Полет шмеля
«Израильские шмели, в отличие от российских, не работают по субботам, им отказали в праве опылять уральские томаты!» – шутит шоумен Иван Ургант в своей вечерней программе на Первом канале, а студия взрывается смехом. Иронизирует он, как ни странно, над вполне реальным случаем: если раньше овощи и ягоды в отечественных теплицах опыляли при помощи импортных шмелей, то теперь, после падения рубля, шанс получили российские производители насекомых-опылителей. До последнего времени они находились в тени заграничных коллег, но сегодня на стороне продукции отечественных шмелеводов важное конкурентное преимущество – низкая цена. Смогут ли российские производители шмелей по-настоящему укрепиться на рынке или же это всего лишь временный эффект, выяснял «Ко».
Зеленая революция
Традиционно шмелей для нужд опыления российским аграриям действительно поставляли из-за рубежа, где, собственно, и появилась технология коммерческого разведения насекомых.
Как оказалось, использование этих насекомых для опыления позволяет увеличить урожайность до 30%, этот способ опыления растений в теплицах существенно выигрывает по сравнению с другими.
«Опыление шмелями обеспечивает прибавку урожая минимум на 20% по сравнению со всеми другими способами опыления (ручное встряхивание, применение электрических кистей-вибраторов или регуляторов роста). По этой причине разработка в 80-е годы прошлого века технологии искусственного разведения шмелей была названа в Западной Европе зеленой революцией», – уточняет генеральный директор СБО «Компас» Галина Шишкина.
В принципе опыление возможно и с помощью пчел, однако шмели считаются более эффективным методом – например, они двигаются быстрее, могут летать на большие расстояния, из-за своих размеров способны переносить больше пыльцы, работать при низкой освещенности (например, в зимнее время, после спячки и т.д.).
«Доля нестандартной продукции снижается до 5% от общей массы полученного урожая, – объясняют пользу от использования шмелей в воронежской фирме «Бамблби компани». – При опылении пчелами 20% нестандартных плодов считалось нормой, ведь пчелоопыляемый огурец выращивается в зимний период, когда заставить пчелу летать и опылять очень сложно: мало солнечных дней, пчелы не ориентируются в теплице».
Поэтому шмелей теперь используют вместо пчел, например, при опылении огурцов.
К тому же, для пчел хозяйствам придется держать свою пасеку, а работая со шмелями, можно лишь предоставить компании-поставщику график поставок и получить шмелей к определенному сроку.
«Шмелиные фермы позволяют существенно увеличить качество сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в теплицах. Спрос на такую продукцию довольно высок, учитывая сложности переноса диких семейств к себе в теплицу и ухода за ними. Более того, если этот продукт будет оформлен в некоторое коробочное решение, это только увеличит спрос со стороны с сельскохозяйственных компаний», – говорит генеральный директор компании «М9 агро» Кирилл Морозов.
В конце концов, ряд культур попросту не может опыляться пчелами – это прежде всего томат.
«В силу особенностей биологии растения пчелы не опыляют томат, поэтому альтернативой шмелям является ручное опыление (гормоны, механическое встряхивание растений). При ручном опылении снижается количество и вес завязавшихся плодов, много времени теряется на выполнение этой работы», – объясняет руководитель направления биозащиты и опыления ЗАО «Шетелиг Рус» Ольга Бабкина.
Узкий рынок
Коммерческое шмелеводство – очень молодой бизнес, в мире он начал развиваться всего лишь с начала 1990-х. В России шмелей стали пробовать выращивать в середине 1990-х, пробуя разводить завезенных из-за рубежа насекомых. Например, в свою лабораторию привез голландских шмелей совхоз «Тепличный» в Ивановской области, также шмелеводство развивалось в совхозе «Алексеевский» в Башкирии. В «Тепличном» даже в итоге пробовали поставить шмелеводство на коммерческие рельсы – продукцию продавали на внутреннем рынке, также развивали направление биозащиты растений (в совхозе функционировал свой агробиоцентр). Однако совхоз в 2015 г. был признан банкротом, а в итоге вместе с предприятием прекратила существование и лаборатория шмелеводства. В «Алексеевском» шмелей продолжают разводить, но только для собственных нужд.
Сегодня на российском рынке работают всего две компании, сумевшие поставить производство шмелей на поток – это служба биологического опыления (СБО) «Компас» в Подмосковье и «Бамблби компани».
«Компас» ведет разработки с 1995 г – это самый опытный игрок на отечественном рынке шмелеводства. Изначально направление производства шмелей развивалось в составе ГК «Компас», основанной директором по развитию компании «Белая дача» Павлом Шишкиным. Кстати, группа существует и сегодня, поставляет из-за рубежа оборудование и материалы для теплиц, средства защиты растений и т.д. С 2006 г. СБО «Компас» работает как самостоятельное предприятие, а производственным процессом занимается сын Павла Шишкина Семен Шишкин.
«Естественно, технологию шмелеразведения с нуля никто не продавал. Сначала мы привезли в Россию шмелей из-за рубежа, готовый товар, а потом благодаря в том числе специалистам из МГУ и Тимирязевской академии создали с нуля технологию производства», – вспоминает Семен Шишкин.
Производственные мощности компании находятся в подмосковном Лыткарино, всего на предприятии работают около 10 человек, в год оно продает на российском рынке примерно 10 000 шмелиных семей (средняя стоимость – 2800 руб. за семью). Среди клиентов – тепличный комплекс «Агрокультура групп» в подмосковной Кашире, «УГМК-агро» и даже сахалинское предприятие «Красногорская заимка». Также шмелей поставляют на комбинаты в рамках госконтрактов – например, в текущем году «Компас» отправит в ГУП «Тепличное», что в Мордовии, шмелей на 1,4 млн руб.
Свою технологию разведения шмелей практикует «Бамблби компани», правда, ее собственники к аграрной индустрии не имели никакого отношения. Владеет компанией местный бизнесмен Владимир Рогатнев, которому также принадлежит предприятие «Медицинская ассоциация «Эра», объединяющая под общим брендом сеть стоматологических клиник в Воронеже и Липецке, а также центр косметологии, медицинский диагностический центр (по данным Kartoteka.ru, Рогатнев является учредителем ООО «Эстет», ООО «Эрамед» и ООО «Стомадент»).
«Бамблби компани» вышла на рынок в 2002 г., сегодня здесь трудятся около 100 человек. Объем продаж в компании не раскрыли, как говорят участники рынка, в год компания реализует до 30 000 шмелиных семей. Среди клиентов – агрокомбинат «Московский», тепличный комбинат «Аграрное» в г. Орехово-Зуево, агрокомбинат «Южный».
Тепличные условия
Главные и единственные потребители шмелей – это тепличные комбинаты, которые используют мохнатых помощников для опыления растений. Бум инвестиций в строительство теплиц спровоцировал и рост спроса на шмелей. По сравнению с 2005 г. потребность в шмелях выросла примерно в 3–4 раза. По данным Минсельхоза, в стране сегодня около 2800 га теплиц, при этом производственные мощности будут только расти – до 2020 г. в стране должно появится еще 1500 га теплиц. Так, новый тепличный комплекс в Белгородской области построит сын Романа Абрамовича Аркадий Абрамович, собственный тепличный проект развивает компания «Русагро» и т.д. Потенциально это потребители продукции шмелеводства.
«В России в течение пяти лет должно реализоваться более 100 инвестпроектов закрытого грунта для выращивания овощей и зелени. Растет также объем выращивания овощей в открытом грунте. Большинство культур требует опыления насекомыми. Для ряда культур шмели – незаменимые опылители», – говорит руководитель направления "Биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности" фонда "Сколково" (Открытый университет Сколково - партнер акселератора GenerationS) Роман Куликов.
Еще совсем недавно российские тепличные хозяйства покупали шмелей за границей. Ведущими иностранными производителями этих насекомых остаются компании Израиля (BioBee), Нидерландов (Koppert) и Бельгии (BioBest). Но из-за обвалившегося рубля их продукция стала слишком дорогой, поэтому аграрии в России все чаще делают выбор в пользу отечественных шмелей. Так, у «Компаса» шмелиная семья стоит 3000 руб., как и до кризиса.
Например, агрофирма «Победа» в Псковской области покупала шмелей в Голландии, затем в Бельгии и Израиле, но теперь перешла на продукцию из Воронежа. Отказались от израильских шмелей в пользу российских и на тепличном комбинате «Майский» в Татарстане.
«В рамках импортозамещения наша компания достойно справилась с возросшим объемом заказов. Также мы обеспечиваем шмелиными семьями КФХ и ЛПХ, в этом году заказов на шмелиные семьи стало в 3–4 раза выше. Казахстан и Армения значительно увеличили объемы», – говорит представитель «Бамблби компани» Сергей Лютиков.
Однако о полном импортозамещении говорить было бы неверно. Полностью перейти на отечественных шмелей не получается: например, в Сахалинской области хозяйство «Красногорская заимка» покупает отечественных шмелей у СБО «Компас», а в совхозе «Тепличный» предпочитают насекомых от голландской фирмы Koppert.
В современных теплицах, где используются досветка и специальный пластик вместо стекла, шмели зарубежных производителей опережают отечественных, утверждают специалисты.
«В стрессовых условиях импортные шмели показывают лучшие результаты как по опылительной способности, так и по сроку жизни в теплице», – говорит Ольга Бабкина.
Безусловно, доля импорта в поставках шмелей снизилась по сравнению с докризисным периодом в связи с возникшей разницей в цене, полагает она, однако в новых строящихся предприятиях, использующих современные технологии выращивания, все же не отказываются от продукции из-за рубежа, и именно у таких предприятий доля импортных шмелей даже выросла.
К тому же, иностранные производители предлагают более продвинутые технологии – например, у Koppert существует автоматизированная система закрывания-открывания летка в улье, это упрощает уход за ним в теплице. Впрочем, российские производители готовы и здесь конкурировать с Западом – в «Компасе», например, намерены выйти в «Сколково» с идеей автоматически регулируемого летка.
Шмелиные прихоти
В принципе производство и продажа шмелей – не слишком масштабный бизнес. Так, у «Компаса» оборот за 2015 г. составил чуть более 20 млн руб., в «Бамблби компани» – 69 млн руб. (по данным Kartoteka.ru). Правда, у компаний достаточно высокий уровень прибыли – 6,4 и 15 млн руб. соответственно.
При этом бизнес весьма затратный, например, «Компас» за годы работы вложил в производство сотни миллионов рублей. На предприятии пришлось установить несколько уровней защиты от вирусов и бактерий, каждые два года производство нуждается в тотальной дезинфекции, очистке и ремонте помещений.
«Затрат на выращивание очень много: это закупка пыльцы и пластиковых контейнеров, уход за шмелиными семьями, приготовление пыльцевого корма и инвертированного сахарного сиропа», – говорят в «Бамблби компани».
Но главное, это довольно сложный и непредсказуемый бизнес.
Например, на работоспособность шмелей влияет состав корма, который, в свою очередь, зависит от особенностей природного урожая: шмели любят пыльцу черемухи (саму пыльцу покупают у пчеловодов, например, «Компас» потребляет 2,5 т пыльцы), но растение хорошо цветет не каждый год.
Может испортиться оборудование: у «Компаса» однажды из строя вышел сироповарочный котел, и 3 т сиропа для кормления шмелей вылили в канализацию.
Может сломаться транспорт, на котором шмелей везут в другие регионы, их могут не взять на борт самолета и т.д. Для перевозки на близкие расстояния компании содержат свой парк автомобилей (например, у «Бамлби компани» есть четыре грузовых автомобиля с климат-контролем).
Но главное, сама продукция стоит не очень дорого, одна семья (улей) – в пределах 3000 руб. и ценник не меняется годами. При этом на гектар овощной культуры нужно всего около 10 ульев – так, «УГМК-агро» на 4 га томатов закупила в 2015 г. 42 семьи. В итоге за покупателя идет довольно напряженная борьба.
При этом во всем мире компании, выращивающие шмелей, значительно больше зарабатывают на производстве так называемой биозащиты – полезных энтомофагов, которые борются в теплицах в насекомыми-вредителями (белокрылкой, паутинным клещом, совкой, трипсом и т.д.). Сегодня практически всю биозащиту Россия импортирует. В планах отечественных производителе шмелей – развивать и это направление. Так, в «Компасе» ведут переговоры с компанией InVivo – одним из ведущих производителей биозащиты в мире, которая рассматривает возможность локализации производства в России. Также здесь хотят создать научный центр по разработке технологий производства шмелей и биозащиты растений на базе собственного тепличного комплекса в Подмосковье (компания приобрела 6 га земли).