Top.Mail.Ru
финансы

«Утопить кого-то одного не получится — потонем вместе»

Фото: SWIFT.com Фото: SWIFT.com

Члены Европарламента накануне внесли в проект резолюции требование отключить Россию от мировой межбанковской системы обмена данными о платежах SWIFT. В МИД РФ в свою очередь заверили, что в Москве уже есть база для создания аналога данной системы. Журнал «Компания» узнал у экспертов, действительно ли России грозит отключение и насколько страна готова к такому сценарию.

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Эту тему подняли в 2014 году, с тех пор она периодически всплывает. Важно понимать, кто ее поднимает, кто вбрасывает. Европарламент — это чуть весомее, чем публикации в западных СМИ на основе слухов. Такие сообщения напоминают информационный вброс, а не реальный план.

Совсем недавно США ввели очередные санкции. Тяжелый пакет ограничительных мер предусматривал отключение от SWIFT. Ожидалось, что именно так и произойдет, но, как мы видим, этого не случилось. Все аналогичные сообщения, что циркулируют сейчас, можно расценивать как некую автопати, слухи, чтобы поддерживать напряженность в информационном поле.

Контрольный пакет западной мировой финансовой системы держат США. Без решения Вашингтона ничего не произойдет. Европарламент не та структура, которая озвучивает даже предварительные решения Штатов.

Гипотетически такие меры, конечно, нанесут определенный удар по российской системе, но не по критической инфраструктуре, которая должна обеспечить основные аспекты функционирования финансовой системы РФ. Она выстроена с учетом возможной блокировки SWIFT еще в первые годы после событий 2014-го. Конечно, потребителям это создаст определенные проблемы, особенно тем, кто завязан на экспортных операциях.

Вячеслав Зайченко, экономист, главный портфельный управляющий инвестфонда «КТ»:

— Я считаю, что это технически невозможно. Платежная система SWIFT законтрактована в контрактах крупных корпораций. Это означает, что в договорах закреплены обязательства исполнять оговоренные условия в рамках торговых соглашениях. Стороне, нарушившей контрактные обязательства, грозят определенные риски, большие пенни, штрафы и так далее. Компанию, которая работает в рамках этой системы, не освободят от штрафов даже по требованию того или иного государства. Такие компании, как правило, интегрированы в активную экономику, налоги от которой поступают в социальную сферу бюджета. Соответственно, бюджет страны получит серьезный удар.

Сейчас в мире нет крупных компаний или корпораций, которые являются национальными. Взять, например, «Газпром», Сбербанк или «Роснефть». По какой-то причине все думают, что они российские. Однако это давно не так с точки зрения и учредителей, и акционерных держателей. Их акциями может владеть любой гражданин любого государства. Они свободно торгуются на бирже. Таким образом, вводя ограничения якобы на российские компании, необходимо понимать, что в первую очередь они затронут граждан, имеющих американские паспорта. То есть права своих же граждан. Во-вторых, эти ограничения коснутся и других государств.

Получается, что все эти разговоры по факту пустые. Международная экономика давно интегрирована. И все это прекрасно понимают. Если все же кто-то решится пойти на такой шаг, то потонем все вместе. Не стоит забывать, что сейчас во всем мире бушует пандемия коронавируса, экономика ослаблена, остановлено производство по всему миру. Утопить кого-то одного не получится. Хороший пример — Brexit. Люди решили «поразвлекаться» с контрактными корпоративными обязательствами. И посмотрите, что сейчас происходит в Великобритании, как вырос госдолг страны, какая там инфляция. Доигрались — триллионы евро убытков, покрыть которые в ближайшие 20–30 лет у них не получится.

Сергей Дроздов, эксперт инвестиционной группы «УНИВЕР Капитал»:

— Такой исход (отключение от SWIFT — прим. «Ко») маловероятен. SWIFT — это европейская платежная система, которой самой невыгодно идти на такой шаг. Кроме того, резолюция Европарламента имеет рекомендательный характер. Их решение вовсе не обязательно к исполнению.

Впрочем, в нашем мире уже все возможно. Прошлая администрация президента США всеми силами старалась избежать запрета на покупку американскими компаниями российского рублевого долга. Однако новая администрация такие санкции ввела.

Сейчас речь идет о европейцах. Они, в отличие от американцев, более забюрократизированные. И, как бы со стороны ни смотрелось, настроены в отношении России менее агрессивно. Вероятность есть всегда, но она крайне низкая. И наши власти, по их утверждению, к такой ситуации полностью готовы, и ничего критического не произойдет. Остается надеяться, что это так. Я думаю, что у нас действительно есть некая альтернатива.

Валентин Катасонов, экономист, профессор кафедры международных финансов МГИМО:

— Я слышу эти разговоры уже седьмой год. Думаю, что мы и дальше будем продолжать слушать аналогичные заявления с обеих сторон. И продлится это до тех пор, пока что-нибудь не хлопнется либо у них, либо у нас. А так, спектакль продолжается. Сейчас это мне напоминает роман Джорджа Оруэлла «1984». Помните, как они говорили: «Океания воюет с Евразией, Евразия — с Океанией. А народу надо объяснять, что мы в состоянии войны».

На самом-то деле ничего не меняется. Но такая ситуация бесконечно продолжаться не может. Она уже накалена до предела, в том числе и в США. В Америке прошли президентские выборы. Многие говорили о фальсификациях и подтасовке результатов голосования. Речь заходила о гражданской войне в стране. Но пока на горизонте никакой войны не видать.