Top.Mail.Ru
архив

Уроки из окопов

Вы никогда не обращали внимания на то, что в литературе, посвященной вопросам управления современной компанией, употребление военной терминологии воспринимается как нечто вполне естественное?

Рынок – это поле битвы, бизнес – война, а конкурент – противник, которого можно победить, только избрав верную стратегию и тактику. В этой цепочке вполне логично воспринимается использование слова «разведка» для обозначения системы сбора, анализа и использования информации о ресурсах, уязвимых точках и намерениях конкурентов, а также мониторинга внешней среды, в том числе выявления новых противников и технологий.

Вопреки стереотипным представлениям о корпоративном шпионаже («свой» именуется «разведчиком», а вот «чужой» – непременно «шпионом») речь идет о законных и этичных методах и путях сбора информации. Не зря все больше крупных компаний организуют у себя соответствующие специализированные высококлассные отделы.

В 1986 году была создана глобальная некоммерческая организация - Общество профессионалов конкурентной разведки (Society of Competitive Intelligence Professionals). Основная ее цель – развивать конкурентную разведку (КР) как род профессиональных занятий и сферу деятельности, объединяющую хорошо подготовленных специалистов, принципы работы которых соответствуют строго заданному этическому кодексу. С 1991 года Общество издает свой журнал Competitive Intelligence Review, фактически превратившийся в своеобразный форум по обмену опытом в области КР. Среди авторов статей в этом издании – специалисты-практики, руководители соответствующих служб таких известных корпораций, как IBM, Xerox, Daimler-Benz, Chevron, NutraSweet, ученые и консультанты ведущих университетов мира. Книга, рекомендуемая вниманию читателей, представляет собой сборник наиболее интересных публикаций журнала в разные годы, дающих представление о корпоративных моделях и системах КР.

Любая фирма, компания, корпорация опирается в своей деятельности на работу с информацией. «Управление при помощи знаний» – тема модная, но уже не новая. Зато интеграция идеи управления при помощи знаний в организационную структуру корпорации помогла оценить истинную роль КР. Ведь прежде чем использовать информацию, ее надо собрать и проанализировать. Причем речь идет как о внешней среде, так и о внутренних делах фирмы. 

Итак, если мы приняли решение о создании системы КР, возникают два сакраментальных вопроса – «Что делать?» (и как вариант – «Чего делать не надо?») и «Как делать?» Нужно отдать должное составителям сборника: его практическая ценность очень высока. Читатель найдет здесь ответы и на первый и на второй вопрос.

Открывающая книгу статья, которая принадлежит перу Джона Прескотта, профессора Питтсбургского университета (США), выступает в роли своего рода введения в тему: четыре основных урока, которые можно извлечь из включенных в сборник материалов, по мнению Прескотта, позволят профессионалам КР и менеджерам корпораций достичь новых высот в своей профессиональной деятельности.

Первая часть книги под заголовком «Конкурентная бизнес-разведка: исследование корпоративных кейсов» включила статьи, отражающие опыт корпораций в выработке конкретных методов сбора, анализа и передачи действенной разведывательной информации.

Если в первой части сборника основное внимание уделялось коммерческой конкурентной разведке, статьи, вошедшие во второй раздел, фокусируются на проблемах технологического «шпионажа». Здесь представлен опыт определения угроз и новых перспектив, сопровождающих научно-технический прогресс в таких компаниях, как Daimler-Benz Aerospace и Chevrone.

Практическая значимость сборника очевидна: собранные в нем статьи и материалы могут помочь идентифицировать и определить потребности в КР каждой фирмы независимо от ее размера выбрать оптимальные структуры и направления соответствующей деятельности, которые позволят компании превратить информацию в эффективное средство достижения конкурентного преимущества.

Еще по теме