Ушел, не обещав вернуться: Владелец IKEA решил продать всю недвижимость в России
Шведская Ingka Group решила продать все свои российские активы. Компания является одним из самых крупных собственников торговой недвижимости в стране — ей принадлежит более двух миллионов квадратных метров недвижимости. В портфель Ingka входят площади магазинов и заводов IKEA и торговые центры «Мега». Такая сделка будет означать полный уход группы из России. Ранее IKEA никогда не продавала свой бизнес в других странах.
Ingka Group уже занялась поиском потенциальных покупателей, сообщили РБК два источника в инвесткомпаниях и собеседник на рынке недвижимости. По их информации, сейчас переговоры ведутся как минимум с двумя заинтересованными лицами (имена не раскрываются). Окончательное решение о продаже еще не принято, отмечает издание.
В пресс-службе Ingka Centers, которая управляет торговыми центрами группы, от комментариев отказались, отметив, что ТРЦ «Мега» продолжают работать, а приоритетом компании является «обеспечение безопасности операций и качества обслуживания клиентов».
Сделка за сделкой
На этой неделе, 15 февраля, правительственная комиссия одобрила сделку по продаже трех российских заводов IKEA отечественным производителям. Новыми владельцами фабрик стали компании «Лузалес» и «Слотекс». Сделка между российской и шведской сторонами еще не закрыта. Ее детали не разглашаются. Ранее в иностранном офисе IKEA заявляли, что рассчитывают завершить выход из России в первом полугодии 2023 года.
Ожидается, что оставленные шведской компанией мощности продолжат функционировать в РФ, а производимая продукция будет реализовываться в отечественных розничных сетях. «Для нас важно, чтобы производства работали и развивались, были сохранены рабочие места. Новые собственники при необходимости могут рассчитывать на все возможные меры государственной поддержки», — комментирует замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Между тем эксперты рынка обратили внимание на то, что покупателями активов IKEA стали относительно небольшие фирмы. Аналитики не уверены, сможет ли семейный бизнес инвестировать достаточно средств для развития бывших заводов шведского концерна.
«Объем бизнеса “Лузалеса” и “Слотекса” не бьется с объемом денег, которые нужно было бы инвестировать в эти заводы. Там, скорее всего, есть какой-нибудь еще партнер, допустим, федеральный застройщик. Либо за этим стоят какие-то госструктуры, которые будут потом эту мебель употреблять на госпроекты», — рассуждает сооснователь мебельной компании Mr. Doors Максим Валецкий.
Аналогичного мнения придерживается основатель интернет-магазина Divan.ru Антон Макаров. IKEA продает кирпич, стены и железное оборудование, в то время как IT-решения, авторские права и рынок сбыта уходят вместе с самой компанией, отмечает он. «Чтобы продавать столько, как IKEA, нужно иметь такой формат, такую силу бренда», — заключил Макаров.
Подождем — увидим
IKEA объявила о приостановке работы своих магазинов и производства в России в начале марта 2022 года на фоне начала военной спецоперации. Решение затронуло порядка 15 тысяч человек. Тогда в холдинге Ingka пообещали сохранить все условия работы для сотрудников на три месяца и принимать дальнейшие решения по мере развития ситуации на Украине.
Вскоре стало известно о том, что IKEA выставила на продажу предприятия в Ленинградской, Кировской и Новгородской областях. Первоначально их было четыре, однако руководством компании было принято решение объединить два завода в один, поэтому в периметр сделки вошли три фабрики. Покупателей на эти активы шведская компания искала почти полгода.
Побег иностранных компаний из России директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович объясняет их желанием сохранить рынки сбыта. Эксперт подчеркнул, что санкции против IKEA и других ушедших зарубежных компаний не вводились. По словам Остапковича, IKEA, вероятно, последует примеру других брендов и закроет сделки по продаже своих российских активов за символическую плату с правом на обратный выкуп в течение пяти лет.
Как отечественные предприятия будут развивать фабрики IKEA пока непонятно. Дело в том, что заводы оборудованы под работу с определенными комплектующими. Новым владельцам придется либо искать поставщиков элементов за рубежом, либо присматривать за предприятиями в ожидании возвращения шведской компании в Россию.