Top.Mail.Ru
бизнес

В налогообложении нефтегазовой отрасли России грядут изменения

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Минфин России предложил сразу несколько налоговых изменений для нефтегазовой отрасли. Речь идет об увеличении ставки налога на прибыль для «Транснефти», новом расчете котировки Urals для налогов, а также обнуление НДПИ для труднодобываемого газа на Ямале и меры поддержки нефтепереработки.

О новых изменениях в налогообложение нефтегазовой отрасли, говорится в материалах Минфина, которые были внесены в правительство, сообщает РБК. Агентство отмечает, что предлагается до 40% поднять ставку налога на прибыль для «Транснефти». В настоящий момент налог на прибыль для компании рассчитывается по ставке 20%. С 1 января 2025 года она, как и для всех других организаций, должна была вырасти до 25% однако именно для ПАО «Транснефть» предлагают более серьезный рост ставки.

В самой компании от комментариев отказались. Между тем, в соответствии с финансовым отчетом «Транснефти» по российским стандартам бухгалтерской отчетности, с января по сентябрь 2024-го прибыль компании сократилась почти в два раза (на 49,1%) — до 97 миллиардов рублей, а налог на прибыль за тот же период упал на 59,1% — до 18,1 миллиарда рублей. В 2023-м группа «Транснефти» получила рекордную чистую прибыль — 306,6 миллиарда рублей по МСФО — и выплатила за этот год дивиденды в общем размере 128,5 миллиарда рублей.

Как отметил агентству партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов, российским законодательством не предусмотрена установка индивидуальной ставки для конкретного налогоплательщика. Однако ее можно устанавливать для определенных категорий. В случае с «Транснефтью» речь может пойти об «организации — собственнике магистральной системы нефтепроводов», какой она и является. Эксперты предполагают, что подобное изменение связано с высокой прибыльностью проекта с точки зрения выравнивания рентабельности по отрасли.

После того, как для российской нефти закрылся рынок Европы, экспорт был перенаправлен на восточное направление. В материалах Минфина говорится, что в связи с этим возникла необходимость более объективно использовать цены нефти марки Urals в целях налогообложения. Ее предлагается определять исходя из цены на российскую нефть в западных и восточных портах страны.

Предлагается включить в расчет налоговой котировки Urals стоимость сорта ESPO (ВСТО), экспортируемого из дальневосточного порта Козьмино. Предполагается, что котировка Urals будет представлять собой сумму среднедневной за истекший налоговый период цены сорта в портах Приморска и Новороссийска, умноженной на коэффициент 0,78, и среднего значения стоимости нефти ESPO в Козьмино, умноженного на коэффициент 0,22. Другими словами, котировку станут рассчитывать как среднее трех котировок FOB (Приморск, Новороссийск, Козьмино), где вес среднеарифметического первых двух будет составлять 0,78, а вес третьей — 0,22.

В 2023-м общий объем экспорта нефти из четырех морских портов — южный Новороссийск, западные Приморск и Усть-Луга и восточный Козьмино — превысил 151 миллион тонн, из которого на долю Козьмино пришлось примерно 28%.

Также в Минфине предлагают с 2025 года приостановить на пять лет налоговый вычет по НДПИ при добыче газового конденсата, направленного на переработку с выделением ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов, продукт переработки попутного нефтяного газа и газового конденсата). Кроме того, с 1 января 2028-го предлагается установить на десять лет нулевую ставку по НДПИ при добыче трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) газа и газового конденсата на полуострове Ямал.

Еще одним предложением Минфина является поддержка нефтепереработки. Министерство предлагает донастроить демпфирующий механизм, используемый для стабилизации цен на топливо и предполагающий субсидии нефтеперерабатывающим компаниям из бюджета. Власти намерены разделить «обнуление демпфера» по каждому из видов моторного топлива. В настоящий момент демпферные выплаты обнуляются, когда хотя бы один из видов топлива — бензин или дизель — превышает на бирже индикативный уровень цен.

Также для поддержания инвестиций в развитие нефтеперерабатывающей отрасли, для организаций, «добросовестно исполняющих свои обязательства» по таким договоренностям, предусматривается возможность завершения намеченных планов «в более поздние сроки», а параметры инвестиционных соглашений предлагается уточнить. Для инвесторов в объекты нефтепереработки, которые вкладывают более 100 миллиарда рублей, срок получения инвестиционного вычета увеличат на два года. Продлят на один год и сроки исполнения соглашений по развитию производственных мощностей нефтехимических предприятий.