Top.Mail.Ru
рынки

В командировку как в отпуск

Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

По данным Союза агентств делового туризма (САД), по итогам 2024 года объем рынка корпоративных поездок достиг рекордного показателя в 1 трлн руб. И по экспертным оценкам, продолжит рост в 2025-м. Разбираемся в ключевых трендах этого туристического сегмента.

Шаг в сторону бизнес-аудитории

Российские деловые туристы стали чаще делать выбор в пользу полетов бизнес-классом — согласно данным цифровой платформы для организации командировок и управления расходами «Ракета», в 2024 году таких билетов было куплено на 42% больше, чем в 2023, и этот показатель продолжает расти. В то же время, исследование агентства делового туризма «Аэроклуб» выявило увеличение количества полетов бизнес-классом на 19%.

Наблюдая эту тенденцию, авиакомпании стали активнее развивать сегмент бизнес-класса. Например, перевозчики продолжают увеличивать количество бортов для бизнес-путешествий и вводят новые конфигурации комфортабельных кресел. Так, осенью прошлого года авиакомпания S7 Airlines провела перекомпоновку части самолетов и вернула салон бизнес-класса в те воздушные суда, которые были оборудованы исключительно креслами эконом-класса.

Это касается и иностранных компаний: американский перевозчик Delta, к примеру, рассматривает введение класса «business-class-lite» — более бюджетный вариант билетов бизнес-класса. А турецкая авиакомпания Turkish Airlines установит новый формат бизнес-класса Crystal на Boeing 777-300 в 2025 году и на самолеты Airbus A350–1000 в 2026 году.

Персонализация услуг и программы лояльности

В стремлении оптимизировать корпоративные расходы, компании могут все чаще бронировать билеты и отели заранее, а также активнее пользоваться программами лояльности. Соответственно, одним из ключевых трендов 2025 года станет персонализация услуг для бизнес-пассажиров. Компании будут предлагать индивидуальные маршруты и гибкие условия бронирования, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов.

Представители авиакомпаний уже отмечают позитивное влияние программ лояльности. «Высокие уровни скидок и проценты начислений баллов в S7 Corp позволили корпоративным клиентам авиакомпании сэкономить более 1,05 миллиарда рублей в 2024 году», — поделился Александр Елфимов, директор по продажам S7 Airlines. Обновленная программа лояльности авиакомпании дает возможность выбрать тип экономии в зависимости от объемов и географии полетов. Эти мили можно потратить на премиальные билеты, бизнес-залы и проживание.

Наличие дополнительных «рангов», имеющих свои привилегии и особые условия, внутри программ лояльности будет также мотивировать корпоративных клиентов к частому использованию услуг авиакомпании.

Внедрение искусственного интеллекта

На сегодняшний день 46% туристических компаний считают ИИ главным технологическим приоритетом. По данным САД, пользователи хотят получать первый ответ от агентства в течение 5 минут после обращения, срочные запросы — за 30 минут, остальные — в течение часа. Это означает, что сервисы онлайн-бронирования будут активно внедрять инструменты ИИ, такие как чат-боты, для быстрого ответа на стандартные вопросы клиентов. В случае с командировками вопрос времени может иметь особенное значение, например, во время кризисных ситуаций, когда авиаперелет и гостиницу нужно забронировать в течение короткого времени.

Внедрение искусственного интеллекта и больших данных позволит авиакомпаниям предоставлять более точные прогнозы времени вылетов и прилетов, а также оптимизировать маршруты. В 2025 году путешественники будут активно взаимодействовать с ИИ, встроенным в сервисы авиакомпаний, включая регистрацию через сайты и мобильные приложения. Это сделает планирование бизнес-поездок эффективнее.

Программное обеспечение и автоматизация: экономия времени и ресурсов

С каждым годом все больше компаний переходит к цифровым инструментам для организации корпоративных поездок. Использование корпоративных приложений, платформ для бронирования, таких как S7 Corp, и аналитических инструментов позволяет эффективно управлять процессами командировок, сокращая количество ручной работы и повышая точность информации о рейсах, затратах и результатах поездки.

Гибридные путешествия

За последние пять лет количество гибридных деловых поездок, сочетающих работу и отдых, увеличились на 40%. Этот вид поездок получил название bleisure туризм. Во время таких путешествий сотрудники компании оставляют несколько дней на отдых, добавляя к деловым встречам развлекательные активности. В 2024 году 37% всех командировок летом россияне совмещали с отдыхом. Самыми популярными городами для гибридных путешествий в России в 2024 году стали Сочи, Санкт-Петербург и Москва.