Top.Mail.Ru
рынки

В интересах экономики: зачем Индии участвовать в нефтяных антироссийских санкциях

Фото: Bloomberg / Contributor / Getty Images Фото: Bloomberg / Contributor / Getty Images

Индийские власти официальных заявлений о присоединении к ценовому потолку делать не стали, однако инсайдеры, осведомленные о ходе переговоров США и Индии, заявили, что стороны «остались довольны результатами». По мнению экспертов, Нью-Дели уступил под серьезным давлением, не желая действовать в ущерб себе. Готов ли Китай последовать примеру Индии и может ли порог в 60 долларов за баррель нанести ущерб российской экономике — в материале «Компании».

Курс на США

Индия намерена придерживаться потолка цены на нефть из России. Об этом накануне, 12 марта, сообщил Bloomberg со ссылкой на источники. По их словам, страна решила присоединиться к санкциям, включающим ценовой потолок на нефть в размере 60 долларов. Власти Индии попросят местных трейдеров и банки соблюдать эти требования, рассказали инсайдеры.

По словам одного из них, тема обсуждалась в кулуарах встречи глав МИД G20, прошедшей 2 марта в Нью-Дели. Участниками встречи были представители США, Индии и других стран, входящих в «Большую семерку». Один из инсайдеров заявил, что стороны остались довольны результатами переговоров.

Официальных заявлений по теме индийские власти не делали. А пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия при экспорте нефти в Индию будет исходить из решений Владимира Путина.

«У нас есть определенные принятые решения на этот счет. Решения, принятые президентом РФ и оформленные соответствующими документами. Мы будем из них исходить», — цитирует «Интерфакс» Пескова. Представитель Кремля призвал ориентироваться «не на сообщения агентств, а на контакты с нашими контрагентами в Индии».

Индия является третьим в мире по величине импортером сырой нефти после Китая и США. В начале прошлого года доля России в импортной нефтяной корзине Индии достигала всего 0,2% (данные ТАСС). Однако к концу года она выросла почти до 1 млн баррелей в сутки, что составило более 20% от общей массы.

«Дисконт в любом случае уводит цену ниже 60 долларов»

«Компания» спросила у экспертов, какие последствия такое решение может иметь для России.

Индия и так покупает российскую нефть с большой скидкой, поэтому присоединение страны к санкциям ничего не изменит, уверен независимый эксперта рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов. «Дисконт в любом случае уводит цену ниже 60 долларов за баррель, поэтому действия Индии — лишь политический ход», — считает аналитик. По его мнению, ситуация на рынках не изменится, даже если к Нью-Дели присоединится Китай, который сегодня также является крупнейшим экспортером нефти из России.

А вот если стоимость нефти начнет расти, это может усложнить ситуацию. Тогда индийские компании, вероятно, откажутся от российского топлива, чтобы избежать санкций, полагает Демидов.

Не ориентироваться на заявления источников Bloomberg предлагает директор Фонда энергетического развития, эксперт по энергетике Сергей Пикин. По его словам, издание уже несколько раз ошибалось в оценке стоимости продажи российской нефти. Если обратиться к таможенной статистике Индии, можно увидеть, что закупочная цена, по которой нефть проходит через индийскую таможню — не 40-50, и даже не 70 долларов. Она ближе к 80, объясняет эксперт.

«Индусы закупают нашу нефть, условно, долларов по 78. Это цена, по которой топливо приходит к ним в Индию. Из этой стоимости, допустим, 58 долларов — цена в порту отгрузки, и 20 — транспортные расходы, логистика, страховки, и так далее», — говорит Пикин. Центр прибыли, с его слов, сегодня сосредоточен вовсе не в порту отгрузки, расположенном в условном Новороссийске, а в сопроводительных услугах — перевозках, страховании, в руках трейдеров, перепродающих нефть. Поэтому формально Нью-Дели укладывается в потолок цены, пояснил он.

Цифры выше 60 долларов за баррель являются спотовыми: это цена за приобретение нефти «здесь и сейчас». Со странами — крупными потребителями, такими как Индия, цены на топливо из России торгуются на контрактной основе, продолжает мысль коллеги экономист и финансовый аналитик Михаил Беляев.

По его словам, для России 60 долларов за баррель — цена, по которой Москва также может торговать на коммерчески приемлемом уровне. «Сверхприбыль по спотовой цене не так просто получить, потому что основной объем торговли идет по контрактам, а это уже другие цены. А существующие 60 долларов за баррель существенно превышают издержки по добыче, по торговым операциям, поэтому РФ вписывается в коммерческие показатели», — объясняет Беляев.

Политический контекст

В начале февраля американские чиновники и сами пообещали не вводить против Индии санкции за покупку российской нефти, напоминает Пикин. «Наше партнерство с Индией — одно из наших самых важных», — заявляла помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид.

У Европы и Штатов нет задачи, чтобы Россия не продавала нефть, их цель — снижение доходов страны, говорит эксперт. Ситуация, в которой такие поставки отсутствовали бы вовсе, отрицательно влияла бы на мировой нефтяной рынок. «Вспомните последнюю встречу Госдепа с нефтяными трейдерами — власти напрямую попросили трейдеров покупать российскую нефть, ничего не опасаясь», — напоминает он.

Индия исходит из собственных интересов: очевидно, что ей выгодно не переплачивать там, где можно не этого не делать, заявил в беседе с «Компанией» политолог Алексей Мартынов. Кроме того, власти страны сейчас наверняка находятся под серьезным давлением, и, посчитав все резоны, решили, что им «выгоднее присоединиться», рассуждает он.

«Страны, которые не относят к коллективному Западу, на прямую конфронтацию с ним все же не идут, в том числе и Китай занимает уклончивую позицию. Единственный, кто прямо осуждает санкции — Венгрия, но у нее в принципе особое положение. Некоторые государства иногда намекают, что они на стороне России, однако они не соблюдают ее интересы, а надеются получить нефть по лучшим ценам», — добавляет Беляев.

По словам финансового аналитика, Нью-Дели пытается «особо не афишировать свои планы, не возбуждать лишнего интереса к своей политике и не провоцировать действия более жесткого характера» по отношению к собственной экономике. Санкции противоречат нормам свободной торговли, но раз уж ограничения есть, а Индия, будучи крупнейшим потребителем российской нефти, собирается их придерживаться, пока эти условия Москву устраивают, резюмирует Беляев.

Чего ждать от Китая

Китаю вряд ли выгодно присоединение к подобным историям, считает Мартынов. В то же время эксперт уверен, что вопрос поставок обязательно поднимут в ходе переговоров в рамках визита в Россию председателя КНР Си Цзиньпина. Как сообщил в понедельник Reuters со ссылкой на источники, его приезд в Москву запланирован уже на следующую неделю. Президент РФ Владимир Путин официально пригласил Си Цзиньпина посетить столицу еще в конце 2022 года. В Кремле информацию западного агентства не комментируют.

«В ходе визита стопроцентно будут обсуждаться вопросы энергетических поставок и взаимодействия на уровне энергетического рынка», — сказал Мартынов. Он назвал эту тему «вопросом переговоров, резонов и выгоды», причем не только финансовой. Это «более объемная история, в которой учитываются политические и стратегические интересы стран», считает политолог.

Пикин, комментируя возможность присоединения КНР к санкциям, счел, что Пекин вряд ли окажется столь же разговорчив на эту тему. Подобными заявлениями вряд ли станут «разбрасываться» не только официальные лица, но и анонимные источники, полагает он.