В кибератаку!
«Ищем активистов для раздачи листовок, возраст не принципиален, из требований – морозостойкость и ответственность, студенты МАДИ в приоритете!» – такое объявление появилось на странице «ВКонтакте», рекламировать предлагалось открывшийся неподалеку от МАДИ и метро «Аэропорт» первый в России киберспортивный клуб GamerStadium.
Студенты мгновенно сориентировались – объявление закрылось уже через час. Впрочем, на недостаток посетителей в клубе и так не жалуются – на его открытие 5 ноября к 10 утра пришли более 600 геймеров. Но самое интересное, что ждут здесь не только участников виртуальных сражений, но и их болельщиков, и просто зрителей. Похоже, признанный в России этим летом официальной спортивной дисциплиной киберспорт теперь может получить и арену для регулярных состязаний, а основатели проекта – шанс неплохо заработать, ведь, по подсчетам SuperData и PayPal, рынок киберспорта в России оценивается в $35,4 млн, а играют в киберспортивные игры около 2 млн россиян. Через два года, согласно прогнозам, рынок увеличится до $43,7 млн.
Первый пошел
«Геймеры проснулись в восемь утра, чтобы прийти к нам играть, – это уникальная история», – говорит генеральный директор GamerStadium Ярослав Комков и показывает только что открывшуюся площадку. Стадионом ее, конечно, не назовешь, но и на компьютерный клуб из девяностых она явно не похожа.
Игровая зона с компьютерами (всего их 70, но будет 90), VIP-комнаты с навороченной техникой и даже студия для записи стримов (интернет-трансляции прохождения компьютерной игры с комментариями игрока) – на 1250 кв. м найдется все, что понадобится, а главное, понравится геймеру. Для фанатов киберспортивных соревнований приготовили зрительный зал, сцену с компьютерами, на которой сражаются команды (обычно их две по пять участников), и, конечно же, большой экран, на котором под синхроны профессиональных комментаторов идет трансляция поединка. В клубе работает кафе – сэндвичи, сок, кофе и никакого алкоголя (среди посетителей клуба много подростков).
Посетители, похоже, довольны: в день открытия все игровые места были заняты, в кафе образовалась очередь, мест в зрительном зале не хватало. Если все пойдет, как задумано, с наплывом посетителей придется справляться регулярно – каждые выходные здесь планируют проводит офлайн-финалы кибертурниров. Дисциплины турниров (в киберспорте так именуют сами игры, в которые играют участники) – будут разные, в том числе по Counter-Strike, League of Legends, Hearthstone. Первые победители уже получили призы – например, монитор LG и игровой коврик для мыши от компании Steelseries.
«То есть люди играют дома пять дней онлайн, а в субботу и воскресенье идут к нам на турнир, – объясняет Ярослав Комков. – Это, например, избавляет от мошенничества, когда ты не знаешь, кто играет против тебя в онлайне».
Ну и, к тому же, уверены основатели проекта, геймерам просто нужно общаться между собой, и GamerStadium идеально для этого подходит.
«Самые успешные проекты и продукты сегодня создаются на стыке онлайна и офлайна – сервисы доставки еды, Uber, Pokemon Go, в конце концов. Голый онлайн – это скучно, сегодня люди хотят встречаться, а у нас еще есть и понятный повод для встреч – игра», – говорит Ярослав Комков.
Запрос на подобные мероприятия есть, уточняет он, но вот площадок, где можно проводить турниры, не теряя в качестве, пока очень мало. Например, далеко не все клубы располагают аппаратурой для проведения прямой трансляции в Интернете, без чего сегодня не проходит ни один турнир. Зачастую, не найдя подходящего места, игры проводят даже в антикафе. За событиями мировой гейм-индустрии следят из кинотеатров – например, финал чемпионата The International 6 в Москве можно было посмотреть в «Октябре». Теперь же турниры и трансляции можно проводить в GamerStadium.
Поход в регионы
Киберспортивный проект запустили в России предприниматели, не связанные с индустрией гейминга напрямую. Так, сооснователь и генеральный директор GamerStadium Ярослав Комков в последние годы руководит подразделением Cyber.sports.ru спортивного портала Sports.ru, где освещается киберспортивная тематика. До этого он трудился руководителем по связям с общественностью скидочного проекта BigBuzzy.
«В 2013 г. я посмотрел кибертурниры и подумал, что это очень перспективное направление. Меня поразило, как организована трансляция внутри игры. В футболе ты смотришь матч – и все. В киберспорте можно самому управлять трансляцией – например, менять комментатора, план, следить за игрой глазами разных игроков. Это производит огромное впечатление», – вспоминает Ярослав Комков.
Основной владелец киберстадиона Андрей Комогоров (по данным Kartoteka.ru, ему принадлежит 95% GamerStadium) к игровой индустрии и вовсе отношения не имел: его другая компания, Clover Estate, известна на рынке проектами в области ритейла, например, это она помогала Tele2 запускать сеть на столичном рынке.
«Ему (Комогорову. – Прим. «Ко») друг рассказал про индустрию гейминга, и он искал, с кем поговорить, – было понимание, что это перспективно», – говорит Ярослав Комков, который сам познакомился с партнером через общего знакомого.
Именно Андрей Комогоров потратил на запуск проекта основные средства ($500 000), но главное, его экспертиза пригодилась в переговорах о площадке для запуска – выбор в итоге пал на торговый центр «Авиапарк». Проект удалось запустить довольно оперативно: партнеры ударили по рукам в мае 2016 г., летом договорились об аренде площадей, а уже 5 ноября открыли клуб (или как его именуют здесь – арену) для игроков. В ближайших планах – запуск второй площадки в Москве.
Проект киберклуба изначально планировался как сетевой (что неудивительно, учитывая опыт работы в ритейле одного из основателей). При этом в GamerStadium рассчитывают, что киберспорт в России будет развиваться не только за счет двух столиц, и намерены выходить со своим проектом в регионы. Предполагается, что свои площадки до 2017 г. получат, в том числе, Сочи, Калининград, Екатеринбург, Самара, Казань, Саранск, Нижний Новгород, Волгоград, Санкт-Петербург (всего региональных клубов будет минимум 14).
Игрок, к барьеру!
Сегодня GamerStadium часто именуют первым киберспортивным клубом и площадкой в столице. Это не совсем так: в Москве с 2014 г. работал проект Moscow Cyber Stadium (основатель Николай Шестак), который, помимо компьютеров, для игры также предоставлял площадку под турниры. Проект не смог финансово себя оправдать и закрылся в 2015 г., а в упрек ему ставились, в том числе, высокие цены – 100 руб. в час. И в одиночестве новый проект тоже не останется – например, свою арену строит в Москве киберспортивный ESforce Holding, включающий первый в России профессиональный игровой клуб Virtus.pro (объединяет несколько команд по разным игровым дисциплинам).
В GamerStadium это никого не смущает, здесь уверены, что инвестиции получится вернуть через 1,5 года, а вложения в региональные проекты должны окупиться еще быстрее, за 6–8 месяцев.
Стоимость аренды компьютеров здесь выше – за час игры нужно заплатить 200 руб., правда, члены клуба получают скидку в 50%. «Нам достаточно 15-процентной заполняемости при условии проведения нескольких турниров в месяц», – уточняют в GamerStadium. Кроме того, во время турниров растет выручка кафе, в будние дни помещение будут предлагать в аренду для коворкингов, а еще есть франчайзинг – все региональные клубы будут открываться только по франшизе (точная стоимость и условия пока неизвестны). Основатели киберарены намерены зарабатывать и на презентациях новых продуктов, интересных для геймеров, такие мероприятия могут стоить до нескольких миллионов рублей.
Но главное, новая площадка намерена получать доход от рекламы и партнерских проектов при проведении турниров по кибердисциплинам. «Как и в случае со спортивными стадионами, киберстадионы зарабатывают на размещении рекламы спонсоров, проводят турниры и другие развлекательные мероприятия и презентации», – говорит основатель группы компаний Game Show Алексей Бурдыко.
Именно реклама и спонсорство аккумулируют 74% всех денег в киберспорте, подсчитали в SuperData, в 2016 г. эта цифра составит $661 млн. Половину из них потратили мировые бренды, и это на 49% больше прошлого года. Рост трат понятен: это единственный канал прямого общения с многомилионной аудиторией, которая не смотрит телевизор, но при этом интересуется не только играми и готова платить.
Сейчас GamerStadium сотрудничает с МТС, LG, SteelSeries, LeEco. Например, МТС обеспечивает киберклубу доступ в Интернет, LG поставила ультраширокие мониторы, SteelSeries – гарнитуры и клавиатуры.
Генеральным партнером Gamer-Stadium стала компания Riot Games – разработчик чуть ли не самой популярной компьютерной игры в мире, League of Legends, которая оценивает ежемесячную аудиторию игроков в 100 млн человек.
«Riot Games везде, где присутствует, поддерживает PC-кафе, мы это делаем во всем мире. Мы финансово поддерживаем проект как спонсоры и заинтересованы, чтобы GamerStadium развивался и открывал новые точки», – поясняет руководитель Riot Games Russia & CIS Алексей Крайнов.
В принципе сотрудничество с издателем для GamerStadium – совершенно закономерный ход: киберспорт как бизнес строится вокруг игры и крайне зависим именно от ее разработчика.
«Для подавляющего числа вовлеченных киберспорт – бизнес вокруг продукта, которым им не принадлежит. Это уже приводит к конфликтам интересов», – говорит автор программы «Игропром», директор фестиваля «Стримфест» Михаил Лисецкий.
Основатели GamerStadium не скрывают, что их площадка ориентирована именно на поклонников League of Legends – на входе даже стоит фигура одного из персонажей, короля троллей Трандла. Свой клуб для фанатов этой игры они называют идеальным местом, а игроки в соцсетях уже именуют его убежищем. Разработчик League of Legends, кстати, предполагает проводить в новом клубе свои турниры – в ноябре здесь пройдет один из этапов любительского кубка по этой игре.
Очевидно, хотя основатели киберарены об этом и не говорят, что финансовая поддержка будет напрямую зависеть от числа игроков, которых площадка сможет привести в игру и в турнир, а также зрителей.
«Наш контракт включает много опций: чем лучше мы работаем, тем больше они готовы участвовать в нашей деятельности», – говорит Ярослав Комков.
При этом для издателя игры вложения в киберпроект, как и в принципе в киберспорт, – пока еще инвестиции в будущее (разработчик, к примеру, поддерживает не только киберкафе, но и выплачивает гонорары профессиональным киберспортсменам, поддерживает гейминг-хаусы, участвует в формировании призового фонда турниров и чемпионатов и т.д.).
«Это большие инвестиции, мы понимаем, что сможем обеспечить их возврат, но пока это инвестиции, и мы спокойно на это смотрим», – уточняет Алексей Крайнов.
Клубная жизнь
Рынок киберспорта завоевывает мир очень быстро – эксперты говорят о ежегодном его росте до 40% и о том, что рынок «залит» инвестициями. Это видно хотя бы по объему призовых фондов на турнирах по киберспортивным дисциплинам. Так, на The International, главном мировом турнире по MOBA-игре Dota 2 (издатель Valve), за шесть лет призовой фонд вырос с $1,6 до $20,7 млн, став рекордным в истории киберспорта. При этом большую часть средств вносят простые геймеры, покупая внутриигровые предметы в Dota 2. Не отстает и Россия – в 2016 г. команда из СНГ Albus NoX Luna вышла в четвертьфинал чемпионата мира по League of Legends, став одной из восьми лучших команд по итогам года.
«С тех пор как игры перестали быть постыдным развлечением, с ними уже не рвут. Если когда-то вы заинтересовались MOBA-играми, с большой вероятностью, вы пронесете это через всю жизнь, как и любовь к привычным видам спорта», – объясняет стремительный рост индустрии Михаил Лисецкий.
Вместе с тем, киберспорт как бизнес – это пока еще зарождающаяся индустрия, и хотя она уже выглядит очень серьезно с точки зрения продаж, участников, зрителей, здесь еще нет отработанных бизнес-моделей.
«Развитие киберспорта в России – долгосрочная, но перспективная инвестиция. Сейчас идет подготовка к моменту, когда пользователи начнут активнее тратить деньги на игры и активность вокруг них, и именно сейчас формируется пул компаний, которые станут в дальнейшем основными игроками рынка», – говорит сооснователь компании Gaijin Entertainment Антон Юдинцев.
«Для полноценного формирования российского киберспорта как дисциплины нужно время. Потребуется еще несколько лет, чтобы появились полноценные инфраструктура, федерации, чтобы все это было поставлено на системный поток при правильной поддержке и власти, и спонсоров», – говорит Алексей Бурдыко.
В том числе речь идет, конечно же, и о киберклубах. Но если перспективы развития игровой индустрии в целом мало у кого вызывают сомнения, то в потенциал последних пока верят не все. Все же клубы – это не «ВТБ Арена», а еженедельные турниры сложно сравнить с финалом Континентальной лиги по League of Legends, который собрал более 10 000 зрителей. К тому же, многие помнят кончину популярных некогда компьютерных клубов образца девяностых.
«Популярность формата пошла на спад с появлением большого количества персональных компьютеров и распространением широкополосного Интернета. Раньше, чтобы сыграть с живыми соперниками, требовалось несколько компьютеров, объединенных локальной сетью, теперь легко получить то же самое дома», – говорит Антон Юдинцев.
«Пока есть возможность сэкономить, игроки будут тренироваться дома. Только единицы понимают пользу таких клубов и регулярно посещают их для тренировок», – считает организатор киберспортивного фестиваля Sunrise Challenge Алексей Егоров.
«Современные киберстадионы – это «барный» тип отдыха, возможность сбросить напряжение после работы, встретиться с друзьями, поболеть за любимую команду. Идея прекрасно ложится на демографию гейминга – потребитель уже не хочет играть сутки напролет, но требует комфорта в те несколько часов, что он выкроил для игры. За это он готов платить», – возражает Михаил Лисецкий.
В GamerStadium считают, что их выручит и органический трафик торгового центра. К тому же, здесь проходят уникальные мероприятия – турниры с участием звездных профессиональных игроков, любительские турниры и т.д., в распоряжении клуба есть «навороченные» компьютеры, которые большинство геймеров просто не могут себе позволить.
Неплохие шансы у клубов в регионах, где зачастую в принципе нет мест для турниров и мероприятий индустрии гейминга. К тому же, в регионах не так хорошо, как в столице, обстоят дела и с быстрым Интернетом, который принципиален для геймеров. «Проблема скоростного доступа в Интернет актуальна, а идея привлечения клиентов при помощи этого фактора правильная», – считает доменный инвестор и владелец компании Domain Parking Павел Гросс-Днепров.
Но, конечно же, ключевым фактором, привлекающим геймеров на арену GamerStadium, может стать политика генерального партнера, Riot Games. Например, играя в кафе, игроки могут получать больше возможностей внутри игры, в отличие от игры из дома.
«Мы даем больше открытого контента игрокам в PC-кафе, и за это получаем часть денег, которые платит игрок, – объясняет Алексей Крайнов. – В кафе все чемпионы (персонажи в игре. – Прим. «Ко») открыты сразу, дома, чтобы увидеть всех чемпионов, нужно играть большее количество времени. И есть игроки, которые из-за этого идут в кафе».
Аналогичная модель может быть примерена разработчиком и в России. И, кстати, не только им: например, 18–21 ноября в GamerStadium можно было поиграть в Overwatch от Blizzard Entertainment. За игру в «домашнем режиме» придется выложить более 3000 руб.