сетевых организаций, располагающих филиалами в Москве и других городах (Yoga Praktika, Real Yoga, Центр йоги Анахата, Федерация йоги Кундалини, Центр йоги Никетан). "На рынке существует четыре-пять крупных игроков с несколькими йога-центрами, находящимися в разных районах города, - рассказывает Дарья Пичугина. - Но практически каждый фитнес-центр, если он располагает залом для групповых занятий, имеет в своем расписании занятия по йоге. Также популярны небольшие частные студии, созданные преподавателями йоги или же частными предпринимателями. Существуют и частнопрактикующие инструкторы, однако подсчитать их количество не представляется возможным. По моему мнению, около 20% рынка - это крупные сети йога-центров, небольшие районные студии йоги занимают более 35%, остальное приходится на фитнес-центры".

Каждое оздоровительное заведение выбирает из многообразия направлений древнего учения то, что подходит под его бизнес-модель и аудиторию. Универсальность йоги - каждый может выбрать направление в соответствии со своими личными целями - стала отличной основой для бизнеса. Что же лежит в основе популярности йоги - правильный маркетинг действенной физкультуры или растущая потребность в духовности? В этом предстоит разобраться. В любом случае и то, и другое неплохо монетизируется и даже формирует рынок атрибутов для поклонников йоги, хотя официальный статус йоги в России никак не определен. И эта неопределенность, с одной стороны, способствует разнообразию способов освоения йоги, а с другой - дает почву для появления столь же многочисленных самопровозглашенных гуру и просто шарлатанов.


От подполья до федераций

Если верить изданию Yoga Journal, интерес к йоге в России проявляли еще со времен Ивана Грозного. Приобрести массовую популярность древнее учение могло бы в начале прошлого века, но случившаяся революция поставила на грань уничтожения все существующие в стране духовные практики. В Советском Союзе за практикование йоги полагалась уголовная ответственность. Однако полезное учение продолжало жить подпольно и ближе к закату империи вышло из тени.

"В 1980-е уже появились первые группы йоги - занятия проводились на квартирах, - делится воспоминаниями основательница Московского центра йоги Айенгара и сети Yoga Praktika Елена Ульмасбаева. - Мы практиковали асаны прямо на полу, в тренировочных штанах. Занятия начинались поздно, в восемь вечера, чтобы люди успели доехать с работы. Урок стоил пять рублей, и попасть в такую группу можно было только по рекомендации. Вообще, в то время информация передавалась из рук в руки, через интеллигенцию. Интернета не было. А рекламировать такие вещи было невозможно. Ведь за йогу даже сажали. И сажали потому, что это были с точки зрения советской власти странные занятия. Квартирные уроки были достаточно распространенным явлением. В Москве и Подмосковье их вели в основном самоучки, овладевшие знаниями через самиздат".

В конце 1980-х в Москве уже существовала лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, в которой работала кандидат психологических наук Елена Олеговна Федотова. Именно благодаря ей йога Айенгара начала набирать популярность в СССР, а затем и в постсоветской России. "Елена Федотова дала толчок развитию занятий на постоянной основе, - рассказывает Мария Шифферс, преподаватель йоги Айенгара. - После первой исторической конференции к нам стал приезжать директор Парижского института йоги Айенгара Фаек Бирия и проводить интенсивы. В залы набивалось множество людей. Удивительно, но йога была не просто популярна, люди буквально захлебывались от желания заниматься и организованными толпами шли в йогу. И это было ужасно забавно, потому что в те годы люди точно так же толпами стояли в очереди в "Макдоналдс".

В начале 1990-х в страну хлынул поток знаний о школах йоги, стали массово открываться йога-центры, практикующие различные направления этого учения, а потом пользу для оздоровления организма и красоты фигуры оценили фитнес-клубы, адаптировав йогу под запросы своих клиентов.

"Первые йога-центры появились в Москве в конце 1990-х - начале 2000-х, - поясняет владелица центра "Путь йоги" Ксения Калина. - Когда в 2006 г. открывался центр "Путь йоги", мы уже не были одиноки на этом поприще. Но новым центрам еще остался простор для деятельности. Они открываются до сих пор. Правда, надо отметить, что многие достаточно быстро прекращают свое существование, ведь йога - это не бизнес, высоких прибылей здесь не бывает и чисто коммерческий подход отнюдь не всегда работает. Выживают в основном те, кто всерьез занимается йогой и разделяет это учение". Однако, как отмечает Ксения Калина, на рынке все же есть игроки, для которых йога - только бизнес. "Как правило, в данном случае открывается не йога-центр, а спортивный клуб, где, помимо всего прочего, существуют занятия по йоге", - говорит госпожа Калина.

Кроме йога-центров разных размеров, в России существуют федерации йоги. По запросу "федерация йоги" "Яндекс" выдает ссылки сразу на несколько организаций: Федерация йоги Москвы, Федерация йоги России, федерация "Йога-практика", Международная федерация йоги Патанджали. Основное отличие федераций от йога-центров в том, что первые - это общественные организации, ставящие своей целью популяризировать йогу в России и придать ей некий официальный статус. Йога-центры - это коммерческие учреждения, обучающие практике йоги. Причем готовить инструкторов и выдавать сертификат могут как первые, так и вторые.

Владельцы йога-центров размер вложений в запуск заведений раскрывать не спешат. "Центр "Путь йоги" открывался частично - на собственные средства, частично - на средства инвесторов, - сказала "Ко" Ксения Калина. - Размер инвестиций и формат отношений с инвесторами мы не открываем - это коммерческая тайна".

В центре йоги "Прана", открывшемся в 2007 г. и состоящем из двух заведений в пределах Садового кольца, от каких-либо комментариев по поводу инвестиций в свои центры и рынка йога-услуг отказались. И все же оценить объем вложений в открытие йога-центра вполне реально. "Основной затратой при открытии центра йоги будет аренда помещения размером не менее 150 кв. м (от 1500 до 2000 руб. за один кв. м), создание же собственного помещения может стоить от 15 млн руб., - подсчитывает Дарья Пичугина. - Зарплата инструкторов составляет от 100 руб. с человека в зале и зависит от квалификации, наличия сертификатов, опыта работы и т.д. Зарплата администратора - от 20 000 руб. Кроме этого, нужно приобретать специальное оборудование для занятий (коврики и пр.). На вывод проекта на прибыльность в случае достаточного количества учеников в среднем уходит около двух лет, окупаемость - в течение трех-четырех лет".

Свои обороты игроки рынка также не раскрывают. Однако известно, что средняя стоимость занятий составляет от 200 руб. за час в утренние часы и от 500 руб. в вечерние. При условии, что в группе занимаются 10-12 человек, можно предположить, что средний годовой оборот йога-центра с одним залом будет равен примерно 1,5 млн руб. При этом надо учитывать тот факт, что плата за занятия индивидуальные и групповые может разниться не только в зависимости от времени суток, но и от ценовой политики центра. Индивидуальный урок с инструктором может стоить от 1500 руб. в час и выше, причем верхний предел не определен.

Часть дохода йога-центрам приносит организация выездных семинаров и тренингов. И это поле деятельности зачастую бывает нелегальным. "Некоторые йога-центры предлагают своим клиентам йога-туры и сами берутся за их организацию, что, по сути, противозаконно, - сказала "Ко" представитель информационно-туристического центра "Кайлаш". - Йога-центры не имеют лицензии на туристическую деятельность, поэтому они не могут гарантировать безопасность туров. Хотя цены центров бывают ниже, чем у специализированных агентств, но только за счет дешевого размещения, то есть это отели такого класса, с которыми туроператор работать не будет из тех же соображений безопасности". Стоимость йога-туров колеблется от 30 до 200$ и выше в сутки. Это зависит от страны, сложности маршрута и категории отелей. Средняя цена перелета в Индию - от 20 000 руб., во Вьетнам - от 25 000 руб. "Как правило, к нам обращаются инструкторы из йога-центров, которые хотят организовать выездную практику для своих учеников, - поясняет менеджер "Кайлаш" Екатерина Некрасова. - Обычно учитель летит на тех же правах, что и ученики. Можно предположить, что инструктор имеет какой-то финансовый интерес при организации поездки, но с агентством никаких договоренностей не имеется". Екатерина Некрасова отмечает, что йога-туры - это узкая специализация и агентства общей направленности не в состоянии сделать адекватное предложение просто потому, что не знают специфики запросов таких клиентов. Сейчас на рынке существует всего несколько туристических агентств, занимающихся организаций туров "по местам силы", и этот сегмент можно считать заполненным.


Гуру из Бобруйска

Главная проблема йоги в России - полулегальность этого вида деятельности. Йога не входит в число признанных Министерством спорта видов спорта, не лицензируется как медицинская услуга, хотя везде позиционируется как занятие, способствующее улучшению самочувствия и даже излечивающее некоторые болезни. Министерство образования йогу тоже официально не признает. В итоге по факту получается, что назвать себя гуру и пойти преподавать, например, в фитнес-центр может любой обладатель хоть какого-нибудь сертификата, подтверждающего прохождение все равно какого курса обучения.

"Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, оказание услуг в виде занятий по йоге относится к группе 93.04 "Физкультурно-оздоровительная деятельность", - комментирует генеральный директор правового центра "Юстиц-Бюро" Александр Арзамасов. - В настоящее время российским законодательством не определены четкие критерии и требования к подбору инструкторов по йоге. Вместе с тем, чаще всего главным требованием к инструктору является наличие сертификата о прохождении инструкторских курсов и опыта работы в этой сфере. В случае получения травмы по вине инструктора ученик имеет право требовать возмещения вреда, причиненного его здоровью. При этом ответственность перед учеником будет нести не конкретный инструктор, а его работодатель, так как он должен возместить вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей, в соответствии со ст. 1068 Гражданского кодекса РФ. К сожалению, в настоящее время имеется очень скудная судебная практика по указанным спорам".

Стоит отметить, что комплексы упражнений по йоге воздействуют не только на мышцы, но и на позвоночник, и даже на внутренние органы. "Далеко не все инструкторы имеют медицинское образование, - признает Ксения Калина, - хотя на качественных курсах инструкторов обучают анатомии и физиологии. Но все же длительная практика йоги для инструктора важнее медицинского образования. Медик отнюдь не всегда может стать хорошим инструктором по йоге". Зачастую в йога-центрах квалификацию инструктора определяют на глаз, так как владельцы прекрасно отдают себе отчет в том, что сертификаты - весьма условная гарантия уровня знаний. Но ответственные йога-центры стараются максимально следить за качеством образования своих инструкторов. Так, в Федерации йоги Кундалини очень внимательно подходят к отбору инструкторов: два раза в год проходит аттестация со строгими требованиями. Традиционная медицина призывает с осторожностью относиться к практике йоги. Кроме того, врачи просят не забывать, что занятия противопоказаны людям с патологией позвоночника и во время обострения хронических заболеваний. Впрочем, в хороших йога-центрах об этом обязательно предупреждают и предлагают индивидуальный курс. "Если у вас есть проблемы со здоровьем, обязательно расскажите о них инструктору, - советует Ксения Калина. - С большой долей вероятности вам посоветуют заняться йоготерапией и, может быть, только позднее прийти на занятия в общую группу".

Собственно отличие йога-центра от группы йоги в фитнес-клубе заключается как раз в этом. Первые смогут предложить курс, соответствующий потребностям клиента, из имеющегося в центре многообразия программ: йоготерапия, йога для беременных, медитативные техники или занятия для коррекции фигуры. Но все это почти всегда с погружением в духовные практики йоги. Фитнес-центры, скорее всего, предложат фитнес-йогу, то есть полезные для тела упражнения с минимальной духовной составляющей или вообще без оной. Иногда такой подход называется "разумной йогой".

"Из йоги нужно взять самое лучшее, что наработано для нас предками, от многого надо отказаться,
что-то добавить, что-то переделать и только после этого пользоваться, не тратя лишнего времени на ожидание результата", - полагает автор книги "Лучше, чем йога", создатель собственной оригинальной системы гимнастики Лана Палей.


Достучаться до Минспорта

Три дня в неделю с 16 до 17 часов в студии танцев "Ниагара" младшие школьники учатся танцевать хип-хоп и брейк-данс. А для скучающих в ожидании детей мам и пап руководство школы открыло набор в группу фитнес-йоги. "Мы старались найти такое занятие, которое не ограничивается полом или возрастом, - объясняет появление в расписании фитнес-йоги владелица студии "Ниагара" Алла Марченко. - Фитнес-йога - это комплекс упражнений, который каждому поможет решить его персональную проблему: развить координацию, поправить спину, достичь оптимального веса". В крупных фитнес-центрах, как правило, предлагается два курса фитнес-йоги - для новичков и для продвинутых. Но количество человек в группе не должно быть большим. По мнению некоторых участников рынка, оптимальный размер группы - 10-12 человек. Но выполнение этого стандарта всегда остается на совести организаторов курсов йоги.

Об отсутствии единой стандартизации занятий по йоге говорили уже давно.

"Как отмечают эксперты, в большинстве случаев йога безопаснее прочих систем, однако многие понимают ее неправильно, превращая в соревнования, а отсутствие предварительной тренировки и необходимых знаний приводит к травмам. Ситуация усугубляется отсутствием стандартизации в подготовке инструкторов..." - говорилось в журнале "Медновости" в 2003 г.

С тех пор ситуация мало изменилась. Федерация йоги России в своем уставе одной из главных целей называет содействие в осуществлении методического руководства преподаванием йоги в соответствии с инструкциями Международной федерации йоги, а также развитие методики преподавания с учетом условий Российской Федерации. "Если будут достигнуты договоренности с Министерством спорта, то это, безусловно, поспособствует популяризации йоги у населения, - рассуждает директор Федерации йоги Кундалини Владимир Афонин. - Начинать работу можно будет со школ. Надо готовить людей с малого возраста, чтобы сохранить те возможности тела, которые нам даны самой природой".

Однако, по мнению некоторых участников рынка йога-услуг, фитнес-йога, как некая "урезанная" версия йоги, - это единственный путь к получению какого-либо официального статуса. "На неформальном уровне нам было сказано, что у нас воцерковленное государство и наша основная конфессия к йоге относится не положительно, - заявил корреспонденту "Ко" представитель одной из федераций на условиях анонимности. - Йога дает осознанность, но сейчас за этим, видимо, наблюдают". Русская православная церковь же со своей стороны готова принять йогу только как набор физических упражнений.

В 2009 г. в журнале "Православие и мир" патриарх Кирилл высказался по поводу популярности йоги в России следующим образом: "Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них - это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует". Но глава РПЦ напомнил, что йога - не только физкультура. "Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью", - предупредил патриарх Кирилл. Он подчеркнул, в частности, что при использовании такого рода практик может "разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность".

Практикующие йогу специалисты готовы идти на диалог с властью, для того, чтобы убрать с рынка непрофессионалов и шарлатанов, могущих навредить здоровью своих учеников и дискредитировать древнее учение. Но как бы комично это ни звучало в светском государстве, вера не позволяет. Поэтому йога и как духовная практика, и как бизнес остается в полутени.

И может быть, именно поэтому сегодня количество любителей йоги перестало расти. По словам Владимира Афонина, пик интереса к йоге пришелся на середину 2000-х, а сейчас он спадает. "Начиная с 2005 г. нами была проведена беспрецедентная рекламно-просветительская кампания йоги в метро, на улицах и проспектах Москвы под лозунгами "Присоединяйся" и "Йога - это просто", благодаря чему больше людей стали воспринимать йогу как часть современной жизни, - рассказал "Ко" Владимир Афонин. - В то же время прошла информация, что Дмитрий Медведев является практиком йоги. Все это послужило мощным импульсом для расширения сознания активной части общества, и многие обратили внимание на эту малоизвестную систему развития тела и души. На сегодняшний же день статистика запросов в "Яндексе" показывает в целом нулевой прирост количества интересующихся йогой, также уменьшились запросы о вере, Боге и любви, зато вырос интерес к онлайну, кредитам и деньгам".


Еще по теме